Файл: Методическая работа в школе новый формат.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современные проблемы развития системы повышения квалификации педагогов
16
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (64)
О.В. Ковальчук,
В.С. Кошкина
(Санкт-Петербург)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ: НОВЫЙ ФОРМАТ
METHODOLOGICAL WORK AT SCHOOL: NEW FORMAT
В статье представлен опыт корпоративной управленческой работы школ, занимающихся раз-
работкой современной системы методической работы в школе.
Ключевые слова: методическая работа в школе, профессиональные затруднения педагога, про- фессиональное мастерство педагога, механизмы управления методической работой, педагоги- ческий блеф, моделирование методической работы школы.
The article presents the experience of work of corporate management schools involved in the development
of a modern system of methodological work at school.
Key words: methodological work at school, teacher’s professional difficulties, teacher’s professional skill, mechanisms for managing methodological work, pedagogical bluff, modeling of methodological work of a school.
Федеральный проект «Учитель будуще- го» ставит задачу формирования новой пе- дагогической и управленческой культуры в образовании, развития инновационного, творческого, профессионального потенци- ала педагогов и руководителей образова- тельных учреждений, современного уровня профессиональных знаний педагогов Рос- сии. Эффективное решение данной задачи во многом определяется внутришкольной системой методической работы [1].
Профессиональное использование ме- ханизмов управления качеством мето- дической работы позволяет определить стратегический вектор ее модернизации, связанный с ориентацией содержания об- разования на приоритетные направления развития Российской Федерации, освоением образовательных технологий обеспечения качества образования в современной от- крытой образовательной среде, формиро- ванием модели внутришкольной системы профессионального роста учителей. Стра- тегический вектор развития методической работы в современной школе строится с учетом таких мировых трендов, как ментор- ство и взаимный коучинг; работа в сотруд- ничестве; обмен опытом через посещение уроков; профессиональное развитие на ра- бочем месте; педагогическое исследование; активное внедрение инноваций. Многое из перечисленного выше использовалось и ра- нее в методической работе, но цели и задачи, содержательное наполнение, инновацион- ные технологии диктуются стратегией фе- дерального проекта «Учитель будущего».[6].
Анализ деятельности школьной мето- дической службы позволил сделать вывод о необходимости освоения прежде всего новых управленческих механизмов орга- низации, форматов деятельности и содер- жательных аспектов методической работы


Ковальчук О.В., Кошкина В.С. Методическая работа в школе: новый формат
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (64)
17
в школе, а в конечном итоге механизмов управления качеством образовательной де- ятельности, качеством ее результатов.
Современные механизмы управления
методической работой в школе должны быть направлены на решение актуальных задач непрерывного профессионального со- вершенствования педагога, среди которых:
• создание точек роста для професси- онального и карьерного лифта педагогов, эффективная система непрерывного про- фессионального развития педагогов.
• организация горизонтального об- учения педагогов – системы P2P (с англ. peer-to-peer – равный равному), обучения внутри профессиональных сообществ педа- гогов;
• выявление и нивелирования про- фессиональных дефицитов на основе инди- видуальных траекторий педагога;
• поддержка и сопровождение педа- гогов в возрасте до 35 лет (наставничество, тьюторство, работа в парах);
• профилактика отставания в учебном и социальном развитии педагога [1].
Эффективное решение поставленных задач требует управления качеством ме- тодической работы в школе: повышения мотивации учителя на обновление профес- сиональных компетенций и использование передовых педагогических практик; обме- на опытом работы; выявления проблемных зон и недостающих позиций в системе мето- дической работы; повышения квалифика- ции учителей на рабочем месте с использо- ванием возможностей сетевого взаимодей- ствия, корпоративного обучения и др.[6].
Малк Ноулз сформулировал «пять клю- чевых признаков-особенностей обучения взрослых», которые необходимо учитывать в управлении качеством методической ра- боты педагогов:
– стремление к самостоятельности;
– значительный объем жизненного опы- та, который может использоваться как опо- ра для обучения;
– готовность учиться в соответствии с задачами развития, которые ставят перед человеком его социальные роли;
– направленность на практическое при- менение полученного опыта, смещение ин- тереса с познавательного на практический,
– развитие внутренней мотивации [8].
Создание оптимальных условий в шко- ле для творческого профессионального ро- ста каждого учителя требует от школьной административной команды владения про- фессиональными управленческими компе- тенциями, связанными с управлением ка- чеством методической работы, развитием инновационных процессов в области про- фессионального роста педагогов. Управле- ние качеством методической работы в шко- ле включает также контрольные функции, которые сегодня претерпевают изменения в связи с акцентом на развитие личност- но-профессиональных компетенций учите- лей, сетевого взаимодействия и необходи- мостью горизонтальной координации взаи- модействия с вузами, учреждениями допол- нительного образования и др.
Современный директор школы, являясь менеджером, по-прежнему должен оста- ваться главным учителем в педагогическом коллективе. Это значит, ведение уроков, каждый из которых – открытый. Это обя- зательное посещение уроков у коллег в рамках подготовки педагогического сове- та, предметной недели, конференции, ат- тестации учителей и др. Посещение урока предполагает умение анализировать, давая оценку его эффективности в соответствии с целью посещения, т.е. владение комплекс- ным, системным, структурным, аспектным анализом урока.
Создание оптимальных условий в
школе для профессионального творче-
ского роста каждого учителя.
Рассмотрим, какие шаги сегодня могут быть предприняты в этом направлении?
Профессор А.В. Ясвин в своих исследованиях дал определение понятия «педагогический блеф», характерного для многих педколлек- тивов, как сверхнормативной активности некоторых учителей, связанной с формаль- ным соблюдением ими правил игры; как ряд типичных для учителей профессио- нально-психологических барьеров, которые


Современные проблемы развития системы повышения квалификации педагогов
18
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (64)
существенно снижают эффективность и ка- чество педагогического труда:
• узкопредметной профессиональной установки;
• субъект-объектного отношения к учащимся;
• педагогической безответственно- сти;
• недостаточной технологической подготовленности;
• сокрытия педагогических трудно- стей;
• педагогической пассивности [4].
Перечисленные барьеры могут стать су- щественным препятствием и создавать ряд трудностей в использовании современных механизмов управления качеством мето- дической работы. Уверенность учителя, что его предмет – главный, восприятие ученика лишь объектом процесса обучения, низкая социальная ответственность учителя, по- рождающая конфликтные ситуации на уро- ке, невладение современными педагогиче- скими технологиями, нежелание работать над собственными профессиональными де- фицитами, пассивное отношение к новому
– эти и другие следствия явления «педаго- гический блеф» разрушают корпоративный дух в работе педагогического коллектива, снижают мотивированность, качество и ре- зультаты командной работы, каждого учи- теля.
Снизить, снивелировать влияние пе- дагогического блефа на качество методи- ческой работы возможно разными путями.
Рассмотрим один из них.
В исследованиях Н.В. Кузьминой при- водится характеристика уровней педа- гогической деятельности [7], что предпо- лагает выстраивание административной командой школы педагогической системы работы каждого учителя, выявление про- фессиональных дефицитов и уровня компе- тентности каждого учителя. Такой профес- сионально-управленческий подход адми- нистративной команды дает возможность выстраивать целенаправленно и индиви- дуально методическую работу.
Моделирование школьной системы
методическаой работы.
Как обеспечить создание целостной мобильной и вариативной методической службы в школе? Исходная позиция: модель школьной методической службы выстраи- вается с учетом стратегии развития образо- вания (федеральный проект «Учитель буду- щего»), запросов и потребностей педагогов, социально-экономических особенностей школьного окружения. Важной задачей ме- тодической службы школы становится обе- спечение реализации новых приоритетов образовательной политики, помощь педа- гогам в достижении высокого уровня про- фессиональной деятельности, научно-ме- тодическое сопровождение инновационных процессов.
Рассмотрим несколько моделей школь- ной методической службы. Модель «Рабо-
Таблица 1
Уровни качества педагогической деятельности.
У р о в н и
Характеристики деятельности педагога
Нормативный
Характерно для учителей, ориентированных на стандарт, эталонное качество педагогической деятельности, стремящихся к его сохранению и поддержанию
Преобразующий
Достижение позитивного результата педагогической деятельности за счет ос- воения и поиска нового, которое уже, как правило, где-то, кем-то реализуется; учителя более полно отражают свою индивидуальность в педагогической дея- тельности, для них характерен ориентир на нормы индивидуального подхода
Творческий
Учитель ориентирован на нормы и идеалы, устанавливающие перспективные индивидуальные цели в данном виде деятельности, что характерно для пре- подавателей, занимающихся исследовательской работой, имеющих собствен- ные методики преподавания, постоянно находящихся в творческом поиске.


Ковальчук О.В., Кошкина В.С. Методическая работа в школе: новый формат
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (64)
19
та в сотрудничестве». Особенности данной модели в том что объективный анализ ре- зультатов деятельности службы, построен на выявлении как слабых мест, так и точек роста. Одна из главных точек роста – нефор- мальная работа методического совета шко- лы, в который входят руководители школь- ных методических объединений, лучшие учителя, победители профессиональных конкурсов, в том числе молодые. Руководит методическим советом заместитель дирек- тора по учебно-воспитательной работе. Ос- новные вопросы деятельности методиче- ского совета: инициация инновационной деятельности в школе, утверждение планов работы методических объединений, подго- товка и проведение школьных олимпиад, предметных недель, наставничество, про- фессиональная поддержка молодых учите- лей, повышение профессионального уровня учителей и др.
Точками роста, методической работы в школе могут стать:
проблемные творческие группы учителей, которые создаются на опреде- ленный период на общественных началах для изучения и внедрения педагогических технологий, актуальных для данной шко- лы, для работы над выявленными профес- сиональными затруднениями учителей и др. Это настоящая методическая скорая помощь. Например, педагогический совет принял решение активнее использовать в учебном процессе современные образо- вательные методики, технологии. Твор- ческие группы, ставя акцент на практиче- скую составляющую, проводят апробацию технологий «Критическое мышление через чтение и письмо», «Проблемное обуче- ние», «Активные формы работы (работа в группах)», «Информационно-коммуникаци- онные технологии», «Оценивание для обу- чения», «Применение средств ментальной графики в учебном процессе», «Дебатная технология», «Наглядное обучение» и др.
Мы согласны с М.В. Клариным, который счи- тает, что главное условие педколлектива как субъекта педагогической деятельности
– «использование наряду с традиционными новых действий, например таких, как созда- ние модульных программ формирования компетенций, в которых интегрированы предметные области и задачи различных учителей, организация метапредметной проектной деятельности совместно учите- лей и учащихся, коллективное создание и презентация социально значимого продук- та».[6]. Эти ориентиры становятся содержа- нием деятельности проблемных творческих групп, а также методического (корпоратив- ного) обучения учителей и управленческой поддержки развития педколлектива;
временные творческие коллективы
(по методике И.П. Иванова) – группы учи- телей, которые берут на себя подготовку и проведение педагогических советов, кон- курсов, конференций, смотров педагогиче- ского мастерства и других значимых для школьного коллектива событий на школь- ном уровне;
проектные группы, ведущие коллек- тивный поиск перспективных инновацион- ных решений;
работа в парах «наставник – моло-
дой педагог»: работа над выявленными профессиональными затруднениями мо- лодого учителя, взаимопосещения уроков, разработка и реализация индивидуального маршрута повышения профессионализма, творческие отчеты и др.
Методический совет школы совместно с администрацией обеспечивает согласован- ность всех инновационных начинаний (то- чек роста), результатом которых станет:
• переосмысление учителем своей роли в процессе обучения;
• владение учителями современными педагогическими технологиями;
• объективная оценка качества обра- зовательных достижений обучающихся;
• командная работа учителей школы.
Модель управленческой поддержки
личностно-профессионального
роста
учителя. Ключевая идея данной модели состоит в управленческой поддержке лич- ностно-профессионального роста учителя путем создания профессионально развива- ющей среды, механизмов участия всех субъ- ектов образовательных отношений в ин- формационно-методическом сопровожде-


Современные проблемы развития системы повышения квалификации педагогов
20
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ. 2020. № 3 (64)
нии учителя. Сюда можно отнестиразвитие механизмов внутришкольного повышения квалификации учителей. Примером может быть корпоративное обучение учителей, ад- министративной команды школы. В данном случае важно эффективно использовать возможности сетевого взаимодействия, ре- сурсы института развития образования, ву- зов, организации других ведомств и др. Ме- тодический совет направляет усилия учите- лей на создание банка лучших практик, раз- работку учебно-методических комплексов, методическую копилку.
Одно из приоритетных направлений методической работы –профессиональное развитие учителя на рабочем месте. В его основе разработка индивидуальных пла- нов профессионального развития педагога, включающих:
– самоанализ профессиональных затруд- нений;
– определение целей и задач професси- онального развития с учетом федерального проекта «Учитель года»;
– изучение нормативных документов, литературы;
– разработку методических материалов;
– обобщение собственного опыта на школьном, муниципальном, региональном уровнях;
– участие в методической работе на раз- ных уровнях; в проведении стажировок, наставничестве, проведении консультации, проектной деятельности и др.
– повышение квалификации.[7].
Важным условием эффективности ме- тодической работы является разработка четких индикаторов оценки профессио- нальной деятельности учителя, в том числе мотивации к повышению профессиональ- ного мастерства, стремлению к саморазви- тию, инновационной деятельности. Участие учителей в методической, инновационной деятельности способствует формированию личной педагогической системы, формиро- ванию индивидуального стиля педагогиче- ской деятельности
[9].
Реализация представленных моделей школьной методической службы создает ус- ловия эффективной реализации федераль- ного проекта «Учитель будущего», в том числе для преодоления учителем отстава- ния в учебном и социальном развитии; пе- реосмысления учителем своей роли в про- цессе обучения; выявления и нивелирова- ния своих профессиональных затруднений; владения современными педагогическими технологиями; объективной оценки каче- ства образовательных достижений обучаю- щихся; командной работы учителей [1].
Таким образом, использование новых форматов методической работы как в шко- ле, так и на других уровнях позволит сфор- мировать устойчивую систему непрерывно- го профессионального образования, обеспе- чивающую его высокое качество.