Файл: Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
Психология
Форма обучения: заочная
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Основы психиатрии
| ||||||
| ||||||
|
МОСКВА 2023
ПЗ-2 Тема 3. Методы обследования психически больных.
1. Проведите диагностику депрессии и /или невроза по опроснику «Определение уровня депрессии» Т.И. Балашовой и методике «Экспресс-диагностики невроза» К. Хека и Х. Хесса на испытуемом, проявляющем признаки депрессии и/или невроза. Напишите заключение и проведите интерпретацию результатов. Далее, проведите на том же испытуемом 8-цветовой тест Люшера и сделайте самостоятельно интерпретацию полученных данных, отобразив результаты испытемого в ПЗ. Сопоставьте полученные данные по тесту и методике Люшера, проведите обобщение результатов и сделайте выводы.
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Ответы:
1 - никогда или изредка;
2 - иногда;
3 - часто;
4 - почти всегда или постоянно.
1. | Я ощущаю подавленность. | | 2 | | |
2. | Утром я чувствую себя лучше всего. | | | | 4 |
3. | У меня бывают периоды плача или близости к слезам. | 1 | | | |
4. | У меня плохой ночной сон. | 1 | | | |
5. | Аппетиту меня не хуже обычного. | | | | 4 |
6. | Мне приятно смотреть на привлекательных женщин (мужчин), разговаривать с ними, находиться рядом. | | | | 4 |
7. | Я замечаю, что теряю вес. | 1 | | | |
8. | Меня беспокоят запоры. | 1 | | | |
9. | Сердце бьется быстрее, чем обычно. | 1 | | | |
10. | Я устаю без всяких причин. | 1 | | | |
11. | Я мыслю так же ясно, как всегда. | | | | 4 |
12. | Мне легко делать то, что я умею. | | | | 4 |
13. | Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте. | 1 | | | |
14. | У меня есть надежды на будущее. | | | | 4 |
15. | Я более раздражителен, чем обычно. | 1 | | | |
16. | Мне легко принимать решения. | | | 3 | |
17. | Я чувствую, что полезен и необходим. | | | | 4 |
18. | Я живу достаточно полной жизнью. | | | | 4 |
19. | Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру. | 1 | | | |
20. | Меня до сих пор радует то, что радовало всегда. | | | 3 | |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:
УД = Епр. + Еобр.,
где Епр. - сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям №1,3,4,7,8,9,10,13,15,19;
Еобр. - сумма цифр, «обратных» к зачеркнутым высказываниям №2,5,6,11,12,14,16, 17, 18, 20.
Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3, мы ставим в сумму 2 балла и т, д.
В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.
- Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.
- Если УД более 50 баллов, но менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза.
- При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или замаскированная депрессия. Депрессия средней тяжести.
- Истинное (тяжелое) депрессивное состояние диагностируется при УД
более 70 баллов.
РЕЗУЛЬТАТЫ :
Епр.= 11
Еопр.= 38
Уд.= 43
Испытуемый мужчина 29 лет.
2. Проведите диагностику уровня выраженности синдрома эмоционального выгорания у субъекта, проявляющего признаки профессиональной деформации, по опроснику В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания личности». Опишите полученные результаты. Попросите испытуемого пройти «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда. При выборе «значимых» для испытуемого лиц, стоит включить в список: близких, друзей, начальство, коллег по работе, подчиненных (если они есть), клиентов (пациентов). Всего должно быть выбрано 8 ключевых фигур из примерного списка, приведенных выше категорий.
Испытуемая женщина 34 года
Диагностика уровня эмоционального выгорания
I. Фаза напряжения 21 | | |||
[ фаза не сформировалась ] | | | ||
Переживание обстоятельств | | 4 | ||
Неудовлетворенность собой | | 3 | ||
«Загнанность в клетку» | | 2 | ||
Тревога и депрессия | 9][1015][1630][0 | 12 | ||
не сложившийся симптом ⇒ складывающийся ⇒ сложившийся |
II. Фаза резистенции 51 | | |||
[ фаза в стадии формирования ] | | | ||
Неадекватное реагирование | | 7 | ||
Эмоциональная дезориентация | | 7 | ||
Расширение сферы экономии | | 22 | ||
Редукция проф. обязанностей | 9][1015][1630][0 | 15 | ||
не сложившийся симптом ⇒ складывающийся ⇒ сложившийся |
III. Фаза истощения 34 | | |||
[ фаза не сформировалась ] | | | ||
Эмоциональный дефицит | | 13 | ||
Эмоциональная отстраненность | | 8 | ||
Личностная отстраненность | | 6 | ||
Психосоматические нарушения | | 7 | ||
не сложившийся симптом ⇒ складывающийся ⇒ сложившийся |
Содержательная интерпретация
Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности и приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, напомним читателю, определяется органическими причинами – свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.
Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:
1) нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
2) резистенция, то есть сопротивление, – человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.
Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.
I. Фаза напряжения
Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов.
• Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств». Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».
• Симптом «неудовлетворенности собой». В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства», впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое значение имеют известные нам внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания – интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах «выгорания» они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.
• Симптом «загнанности в клетку». Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и ус гранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек переживает ощущение «загнанности в клетку». Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто ощущаем состояние «загнанности в клетку», и не только по поводу профессиональной деятельности. В таких случаях мы в отчаянии произносим: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безысходность ситуации». Нас повергает в исступление бюрократическая казенщина, организационная бестолковщина, людская непорядочность, повседневная рутинность.
• Симптом «тревоги и депрессии». Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте службы. Симптом «тревоги и депрессии», – пожалуй, крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.
II. Фаза резистенции
Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:
• Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».