Файл: Разработка технологического процесса техни ческого обслуживания и ремонта транспортных и транспортнотехнологических машин и обо.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проект «Инженерные кадры Зауралья»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Курганский государственный университет»
Кафедра «Автомобильный транспорт и автосервис»
РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ТЕХНИ-
ЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТРАНСПОРТНЫХ
И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И ОБО-
РУДОВАНИЯ
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Техническая эксплуатация силовых агрегатов и трансмиссий», для студентов направления 190600.62
Курган 2014

2
Кафедра: «Автомобильный транспорт и автосервис»
Дисциплина: «Техническая эксплуатация силовых агрегатов и трансмиссий»
(направление 190600.62).
Составили: канд. техн. наук, доцент А.В. Шарыпов, ст. преп. А.Л. Бородин.
Утверждены на заседании кафедры «30» октября 2014 г.
Рекомендованы методическим советом университета в рамках проекта
«Инженерные кадры Зауралья»
«__» ноября 2014 г.

3
Введение
Важной составляющей в обучении студентов по направлению 190600.62
– «
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» является техническая часть, в которой студент должен показать свои знания, умения и навыки в области инженерной подготовки. Курсовая работа предусматривает разработку технологического процесса ТО, ТР или диагностирования агрегата, узла или механизма.
Курсовая работа является самостоятельным техническим трудом сту- дента, основной целью которого является закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков студентов в области разработки и документи- рования технических процессов ТО, ТР и диагностирования автомобилей, спо- собствующих успешной подготовке к выполнению дипломного проекта.
Курсовая работа, как правило, носит комплексный характер и преду- сматривает решение технических, технологических и организационных задач, стоящих перед специалистом, с учетом экономической и экологической эффек- тивности разрабатываемых технологий. При выполнении ее необходимо также учитывать правила охраны труда и техники безопасности.
В результате выполнения курсовой работы студент должен:

знать: физическую сущность работ, входящих в объемы технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР); общее представление о техноло- гических операциях ТО и ТР; схемы технологических процессов ТО и ТР; ос- новные регламентирующие их нормативные документы; базовое технологиче- ское и диагностическое оборудование и оснастку для проведения работ по ТО и
ТР, оснащение рабочих постов и рабочих мест;

уметь: пользоваться имеющейся нормативно-технической и справоч- ной документацией, разрабатывать технологические процессы, составлять тех- нологические карты;

владеть: навыками организации технической эксплуатации транс- портных и транспортно-технологических машин и комплексов; методами без- опасной работы и приемами охраны труда.

4 1 Тематика курсовой работы
Тема курсовой работы должна быть актуальной с точки зрения решения практических задач, стоящих на современном этапе перед данным специали- стом на конкретном предприятии автомобильного транспорта, а также учиты- вать тенденции развития научно-технического прогресса в отрасли.
При выборе темы курсовой работы необходимо учитывать также трудо- емкость её выполнения. Разрабатываемый технологический процесс должен со- ответствовать по объему и сложности требованиям, предъявляемым к курсовой работе. Объектами разработки должны быть технологические процессы выпол- нения отдельных операций ТР конкретной системы или отдельного механизма автомобиля, а также общие работы ТО и диагностирования автомобиля в целом или отдельных его агрегатов.
Курсовая работа может выполняться и по темам научно- исследователь- ского или конструкторского характера. Такие темы даются студентам, активно участвующим в научно-исследовательской работе кафедры «Автомобильный транспорт и автосервис» и имеющим определенные практические или теорети- ческие результаты.
2 Задание на курсовую работу
Задание на курсовую работу выдается руководителем каждому студенту индивидуально на специальном бланке и, как правило, содержит:
– модель автомобиля;
– количество автомобилей;
– наименование агрегата, механизма, системы, узла или детали;
– наименование технологического процесса, который предстоит разрабо- тать студенту.
Кроме того, в зависимости от специфики конкретного варианта курсовой работы в задании могут быть и другие дополнительные данные.
Весьма желательным при выборе темы курсовой работы является ее увязка с темами уже выполненными студентами курсового проекта по дисци- плине «Типаж и эксплуатация технологического оборудования» и курсовой ра- боты по дисциплине «Основы теории диагностики».
3 Объем курсовой работы
Курсовая работа состоит из расчетно-пояснительной записки объемом
20

30 страниц формата А4. Оформление курсовой работы выполняется в со- ответствии с методическими указаниями [3].
Порядок расположения материала в расчетно-пояснительной записке следующий:
Титульный лист.
Задание на курсовую работу.
Содержание.

5
Введение
1 Характеристика объекта обслуживания (ремонта) или диагностирова- ния (включая пробеги до ТО и КР, заправочные объемы, необходимые материалы, используемый специальный инструмент и приспособления).
2 Составление и описание общей технологической схемы процесса.
2.1 Описание общей схемы организации ТО, ремонта и диагностирова- ния автомобилей на предприятии, в зависимости от их количества, с указанием места технологического процесса на схеме.
2.2 Составление организационно - технологической схемы организации производственного процесса участка, непосредственно на котором производит- ся технологический процесс.
3 Описание рабочего поста или рабочего места выполнения работ, при- меняемого оборудования и инструмента.
4 Разработка технологического процесса.
4.1 Общее описание процесса.
4.2 Нормативные документы, регламентирующие выполнение разраба- тываемого технологического процесса.
4.3 Нормирование трудоемкости операций, составляющих технологиче- ский процесс.
4.4 Составление технологической карты.
Заключение.
Список используемых источников.
Приложения.
4 Методические указания к выполнению разделов курсовой работы
4.1 Общие положения
Последовательность разработки технологического процесса заключается в следующем: изучается конструкция изделия, составляется план проведений работ, определяется последовательность операций и переходов, устанавливает- ся темп (такт) выполнения работ, определяются нормы времени по каждой опе- рации, выбираются оборудование, приспособления и инструмент, назначаются исполнители, оформляется технологическая документация. Технологическая документация представляет собой графические или текстовые документы, ко- торые определяют технологические процессы ТО и ремонта автомобилей [2,9].
Единая система технологической документации предусматривает сле- дующие ее виды: технологические карты, маршрутные карты, операционные карты, инструкции, операционные чертежи, ведомости заказа и нормы расхода запасных частей, материалов, инструментов, оснастки и принадлежностей, а также другие документы. Нормативно-технологический документ, устанавли-

6
вающий требования к объекту до и после выполнения соответствующих воз- действий (приемка, мойка, разборка, сборка, регулировка, диагностика, смазка, сварка, окраска и др.), называется техническими условиями. ТУ позволяют оценить качество ТО и ремонта при сдаче выполненных работ, используются при заключении договоров на услуги ТО и ремонта, а также при предъявлении рекламаций.
Продолжительность выполнения работ технологического процесса называют нормой времени. Техническая норма времени – это регламентиро- ванное время выполнения технологической операции в определенных органи- зационно-технических условиях одним или несколькими исполнителями соот- ветствующей квалификации.
Проектируя технологический процесс, необходимо рассматривать воз- можные варианты выполнения работ, предусматривая их совмещение по вре- мени, месту и исполнителям с учетом используемого оборудования. Примене- ние сетевого планирования при разработке технологического процесса позво- лит выстроить операции и переходы в такой последовательности, когда для их выполнения потребуются минимальные затраты времени при гарантированном качестве проведения работ.
4.2 Характеристика объекта обслуживания, ремонта или диагностирования
В данном разделе студент должен в лаконичной и предельно понятной форме описать назначение, принцип действия, устройство и работу агрегата, узла или системы автомобиля, в соответствии с заданием.
Здесь может быть приведена классификация существующих конструк- ций автомобильных агрегатов, систем и механизмов, проведен анализ и описа- ны пути их развития. На основе анализа необходимо обосновать актуальность разработки технологических процессов ТО, ремонта или диагностики конкрет- ной конструкции агрегата, системы или механизма, принятой к дальнейшей разработке. В качестве такого обоснования может, например, служить факт от- сутствия готовых технологий для обслуживания данного агрегата или системы, использование в существующих технологиях устаревших и неэффективных ме- тодов, а также использование устаревшего или непроизводительного оборудо- вания и инструмента.
При работе над данным разделом курсовой работы, кроме использова- ния учебников по устройству автомобилей, необходимо также использовать и специальную литературу, и в частности, инструкции и Руководства по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей. Кроме того, студен-

7
ту рекомендуется шире использовать информацию, содержащуюся на специа- лизированных сайтах в сети Internet, таких как: http://www.kabriolet.ru/ustr.htm; http://www.garo-info.ru/; http://nexus. odessa.ua/vg/Al09/; http://e-cto.narod.ru/; http://vazmobile.narod.ru/index.html и других.
При описании конструкции агрегатов, систем и механизмов необходимо также привести виды неисправностей и отказов, данные по точкам обслужива- нию данного агрегата, системы или механизма, методах проведения техниче- ского обслуживания, ремонта или диагностики, технические условия выполне- ния операций, применяемое оборудование и инструмент.
Описание устройства конструкции агрегатов, систем и механизмов, и в особенности мест обслуживания и регулировок, необходимо иллюстрировать рисунками, схемами и картинками.
4.3 Составление и описание общей технологической схемы процесса
Общая технологическая схема процесса ТО, ТР или диагностирования агрегата, узла или механизма составляется в следующем порядке. Весь процесс предоставляется в виде определенной последовательности ремонтных воздей- ствий (снятие, мойка, разборка, дефектовка и т. д). Затем эти крупные части процесса дробятся на воздействия, которые включаются в эти операции (до- очистка, окраска, контроль, осмотр, заключение, списание, ремонт (описывает- ся вид ремонта) и т.д.). Следующий этап – это составление технологической схемы. Для этого все рассмотренные ремонтные воздействия располагаем в по- рядке их выполнения, с помощью стрелок обозначаем последовательность вы- полнения операций и их взаимосвязи между собой. Таким образом, получаем общую технологическую схему процесса. Далее следует дать ее краткое описа- ние [5]. Составление организационно – технологической схемы ремонта произ- водим исходя из количества заданных автомобилей. Нужно согласно [10], вы- брать необходимое для ремонта заданного количества автомобилей оборудова- ние. По процессам и количеству операций ремонта выбрать схему проведения работ и доработать ее для разрабатываемого участка.
4.4 Описание рабочего поста или рабочего места выполнения работ, применяемого оборудования и инструмента
Важной частью курсовой работы является разработка рабочего места проведения работ. При организации рабочих мест учитываются антропометриче- ские данные исполнителя, передовой опыт, рекомендации физиологии, психоло-

8
гии и гигиены, требования охраны труда, эргономики, инженерной психологии и технической эстетики. Рабочие места включают в себя зону трудовой деятельно- сти, основное и вспомогательное производственное и технологическое оборудова- ние, технологическую оснастку, приспособления и инструмент. Поэтому подбор необходимого технологического оборудования, для выполнения работ ТО, ТР и диагностирования агрегата, системы или механизма, определенного заданием на курсовую работу, является важным фактором.
Обязательным условием является увязка конструкции оборудования с технологическими процессами, разрабатываемыми в курсовой работе.
При подборе технологического оборудования необходимо учитывать существующий рынок предложений и цены на предлагаемое оборудование, при этом необходимо ориентироваться на максимальное исключение ручного труда, широкое применение гидро- и пневмо-инструмента, использование последних достижений электроники и микропроцессорной техники.
Особое внимание при подборе оборудования необходимо обращать на соблюдение норм техники безопасности, предъявляемых к данному классу обо- рудования.
При описании используемого оборудования, оснастки и инструмента необходимо привести описание назначения устройства конструкции и принци- па её работы. Описание технологического оборудования необходимо иллю- стрировать рисунками, схемами и рисунками, фотографиями из электронных носителей информации (специальные издания на CD и DVD дисках) и элек- тронных ресурсов (информация Интернет сайтов). Необходимо пользоваться информацией в поисковых системах: mail.ru, Google, Яndex и дугих.
Кроме того, необходимо привести и технические характеристики анало- гичного по назначению, но различного по конструкции и принципу работы оборудования.
При наличии значительного разнообразия предлагаемого оборудования на автосервисном рынке, необходимо привести классификацию технологиче- ского оборудования промышленного производства и провести анализ суще- ствующего оборудования.
Критериями выбора оптимального варианта могут служить:
– технические характеристики оборудования (производительность, мощность, габаритные размеры, масса и другие);
– эргономические характеристики его использования (удобство работы, трудоемкость использования и другие);
– экономические показатели использования (стоимость оборудования, затраты на техническое обслуживание, энергопотребление и другие);

9
– безопасность и экологичность использования (требования техники безопасности и охраны труда, влияние использования оборудования на окру- жающую среду и другие).
Кроме этого, могут учитываться и другие критерии, имеющие важное значение для разрабатываемого технологического процесса.
На основе этого анализа выбрать необходимое технологическое обору- дование и составить перечень технологического оборудования и инструмента, используемого в разрабатываемом технологическом процессе, в соответствии с заданием на курсовую работу. Перечень необходимого технологического обо- рудования и инструмента составляется в виде таблицы с учетом рекомендаций
[9].
4.5 Общее описание технологического процесса
Общая характеристика технологического процесса дается в виде словес- ного описания технологического процесса с его делением на операции и фор- мулируя их названия. При этом следует помнить, что операцией называется комплекс последовательных действий по обслуживанию или ремонту агрегата, системы или элемента конструкции автомобиля. Каждая операция должна пред- ставлять более или менее законченную часть техпроцесса, содержащую одно- типные действия (подготовка к основным операциям, контроль, регулировка, подключение или отключение приборов и оборудования и т.д.). Названия опе- раций в технологической карте должны быть краткими и четкими, начинаться с глагола в повелительной форме.
Примеры наименование операций:

Установить автомобиль на пост.

Замерить осевой люфт в шкворневом соединении правого переднего колеса.

Подсоединить датчик газоанализатора к выхлопной трубе.
В свою очередь операция может состоять из одного или нескольких пе- реходов.
Переход – это часть операции, выполняемая с использованием одного инструмента, прибора.
Примеры переходов:

Отвернуть сливную пробку картера двигателя.

Установить люфтомер-динамометр на рулевое колесо.
При описании операций необходимо указывать технические условия к их выполнению (здесь должны указываться допустимые значения структурных

10
и диагностических параметров, зазоров, люфтов, а также необходимые поясне- ния к выполнению операций, запрещения и предостережения), которые берутся из нормативно-технической литературы, инструкций по эксплуатации автомо- билей и типовых технологий по их обслуживанию.
Далее по каждой операции (переходу) следует указать применяемые оборудование, приспособления и материалы. Указываются наименования обо- рудования, тип и размеры ключей, отверток и др. Основанием для выбора слу- жат конструкция узла, системы и каталоги, табели оборудования и инструмен- тов.
Затем следует разработать и привести описание пооперационных эски- зов. Эскизы выполняются к наиболее сложным операциям, понимание которых затруднено со слов. В качестве пооперационных эскизов могут быть вынесены элементы конструкции узлов и систем автомобиля с указанием стрелками точек обслуживания (крепления, смазки и т.д.), обозначением позиций деталей, пока- зом установок инструмента. Содержанием эскизов могут быть также схемы подключения приборов, показ панелей приборов и стендов с положением ру- чек, переключателей, тумблеров при указанном роде проверок и т.п.
Наиболее сложные эскизы могут быть выполнены с помощью ксеро- копирования или сканирования рисунков из книг, журналов, типовых техноло- гий с соответствующим уменьшением или увеличением и внесением в техноло- гическую карту.
После описания операций по ТО, ТР или диагностированию агрегатов, узлов или механизмов, нужно определить их трудоемкость.
Трудоемкость операций технологического процесса может быть уста- новлена одним из трех способов:
1 – использованием готовых нормативов из типовых технологий и типо- вых норм на ТО и ремонт автомобилей;
2 – обработкой данных хронометражных наблюдений за выполнением соответствующих операций ТО, ТР или диагностирования;
3 – микроэлементным нормированием операций. При проведении рабо- ты необходимо познакомиться с нормированием операций микроэлементным методом.
4.6 Нормирование технологических операций технологического процесса
Использование готовых нормативов из типовых технологий и типовых норм на ТО, ТР и диагностирование за частую не подходит для автотранспорт- ных предприятий, так как они разработаны заводами изготовителями для ре-

11
монтных заводов и крупных специализированных предприятий. И на время технологического процесса влияет множество факторов, такие как объем про- изводства, оснащение производственно-технической базой, оснащение обору- дованием, квалификация персонала и многое другое (рисунок 4.1) [4].
Поэтому для некоторых операций приходится производить перерасчет времени выполнения. Наиболее подходящим методом для расчета времени операций считается микроэлементный метод.
Сущность микроэлементного метода сводится к тому, что самые слож- ные операции в конечном итоге могут быть представлены в виде определенной последовательности повторяющихся простейших элементов, например,: пере- местить, закрепить, установить, соединит и т.д. Если разбить нормируемую операцию на ряд таких микроэлементов и просуммировать имеющееся в базе данных время на их выполнение, то можно найти оперативное время на выпол- нение всей операции.
Рисунок 4.1– Факторы, влияющие на разработку технологического процесса
Значения времени на выполнение микроэлементов операции, часть из которых представлена в таблице 4.1, являются «чистыми» (при свободном до- ступе к точке обслуживания и удобной рабочее позе). В реальных же условиях удобство выполнения работы (рабочие позы, таблица 4.2) и доступ к точкам об- служивания (таблица 4.3) для каждой марки автомобиля и операции будут раз- личными. Поэтому в оперативное время на выполнение операции вносятся по- правки соответствующими коэффициентами. Таким образом, общее уравнение, нормирования трудоемкости операции обслуживания автомобиля выглядит так:
Tn= (

t i
•K
1
•K
2
)•

1+(A+B+C)/100

•P•K
п
,
(4.1)

12
где t i
- время выполнения микроэлемента;
K
1
и K
2
– соответственно, коэффициенты, учитывающие увеличение вре- мени на выполнение операции из-за ухудшения удобства и доступа при работе;
А, В, С – соответственно, доля времени на подготовительно- заключительные работы, обслуживание рабочего места, на отдых и личные надобности, %. Причем А+В+С=12,5;
Р – число рабочих, выполняющих операцию, чел.;
Кп – коэффициент повторяемости операции.
Кп характеризует частоту выполнения операции. Например, контрольно- диагностические операции выполняются без пропусков в обязательном порядке и, поэтому, для них Кп = 1. Регулировочные или крепежные работы могут иметь Кп меньше единицы, т.к. после проверки, если регулировочный параметр в норме или протяжка крепежного соединения не требуется, они могут быть пропущены.
Коэффициент повторяемости зависит от надежности конструкции авто- мобиля и качества предыдущего обслуживания или ремонта, чаще всего нахо- дится в пределах от 0,2 до 1 и определяется путем обработки соответствующих статистических данных.
Таблица 4.1 – База данных по микроэлементам операций ТО автомобилей
№ п/п
Наименование микроэлемента
Время, мин.
1 2
3 1
Переход на 1 шаг
0,020 2
Переход на 2 шага
0,030 3
Переход на 3 шага
0,040 4
Переход на 4 шага
0,050 5
Протянуть (убрать, согнуть) руку
0,020 6
Взять (положить) инструмент, прибор, деталь (взять за ручку, защелку)
0,035 7
Поворот корпуса до 90

0,020 8
Поворот корпуса до 180

0,032 9
Наклон корпуса (выпрямиться)
0,035 10
Наклон корпуса ниже пояса
0,050 11
Доставить (отвести) инструмент, прибор, деталь
0,065 12
Установка (снятие) инструмента, прибора, детали (простая)
0,070 13
Установка (снятие) инструмента, прибора, детали со стыковкой с конструкцией автомобиля
0,300 14
Повернуть инструмент
0,220 15
Повернуть ручку, открыть защелку
0,015 16
Прижать защелку
0,095

13
Продолжение таблицы 4.1 1
2 3
17
Установить (снять) ногу (руку) на педаль
0,007 18
Нажать на педаль рукой
0,007 19
Нажать на педаль ногой
0,005 20
Спуститься в осмотровую канаву
0,230 21
Подняться из осмотровой канавы
0,310 22
Встать на бампер
0,130 23
Спуститься с бампера
0,090 24
Открыть (закрыть) капот (при открытой защелке)
0110 25
Открыть (закрыть) дверь кабины (при повернутой ручке)
0,090 26
Откинуть кабину
0,190 27
Установить откидную кабину на место
0,245 28
Обдуть обслуживаемый элемент сжатым воздухом из шланга
0,040 29
Движения пальцев кисти руки
0,007 30
Навернуть (наживить) гайку М8 – М24 0,275 31
Подтянуть гайку (болт) М6 - М16 0,035 32
Подтянуть гайку (болт) М20 - М35 0,065 33
Посмотреть (бросить взгляд) на предмет или знак, находящий- ся в поле зрения
0,010 34
Отсчет по шкале, см
0,010 35
Отсчет по шкале, мм
0,015 36
Посмотреть на деление пристально
0,020 37
Одно действие в уме с однозначными числами
0,100 38
Одно действие в уме с двухзначными числами
0,280 39
Установка прибора на ноль
0,240 40
Создание преднатяга индикаторной головки
0,210 41
Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М8 - М16 на длине до 20 мм
0,400 42
Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М8 - М16 на длине до 35 мм
0,550 43
Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М20 -М32 на длине до 25мм
0,600 44
Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М20-М32 на длине до 35 мм
0,720
Микроэлементный метод является основным при выполнении данной работы, хотя студент, по согласованию с преподавателем, может применять и другие, однако, необходимым условием при проектировании является приме- нение данного метода не менее чем для трех операций проектируемого техно- логического процесса.

14
Таблица 4.2 – Влияние удобства (рабочей позы) на трудоемкость операций
Номер позы
1 2
3 4
5
Рабочая поза
Стоя прямо, руки прибли- зительно гори- зонтально
Наклон корпу- сом впе- ред
Наклон или изгиб корпу- са назад, ру- ки выше плеч
Поло- жение при- седания
Перегиб корпуса че- рез ограж- дение, пере- городку
Снижение производи- тельности, %
0 25 50 75 100
Коэффициент удобства, К
1 1
1,25 1,50 1,75 2
Таблица 4.3 – Влияние доступа к точкам обслуживания на трудоемкость опе- раций
Категория доступа
Условия доступа
Коэффициент доступа К
2 1
Доступ свободный
1 2
Доступ слегка ограничен. Манипуляциям немного мешают соседние элементы конструкции
1,15 3
Доступ ограничен. Плохо видны точки обслужи- вания, требуется перестановка инструмента
1,25 4
Доступ сильно ограничен. Очень плохо видны точки обслуживания. Манипуляции сильно огра- ничены, требуется частая перестановка инстру- мента
1,45 5
Работа на ощупь. Точки обслуживания не видны, находятся в закрытом объеме. Доступ с инстру- ментом и манипуляции сильно затруднены
1,85

15 4.7 Составление технологической карты (документирование ТП)
Официальным документом, в виде которого оформляется технологиче- ский процесс, является технологическая карта.
При ТО, ТР и диагностике автомобилей выделяют три вида карт: опера- ционно-технологические, постовые и карты на рабочее место. Иногда состав- ляются еще и карты – схемы расстановки и перемещения исполнителей на по- стах ТО и карты распределения операций между исполнителями.
Операционно-технологические карты являются документацией общего уровня и служат для разработки карт постовых и на рабочее место. Они содер- жат перечни операций по агрегатам и системам с указанием инструмента, тех- нических условий и трудоемкости.
Постовые карты составляются на работы, выполняемые только на дан- ном посту, и включают в себя наименование выполняемых операций, количе- ство исполнителей, место выполнения операции (снизу автомобиля, сверху и т.д.), трудоемкость.
Карты на рабочее место содержат операции, для одного исполнителя на конкретном рабочем месте, в порядке их выполнения и содержат применяе- мое на рабочем месте оборудование и инструмент, технические условия и ука- зания, а также трудоемкость выполняемых операций.
Разрабатываемый в соответствии с заданием на курсовую работу техно- логический процесс ТО, ремонта и диагностирования агрегатов, систем и меха- низмов представляется в виде технологической карты выполнения работ.
Для этого все проведенные выше исследования (операции, эскизы, при- меняемое оборудование и инструмент, технические условия на ремонт, время выполнения операций, исполнители, необходимые материалы) в более краткой форме представляются в технологической карте.
Технологическая карта составляется по форме, установленной ГОСТ
31407-86, с эскизом операции и применением подобранного в курсовой работе технологического оборудования, а также обосновании трудоемкости выполня- емых операций (Приложение Б).
В технологической карте (Приложение Б) заполняются графы:

Литера (у – учебный проект).

Наименование работ (какие работу по ТО, ремонту или диагностике автомобиля выполняются).

Автомобиль (модель) (указывается, на какой модели автомобиля про- изводится данный вид работ).

Производственные рабочие (указывается профессия работника выпол- няющего данный вид работ).

Количество (указывается количество работников выполняющих дан- ный вид работ).

Разряд (указывается разряд работника выполняющего данный вид ра- бот).

16

Норма времени (указывается норма времени выполнения всей описы- ваемой работы в чел.-час., чел.-мин.(по всей тех.карте указывается в одной раз- мерности)).

Материал (при наличии расходных материалов необходимых для вы- полнения указанного вида работ: масел, жидкостей, пластичных смазок, красок, шпатлевок и т.п.; заполняются соответствующие графы (норма расхода и еди- ницы нормы)).

№ (указывается порядковый номер операции).

Наименование операции (вносится название выполняемой операции, например (Провести дефектовку клапанов)).

Эскиз операции (при необходимости показывается объект, над кото- рым выполняется операция или несколько операций; указываются необходи- мые части или места, показывается эскиз узла с указанием составных частей; все это необходимо для получения оператором наглядного пособия к выполня- емой операции).
Рисунок 4.2 – Виды деформации клапана

Оборудование, инструмент, материалы (в этой графе указываются не- обходимые для выполнения операции инструменты, оборудование и материа- лы, с указанием их марок и названий, например (визуально)).

ТУ и указания (здесь приводятся технические условия на ремонт и приводятся необходимые указания для облегчения труда оператора, например
(Замените клапаны со следующими дефектами: глубокие риски и царапины на
рабочей фаске 1, трещины, деформация стержня 3клапана, коробление тарел-
ки 2 клапана, следы прогара)).

Трудоемкость (указывается норма времени выполнения всей опера- ции в чел.-час., чел.-мин.(по всей тех.карте указывается в одной размерности));

Лист (указывается номер листа технологической карты).

В окончание заполняется графа участников разработки и проверки технологического процесса.

17
Заключение
Текстовую часть, рисунки и таблицы необходимо оформлять в соответ- ствии с методическими указаниями [3].
После выполнения всех частей курсовой работы, необходимо сделать вывод о проделанной работе, составить список использованных источников, и в приложении привести технологическую карту.
В пункте «Список используемых источников» необходимо указать каки- ми источниками пользовались при выполнении курсовой работ, расставить снос- ки на использованные источники в тексте.
Приложение оформляется следующим образом: на отдельном листе в центре пишется «Приложение А (обязательное) Технологическая карта», после него располагается, разработанная тех. карта. Бланк технологической карты при- веден в приложении Б.

18
Список литературы
1 Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного со- става автомобильного транспорта. (Общие положения) [Текст]. – М.: ЦБНТИ
Минавтотранса РСФСР, 1988. – 78 c.
2 Васильев, В.И. Системы, технологии и организация услуг в автосерви- се [Текст] //Методические указания к выполнению курсовой работы для сту- дентов специальности 230100/ В.И. Васильев, Я.А.Борщенко. – Курган.

Из- дательство КГУ. – 2001 год.

20с.
3 Васильев, В.И. Требования к оформлению учебных документов
[Текст] //Методические указания к оформлению текстовой части курсовых и дипломных проектов для студентов направления (специальностей) 190600
(190601, 190603)/ В.И. Васильев, В.Н. Шабуров.

Курган: Издательство КГУ. –
2007– 32с.
4
Кузнецов, Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей [Текст] /
Е.С. Кузнецов, А.П. Болдин, В.М. Власов и др. – М.: Наука, 2007. -535 с.
5
Яговкин, А. И. Организация производства технического обслужи- вания и ремонта машин [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведе- ний / А. И. Яговкин. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.
6 Российская автотранспортная энциклопедия [Текст].

Ч.1.

М.:
Красногорская типография 1998.

559 с.
7 Российская автотранспортная энциклопедия [Текст]. – Ч. 3.

М.:
Красногорская типография, 2000.

580 с.
8 Рыбин, Н.Н. Проектирование технологических процессов обслужива- ния автомобилей [Текст]: Учеб. Пособие / Н.Н. Рыбин.

Курган: Изд-во КГУ.

2004.

113 с.
9 Рыбин, Н.Н. Техническая эксплуатация автомобилей [Текст]: Методи- ческие указания к выполнению лабораторных работ для студентов специально- сти 150200. Раздел «Проектирование технологий ТО, ТР и диагностирования» /
Н.Н. Рыбин..

Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2001.

22 с.
10 Табель технологического оборудования и специализированного ин- струмента для АТП, АТО и БЦТО[Текст].– М.:НИИАТ, 1983.- 91 с.
11 Иванов, В.Б. Справочник по нормированию труда на автомобильном транспорте [Текст] / В.Б. Иванов, А.Г. Ковалик – К.: Тэхника, 1991. – 174 с.

19
Приложения
Приложение А (информационное)
Титульный лист Курсовой работы
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего и профессионального образования
«Курганский государственный университет»
Кафедра
Автомобильный транспорт и автосервис
Тема курсовой работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Техническая эксплуатация силовых агрегатов и трансмиссий»
Направление:
«
Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплек- сов»

1 90600.62
Выполнил: студент группы _____________________ /____________ /
Проверил: (должность, ученая степень) _____________/ ___________ /
Комиссия: ______________________________________ / ___________/
Дата защиты ___________
Оценка ________________
Курган 2014

Приложение Б
(обязательное)
Таблица Б1 – Технологическая карта с эскизом
Инв.№ дубл.
Подпись и дата
Взам. инв. №
Инв.№ дуб.
Подпись и дата
ГОСТ 3.1407-74
К Г У
Операционная карта ТО и ТР
Литера
№ цеха
№ уч
№раб.м
№ опер.
Наименование работ
Автомобиль (модель)
Матер иал
Наименование материала
Код
Код ед. вел.
Ед. норм.
Норма расх.
Производственные рабочие
Кол-во
Разряд
Норма времени

Наименование операции
Эскиз операции
Оборудование, инструмент, материалы
ТУ и указания
Трудоем- кость, чел.-ч.
ГОСТ 3.1407-74
Студ.
Лист
Руков.
Консул.
Н.контр.
Изм.
Лист
№ ок.
Подпись
Дата
Зав.каф
20

Продолжение приложения Б
Таблица Б2 –Технологическая карта. Второй и последующие листы. Форма 2
Инв.№ дубл.
Подписи и дата
Взам. инв. №
Инв.№ дуб.
Подпись и дата
ГОСТ 3.1407-74

Наименование операции
Эскиз операции
Оборудование, инструмент, материалы
ТУ и указания
Трудоем- кость, чел.-ч.
ГОСТ 3.1407-74
Студ.
Лист
Руков.
Изм.
Лист
№ ок.
Подпись
Дата
Зав.каф
2 1

Приложение В (информационное)
Таблица В1 – Пример технологической карты
Подпись и дата
Взаим. инв.№ Инв. № дуб.
Подпись и дата
ГОСТ
3.1407-74
КГУ
Операционная карта ТО и ТР
Литера у
№ цеха
№ уч.
№ раб. м.
№ опер.
Наименование работ
Автомобиль (модель)
Замена колеса
Toyota Prado
Ма тери ал
Наименование материала
Код
Код ед. вел.
Ед. норм.
Норма расх.
Производственные ра- бочие
Кол-во
Разряд
Норма вре- мени
Слесарь по ремонту ав- томобилей
1 2
8,07

Наименование операции
Пооперационный эскиз
Оборудование, инстру- мент, материалы
ТУ и указания
Трудоемкость, чел-мин.
1
Установить автомобиль на подъемник
Ножничный подъемник
TECO 352
Лапки устанавливаются под лонжеро- ны
1,2 3
Вывесить автомобиль
Ножничный подъемник
TECO 352
Снять фиксатор с крепления, на блоке управления пневмоприводном кран установить в открытом положении, по достижении высоты удобной для ра- боты перевести кран в нейтральное положение
0,5 4
Отвернуть болты (гайки) крепления пер- вого колеса
Пневмогайковерт ПГ-118 1,35 5
Снять старое колесо
0,8 6
Установить новое колесо
Отверстия на диске колеса должны совпадать с отверстиями на автомоби- ле
0,8
ГОСТ
3.1407-74
Студ.
Лист
Руков.
1
Консул.
Н. контр.
Изм.
Лист
№ док.
Подпись
Дата
Зав. каф.
22

Продолжение приложения В
Инв. № дубл.
Подпись и дата
Взаим. инв.

Инв. № дуб.
Подпись и дата
ГОСТ
3.1407-74

Наименование операции
Пооперационный эс- киз
Оборудование, ин- струмент, материалы
ТУ и указания
Трудоем- кость, чел- мин
7
Завернуть болты (гайки) крепления колеса
Пневмогайковерт ПГ-118
Болты (гайки) должны совпадать точно по резьбе. Момент затяжки болтов равен 100 – 120 Н*м
1,35 8
Снять подъемник с фиксатора
Ножничный подъемник
TECO 352
На блоке управления пневмопри- водном кран установить в открытое положение, вывести из зацепления и закрепить фиксатор
0,37 9
Опустить автомобиль
Ножничный подъемник
TECO 352
На блоке управления пневмопри- водном повернуть кран в положение выпуска воздуха по достижении начального положения перевести кран в нейтральное положение
0,5 10
Убрать автомобиль с поста
1,2
ГОСТ
3.1407-74
Студ.
Лист
Руков.
2
Изм.
Лист
№ док.
Подпись
Дата
Зав. каф.
23

Шарыпов Александр Владимирович
Бородин Алексей Леонидович
РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Техническая эксплуатация силовых агрегатов и трансмиссий» для студентов направления 190600.62
Редактор Е.А.Могутова
Подписано в печать
Формат 60×84 1/16
Бумага тип. 65 гр. м
2
Печать цифровая
Усл. печ. л. 1,0
Уч. изд. л. 1,0
Заказ
Тираж
Не для продажи
РИЦ Курганского государственного университета.
640000 г. Курган, ул. Советская, 63/4.
Курганский государственный университет.