Файл: Курсовая работа по дисциплине Система государственного и муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый университет)

Высшая Школа Управления

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

Курсовая работа

по дисциплине

«Система государственного и муниципального управления»

на тему «Анализ механизмов и оценка перспектив взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в условиях антироссийских санкций.»

Выполнил студент учебной группы

ГМУ 21–7

Сальниченко Рустам Евгеньевич

Доцент кафедры

«Государственное и муниципальное управление»

Финансового университета при Правительстве РФ

Н. С. Сергиенко


Москва – 2023 г.

Содержание

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Организация взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в условиях антироссийских санкций

1.1 Механизм взаимодействия органов государственной власти и бизнеса.........................................................................................................................5

1.2 Содержание инструментов санкционного воздействия........................10

1.3 Государственные решения в условиях антироссийских санкций........15

Глава 2. Анализ практики реализации государственной политики по обеспечению взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в России

2.1 Особенности взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в условиях антироссийских санкций........................................................21

2.2 Государственно-частное партнёрство, как основной инструмент обеспечения взаимодействия органов государственной власти и бизнеса и оценка его применения............................................................................................24

2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию механизма взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в условиях антироссийских санкций.........................................................................................29

Заключение...............................................................................................................33


Список источников и литературы..........................................................................35

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важных факторов развития экономики в государстве является эффективное взаимодействие органов государственной власти и бизнеса. Россия является страной с активно развивающейся рыночной экономикой, от чего вопрос взаимодействия власти и частного сектора является одним из главных. Актуальность темы состоит в том, что в условиях внешних экономических ограничений растёт необходимость в организации и реализации совершенно новых методов взаимодействия органов государственной власти и представителей бизнеса, которые будут способствовать не только поддержанию эффективности существующей системы, но и возможному росту социально-экономических показателей. Активное взаимодействие органов государственной власти и бизнеса во многом зависит от нескольких факторов, которые в совокупности способны не только повлиять на взаимодействие двух институтов как в позитивном, так и в негативном ключе, от чего необходимо детально рассмотреть качественные изменения в этом взаимодействии и оценить будущее развитие взаимоотношений предпринимателей и государственных служащих.

Цель данного исследования заключается в анализе существующей практики взаимоотношений власти и частного сектора в условиях антироссийских санкций и разработке рекомендаций по совершенствованию методов взаимодействия органов государственной власти и бизнеса.

Для осуществления цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. проанализировать существующий механизм взаимодействия органов государственной власти и бизнеса;

  2. рассмотреть содержание инструментов санкционного воздействия со стороны различных участников мировой экономической системы;

  3. изучить основные принятые государственные решения в условиях антироссийских санкций;

  4. выявить особенности взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в условиях экономических ограничений;

  5. акцентировать внимание на инструментах обеспечения взаимодействия органов государственной власти и бизнеса и оценить их применение;

  6. разработать рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в условиях антироссийских санкций.

Объектом курсового исследования является деятельность органов власти с иными участниками экономических отношений



Предметом – реализация механизма взаимодействия органов государственной власти и частного сектора, находящихся под внешним экономическим давлением.

Практическая значимость исследования связана, в первую очередь с тем, что санкционное давление продолжает оказывать влияние на Россию, от чего разработка предложений по развитию взаимодействия органов власти и бизнеса.

Глава 1. Организация взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в условиях антироссийских санкций

    1. Механизм взаимодействия органов государственной власти и бизнеса

Эффективное взаимодействие органов государственной власти и бизнеса является одной из краеугольных проблем развития нашего государства с момента появления Российской Федерации. Данный фундаментальный процесс имеет некоторые особенности в России, но при этом общая теория взаимодействия власти и бизнеса прослеживается и в истории нашей страны даже в рамках последних 30 лет. В научной литературе выделяется несколько моделей организации взаимодействия бизнеса и власти – партнёрство, контроль, принуждение и невмешательство1. Рассмотрим каждую из моделей на примере России:

Модель невмешательства. Такую форму взаимодействия чаще всего считают больше теоретической, так как государство всегда вмешивается в частный сектор, при этом данную модель частично можно рассмотреть в России 90-х, когда только появился тот самый «дикий капитализм» в совокупности со слабостью институтов власти. После распада Советского Союза и перехода России на капиталистические рельсы началось активное внедрение рыночных механизмов в экономику нового государства, а бывшие советские граждане получили огромное количество новых экономических прав и свобод, которые ранее были недоступны. Граждане Российской Федерации стали активно пользоваться новыми возможностями, стал появляться частный бизнес, происходил процесс приватизации, а общество попало в новую экономическую реальность. Но данные процессы, к сожалению, происходили довольно резко, без постепенного внедрение и без образовательного сопровождения, которое бы позволило людям наиболее грамотно подойти к вопросу использования экономических прав. Также отсутствие грамотного регулирования сферы частного бизнеса привело к появлению новых криминальных структур, огромного количества мошеннических схем, по типу финансовых пирамид, а также нового слоя населения - олигархов, который смогли в короткие сроки, чаще всего незаконно, приватизировать огромное количество ресурсов и предприятий. Вся череда сложных для нашей страны процессов привела к тому, что около 10–15 лет органы государственной власти и бизнеса общались на языке коррупции и давления со стороны бизнеса. Самым показательным примером, вероятнее всего, является история, в которой Правительство Черномырдина согласилось на предложение, согласно которому государство получает заем в размере 1,8 млрд долларов, а в качестве залога банкиры Потанин, Ходорковский и Смоленский получают у государства пакеты акций нефтяных предприятий. После этого, по сути, весь нефтяной бизнес был разделён между несколькими людьми.


Модель принуждения. Данная модель предполагает активное вмешательство государства в экономику, использование административно-принудительных мер и учитывание в большинстве случаев только своих интересов ради достижения определённых целей. Так, после активного беззакония начался этап жёсткого регулирования бизнеса и повышение влияния на экономику институтов власти. Контрольные органы стали обладать большим количеством полномочий, ужесточилось законодательство, а бизнес-элита столкнулось с сопротивлением, от чего влияние отдельных экономических субъектов снизилось. Важными показателями проявления данной модели являлись дела ЮКОСа и Менатепа, а также тот факт, что по сравнению с 2000 годом в 2011 году доля Госсектора в ВВП выросла на 17,9% и составила 49,1%2. Таким образом государство за 10 лет смогло усилить свои позиции в экономической сфере и разговаривать с бизнесом с позиции выполнения контрольно-надзорных функций.

Модель контроля является более мягкой и предполагает реализацию контрольно-надзорных функций в отношении бизнеса, при этом государство старалось учитывать интересы бизнес-сообществ и при этом не понижать уровень ответственности со стороны частного сектора. В России данная модель стала переходной. Так, ситуация активно начала меняться с 2014 года, после введения первых санкций в отношении России. Судебные дела происходили, но при этом государство смотрело на бизнес не с позиции принуждения, а с позиции «младшего партнёра». Также были попытки государства наладить контакт и бизнес-сферой. Основные принципы взаимоотношения власти и бизнеса были сформулированы президентом В. В. Путиным в его послании от 4 декабря 2014 года. Глава государства заявил, что отношения бизнеса и государства должны строиться на философии общего дела, на партнёрстве и равноправном диалоге. Главной задачей было объявлено создание условий для частного бизнеса, а также смена обвинительного уклона на поощрительный. Были затронуты проблемы огромного количества надзорных органов, нестабильного законодательства и непубличности проверок. Также поступило предложение о полной амнистии капитала, возвращающегося в России. Таким образом государство постепенно начало по-другому смотреть на бизнес, тем самым привлекая инвестиции в страну и создавая благоприятный климат для ведения собственного дела
, но при этом существовала проблема жёсткого контроля, которая хоть и была озвучена, решение было крайне медленным.

Модель партнёрства. Модель, которая предполагает совместную разработку органами исполнительной власти и бизнес-сообществами концепций, стратегических документов и законодательных актов, которые позволяют учитывать интересы каждой из сторон. В России государство данную модель пытается взять на вооружение начиная с 2014 года, но по-настоящему такой подход реализуется начиная с 2020 года. Сначала повлияла пандемия, в условиях которых без помощи государства многие компании не могли существовать, а Правительство РФ оперативно стало вводить меры поддержки малого и среднего бизнеса: временная приостановка проверок; отсрочка переоформления документов; снижение налоговых издержек для ИП; налоговые льготы для самозанятых и так далее. Данные меры поддержки выявили много проблем во взаимодействии органов власти, а также продемонстрировали, что государство может иначе смотреть на бизнес и помогать более активно чем это было ранее. Новый виток организации партнёрства государства и бизнеса произошёл в 2022 году, во время очередного кризиса. Можно заявить, что санкции заставили государство окончательно перейти на модель партнёрства с бизнесом. Уход зарубежных компаний, персональные санкции и запрет на ввоз технологий и другие внешние ограничения заставили государство ускорить темпы реализации программы импортозамещения и развития внутреннего производства. Например, был легализован параллельный импорт, или были приняты финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), пострадавших от санкций. Бизнес в свою очередь не остался в стороне и начал активно развиваться, особенно сфера МСП. Так, согласно статистике бизнес-сообщества «ОПОРА России» по сравнению с серединой 2021 года, к лету 2022 года количество число субъектов МСП увеличилось на 34 693 ед. (0,6%), а количество индивидуальных предпринимателей (ИП) стало больше на 110 399 ед. (3,3%), что в условиях санкций было бы невозможно без поддержки со стороны государства3. Таким образом, государство и частный сектор наращивают и развивают различные методы взаимодействия. Стоит отметить, что данные модели перекликаются друг с другом и маловероятен сценарий, при котором модель партнёрства будет реализована с максимально низким уровнем контроля со стороны государства. Модели взаимодействия представлены в табл. 1.

Таблица 1

Модели взаимодействия органов власти и бизнеса на примере России