Файл: Спецотряды мобилизованных немцев на шахтах города Прокопьевска.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления»

ДОКЛАД

по дисциплине «История»

на тему: «Спецотряды мобилизованных немцев

на шахтах города Прокопьевска»

Выполнила: студентка ЗО I курса

специальности «ПИ», гр. ЗБ668

Бартуханова Ю. В.

Проверил: доц., к.ф.н,

Соколов С.М.
Улан-Удэ, 2019

За годы войны добыча угля в Кузбассе выросла на 37,4 %, а численность – на 74,9 %. К концу 1945 года в Кузбассе действовало 52 шахты. Газета «Правда» в 1945 году писала: «На угле и металле Кузбасса и Урала жила вся оборонная промышленность страны, Кузбасс сыграл громадную роль в Отечественной войне, и его заслуги перед социалистическим отечеством не забудет история». За особый вклад шахтеров в победу над фашизмом в 1947 году был учрежден праздник – День шахтера, который впервые праздновался в 1948 году. Особую роль в этот период сыграли руководители угольного Кузбасса. Заслуживают особого уважения женщины, ставшие шахтерами, заменившие мужей и братьев, ушедших на фронт. Им пришлось добывать уголь и воспитывать детей. Дети 14–16 лет тоже работали на заводах и шахтах, заменяя отцов и братьев, ушедших на фронт.
Спецотряды мобилизованных немцев на шахтах города Прокопьевска

Р. С. Бикметов (Кемерово)

В 2015 году все прогрессивное человечество отметило 70-ю годовщину Победы над фашизмом и решающую роль советского народа в его разгроме. Свою посильную лепту в этот процесс внесли ратники и труженики промышленного Кузбасса. Особая роль отводилась шахтерам Кузнецкого угольного бассейна – главного поставщика угля для всей экономики страны.

Перед шахтерами Кузбасса Государственным Комитетом Обороны была поставлена задача: в декабре 1942 года поднять среднесуточную добычу угля до 85 тыс. т. Недостаток мужского контингента в условиях военного времени приходилось компенсировать за счет женщин
, подростков, пенсионеров. В июле 1942 года общий дефицит рабочей силы на шахтах Кузбасса составлял 34 583 человека. Его покрыть за счет внутренних ресурсов региона было невозможно. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 года на шахты региона только по мобилизации городского и сельского населения прибыли 15 тыс. человек.

В числе направленных на шахты Кузбасса оказались и мобилизованные немцы. В ноябре 1942 года ГКО принимает специальное постановление о дополнительной мобилизации в рабочие колонны на время войны всех немцев-мужчин в возрасте от 15 до 55 лет и женщин в возрасте от 16 до 45 лет. Освобождались от мобилизации только женщины, имевшие малолетних детей. Тогда же первые эшелоны с трудомобилизованными немцами стали прибывать в Кузбасс. На 29 декабря 1942 года на шахтах региона уже работали 9 393 мобилизованных немца.

Наркоматом угольной промышленности СССР была разработана специальная «Инструкция по использованию на предприятиях Наркомугля мобилизованных немцев», согласованная с руководством НКВД СССР. В Прокопьевске при трестах «Прокопьевскуголь» и «Сталинуголь» были созданы спецотряды. В них формировались шахтовые колонны, сменные отделения и бригады. Работу всего отряда возглавлял и контролировал заместитель начальника треста – сотрудник НКВД. Инструкция исключала возможность общения мобилизованных немцев с местным населением. Поэтому их размещали в казармах – бараках, расположенных отдельно, в специально отведенных местах, огороженных высоким забором или колючей проволокой (зонах). Так, в тресте «Прокопьевскуголь» было создано четыре рабочие колонны, которые были размещены в 15 каркасно-засыпных бараках в поселках Березовая Роща, Низменный при шахтах «Зиминка», им. Кагановича под охраной отряда ВОХР № 37.

Наряду с бараками в каждой зоне были также отстроены здания столовой, медпункта, парикмахерской, сапожных и портняжной мастерских. Позднее инфраструктура зон дополнялась гауптвахтой, магазином, ларьками, овощехранилищами, клубом.

Значительная часть мобилизованных не имела ни малейшего представления о шахтерском труде. На первых порах к ним необходимо было прикрепить квалифицированных рабочих и ИТР для технического обучения. Весь спецконтингент был распределен по шахтам. Внутренний распорядок жизни мобилизованных был строго регламентирован: подъем, перекличка в строю, организованный прием пищи

, отправление на работу. Приведенные на работу мобилизованные немцы передавались на наряде начальнику участка под подпись. Руководство отряда назначало начальников колонн, отделений и бригадиров из числа наиболее подготовленных и проверенных немцев. На них возлагались функции наблюдения и проверки наличия списочного состава мобилизованных, своевременный и полный вывод его на работу.

Продолжительность рабочего дня и выходные дни для мобилизованных немцев устанавливались на общих основаниях с вольнонаемным составом. Перед началом работ в шахте мобилизованные получали инструктаж о характере порученных им работ и правилах безопасности. За нарушение производственной дисциплины и правил внутреннего распорядка определялись различные меры наказания: замечание, выговор, назначение на тяжелые работы, направление в штрафную шахту, арест и даже предание суду. В штрафной шахте при повышенных нормах выработки продолжительность рабочего дня увеличивалась до 12 часов.

Инструкция включала в себя и меры поощрения за соблюдение производственной дисциплины, образцовое поведение в быту и главным образом за превышение плановых заданий: благодарности, зачисление на улучшенное питание в соответствии с существующими положениями и размещение в лучших казармах, повышение по должности, занесение на Доску почета, премирование деньгами, одеждой, обувью и литературой.

В составе мобилизованных было много подростков и людей преклонного возраста. Так, на 1 марта 1943 года десятую часть спецотряда треста «Сталинуголь» составляли подростки в возрасте до 17 лет. Высоким был и удельный вес мобилизованных, возраст которых превышал 50 лет.

Спецотряды ежеквартально до августа 1943 года пополнялись небольшими партиями мобилизованных немцев, которые распределялись затем по трестам в соответствии с потребностями шахт. Такая же участь постигла и представителей немецкой интеллигенции. Условия и задачи военного времени требовали быстрейшего включения их в производственный процесс угледобычи. Однако из-за отсутствия достаточного количества спецодежды руководству шахт приходилось перебрасывать немцев на вспомогательные работы. Все мобилизованные, годные по состоянию здоровья для работы в шахте, были переведены на подземные работы после освидетельствования медицинской комиссией. С учетом того, что значительная часть мобилизованных не имела теплой одежды, были приняты меры для улучшения снабжения мобилизованных спецодеждой.


В качестве фактора, сдерживавшего рост производительности труда, отмечалась не в полной мере обеспеченность мобилизованных спецодеждой, обувью, бельем и постельными принадлежностями. Тяжелые условия труда, скудный рацион питания, ужасные бытовые условия, отсутствие теплой одежды и обуви, массовые простудные заболевания и педикулез, режимные условия содержания, враждебное отношение и унизительные ежедневные проверки, постоянное передвижение в строю. В создавшихся условиях многие решались на более отчаянные шаги – побег с шахты и дезертирство с производства.

Кардинальные изменения в трудоиспользовании мобилизованных немцев произошли в ноябре 1943 года в связи с изданием новой «Инструкции по трудоиспользованию на предприятиях Наркомугля мобилизованных немцев». Охрана зон теперь должна была осуществляться силами самих немцев из числа хорошо проверенных членов ВКП(б) и комсомольцев. Обслуживающий персонал пищеблока заменялся лицами немецкой национальности. Получило официальное разрешение и развитие на территории самих зон колхозной и частной лотковой торговли молоком и овощами. Как показала практика, этот шаг во многом способствовал росту производственной активности мобилизованных. Претворение в жизнь данной инструкции повышало значимость людей на производстве как специалистов после утверждения их кандидатур в местных органах НКВД.

В апреле 1944 года руководство спецотряда треста «Прокопьевскуголь», предложило перевести все хозяйство зоны в самостоятельный ОРС, поскольку все спецотряды в 1944 году организовали свои подсобные хозяйства, получив земельные участки. Вновь созданные ОРСы спецотрядов начали активно заниматься вопросами бытового обслуживания и снабжения мобилизованных промтоварами, табачными изделиями, даже спиртными напитками, выделяемыми для поощрения передовых рабочих. Для поощрения лучших рабочих с апреля 1944 года был открыт прием заявлений мобилизованных на перевозку семей.

С ноября 1943 года произошли кардинальные изменения в организации труда мобилизованных. Начальникам шахт и участков предписывалось при составлении рабочих графиков выделять для мобилизованных не менее трех выходных дней в месяц, а также соответствующее оформление и оплату больничных листов.


В марте 1944 года в рабочих колоннах созданы партийные, комсомольские и профсоюзные группы из имеющихся членов ВКП(б), комсомола и профсоюзов. Это был мощный административно-партийный механизм в организации соревнования на производстве и роста производительности труда. Улучшение бытовых условий, накопление производственного опыта, освоение шахтерских профессий способствовали значительному подъему производительности труда уже с 1944 года.

Завершило деятельность спецотрядов на шахтах города постановление ГКО за № 9526с от 18 июля 1945 года, закрепившее мобилизованных немцев в составе постоянных кадров угольной промышленности. На всех были распространены льготы, присущие работникам отрасли. Таким образом, пройдя тяжелый адаптационный период в составе спецотрядов, осваивая шахтерские профессии и обретая производственный опыт, трудомобилизованные немцы влились в шахтерские кадры города Прокопьевска, внося своим трудом посильный вклад в победу над фашизмом.