Файл: Проектная деятельность в начальной школе во внеурочное время.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проектная деятельность в начальной школе во внеурочное время.
«Чтобы человек был сытым один день,
дай ему одну рыбку, два дня – две рыбки,
всю жизнь – научи его ловить рыбу»
Японская мудрость
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает огромное количество информации отовсюду. В Федеральном государственном образовательном Стандарте начального общего образования определена новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идёт о формировании у учащихся информационной компетенции. Учитель должен учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.
Основываясь на предоставленной педагогу свободе выбора педагогических технологий, приемов и методов образования, я пришла к выводу, что одной из технологий, которая позволит решить данные задачи и сформировать универсальные учебные действия (УУД) у учащихся в соответствии со стандартом, является проектная деятельность.
В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Проектная деятельность учащихся становится всё более актуальной в современной практике. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируется абсолютно все учебные действия, прописанные в Стандарте.
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо определить ее главные цели и задачи.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это
поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельностиявляется понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачипроектной деятельности в школе:
-
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); -
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); -
Умение анализировать (креативность и критическое мышление); -
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); -
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
-
повышение мотивации учащихся при решении задач; -
развитие творческих способностей; -
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому; -
формирование чувства ответственности; -
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Условия успешной работы
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
-
желание самого ребенка; -
благоприятная среда; -
доброжелательный руководитель; -
заинтересованный родитель.
Без этого деятельность ученика будет формальной, неинтересней и неплодотворной.
Проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Проектная деятельность дает возможность ученику творчески раскрыть себя, реализовать свои стремления индивидуально или в коллективе. Участвуя в проектной деятельности, учащийся приобретает исследовательский опыт, он не впитывает готовые понятия, а сам занимается исследовательской деятельностью, отбирает необходимую информацию из множества впечатлений и знаний. Начиная работать над проектом, взрослые не должны навязывать тему. У ребят должна быть возможность выбора. Возникает ряд вопросов: а как научить их работать над проектом, как объяснить, что такое проект? Как ввести их в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес?
В ходе работы над проектом учитель должен быть и вдохновителем и руководителем, и участником и экспертом, создателем благоприятной атмосферы для творческой и познавательной деятельности.
Конечно, проекты, представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами.
Проектная деятельность может осуществляться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности школьников.
Мы, т. е. я и мои ученики 3 класса занимаемся проектной деятельностью во внеурочное время. К этому пришли мы вместе с родителями. Они предложили организовать внеурочную работу, связанную с информатикой, чтобы детей познакомить с компьютером и с различными программами, которые помогают оформлять проекты. Вместе пришли к тому, что совместили вместе компьютер и проектную деятельность.
Как мы работаем над проектом
Модель проекта можно представить
как 5 «П»:
1. Наличие проблемы.
2. Обязательное планирование действий.
3. Поиск информации - обязательное условие каждого проекта.
4. Результат работы – продукт.
5. Презентация результатов - представление готового продукта.
Продуктом нашего первого проекта в первом классе были домики для сказочного героя на уроке технологии. Мы обговаривали цель проекта: что мы хотим получить и зачем?; задачи проекта: где можно получить информацию о сказочных героях и их жилищах?; из каких материалов могут быть построены жилища? Обсуждали гипотезу: воображали какое жилище может быть у сказочного героя? Работу над проектом мы продолжили после уроков.
Другое исследование «Мой любимый журнал». Каждый ученик выбрал для себя детский познавательный журнал и изучил его по плану.
Задание: создай свою страничку.
Продуктом выполненной работы стала презентация-реклама детских журналов. Многие ребята заинтересовались и решили обязательно взять в библиотеке, выписать или купить в киоске тот или иной журнал. Для того, чтобы помочь детям я даю задание (или они сами выбирают тему) и план работы.
Наши работы:
С каждым новым проектом приобретали опыт не только дети, но и я сама.
Занятия, проведённые по программе «Наши проекты» с использованием проектно-исследовательской технологией помогли достичь следующих результатов:
- возрос познавательный интерес учащихся;
- повысилась мотивация к учебной деятельности;
- совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
- повысилась активность на занятиях, самостоятельность, коммуникабельность; исчезла боязнь неправильного ответа.
Работа над исследованием с детьми младшего школьного возраста связана с определёнными трудностями:
- низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
- ребята с трудом могут самостоятельно выбрать главную, значимую информацию;
- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности.
Но все эти трудности незначительны по сравнению с приобретёнными в процессе работы универсальными учебными действиями. Выполняя различные проекты по программе «Наши проекты», дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с источниками информации. Они стали творчески мыслить и проявлять инициативу. Можно предположить, что проведённая в начальной школе работа с использованием проектно-исследовательской технологии, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.
Свое выступление хотела бы закончить словами неизвестного автора:
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!