Файл: Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления автомобиля ваз 2107.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 537

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«Сочинский профессиональный техникум»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по профессии 23.01.08. Слесарь по ремонту строительных машин

Тема: «Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления автомобиля ВАЗ 2107»
Выполнил:

Обучающийся группы 11А

Бухвалова Анджелика Керофовна

Руководитель

Маншилин Александр Сергеевич
2023г.
Содержание

Введение 3

1. Система управления ВАЗ – 2107 5

1.1 Общее устройство и техническая характеристика

автомобиля ВАЗ – 2107 5

1.2. Понятие рулевого управления и его предназначение 6

2. Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления 12

2.1. Проверка и диагностирование рулевого управления

автомобиля ВАЗ – 2107 12

2.2. Возможные неисправности рулевого управления, их причины и

методы устранения 14

2.3. Ремонтные работы: технологический процесс разборки и сборки 17

3. Охрана труда. 24

3.1. Мероприятия по охране труда 24

3.2. Положения об охране окружающей среды 26

Заключение 27

Список литературы 28

Приложения 29

Введение

Жизнь современного человека трудно представить без таких помощников как личные авто. Автомобили нам необходимы практически постоянно, они давно перестали быть роскошью, перейдя в категорию средств передвижения. При их наличии удается быстро перемещаться, совершать загородные поездки, путешествовать.

Для того, чтобы чувствовать комфорт во время езды, следует выбирать современные и надежные автомобили. Однако, известно, что многие автомобили имеют высокую цену, которая не по силам обычным гражданам со средним достатком. Одним из наиболее доступных автомобилей в последние десятилетия являлся ВАЗ - 2107, который начали выпускать с 1982 года и закончили в 2012.


Во время движения автомобиля по дороге возникает необходимость в изменении направления его движения, уменьшении скорости, остановке
и стоянке. Все это обеспечивают механизмы управления, которые включают
в себя рулевое управление. В данной выпускной квалификационной работе, описывается устройство и ремонт деталей рулевого механизма на примере устройства рулевого управления автомобиля ВАЗ – 2107.

Актуальностью данной работы является, что в последние годы растут цены на товары для авто, в частности на услуги в сфере технического обслуживания и ремонта. В связи с этим растет потребность в информации
о собственноручном техническом обслуживании и ремонте личного автомобильного транспорта.

Объектом данной работы является рулевое управление ВАЗ - 2107.

Предмет работы - ВАЗ – 2107.

Целью данной работы является техническое обслуживание и ремонт рулевого управления ВАЗ – 2107.

В связи с поставленной целью, нужно решить следующие задачи:

  1. Определить понятие рулевое управление;

  2. Рассмотреть устройство рулевого управления

  3. Рассмотреть техническое обслуживание и ремонт рулевого управления ВАЗ – 2107.

  4. Раскрыть правила соблюдения техники безопасности при обслуживании рулевого управления.



  1. Система управления ВАЗ – 2107

    1. Общее устройство и техническая характеристика ВАЗ – 2107

ВАЗ – 2107 «Жигули» - легковой автомобиль, малого класса, общего назначения, служит для перевозки пассажиров. Автомобиль предназначен для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием, может эксплуатироваться на грунтовых дорогах.

Полезная нагрузка автомобиля 400 кг, вместимость 5 человек. Может работать с прицепом массой 300 кг, не оборудованным тормозами, или с прицепом массой 600 кг, оборудованным тормозами.

Автомобиль – заднеприводный, с передним продольным расположением двигателя, четырехдверный, кузов типа «седан». Ведущие колеса – задние.

Автомобиль включает три основные части: двигатель, кузов и шасси. (Приложение 1)

Двигатель является источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля. Кузов является салоном с багажным отделением для размещения и защиты людей и грузов. Шасси представляет собой совокупность систем и механизмов, обеспечивающих движение и управление автомобилем.


    1. Понятие рулевого управления и его предназначение


Рулевое колесо – пластмассовое, армированное стальным каркасом. На нем установлен включатель звукового сигнала, контактная часть которого закрыта пластмассовой крышкой.

К фланцу трубы верхней опоры вала прикреплен переключатель указателей поворота и света фар.

Рулевой механизм включает в себя рулевое колесо, рулевой вал, червячный редуктор и детали крепления.

Рулевой привод состоит из трех тяг – средней (3) (рис.1) и двух боковых (1), а также сошки (2), маятникового рычага (4) с кронштейном (10) на лонжероне и поворотных рычагов (9), поворотных кулаков (7).

Вал рулевой колонки составной. Он состоит из промежуточного вала (16)
с карданным шарниром и валом (14) рулевой колонки. На верхнем конце вала (14) на конических шлицах закреплено рулевое колесо (18), на нижнем конце установлен карданный шарнир.


Угол поворота ограничен двумя упорами на сошке, которые при максимальных поворотах рулевого колеса упираются в корпус редуктора.

Ступица рулевого колеса содержит отверстие со сдвоенной впадиной. Вал же в свою очередь содержит сдвоенный шлиц с одной стороны. За счет этого руль крепится только в одном единственном положении гайкой. А с другой стороны вал присоединяется к валу червяка рулевого редуктора.

Картер рулевого механизма прикреплен к левому лонжерону (22) кузова
с внутренней стороны моторного отсека тремя болтами. Между картером
и лонжероном устанавливают регулировочные шайбы, которыми при сборке добиваются соосности вала червяка и вала руля.


Наконечники крайних тяг с помощью шарниров присоединены к рычагам (9) поворотных кулаков, к маятниковому рычагу (4) и к рулевой сошке.

В картере (7) (рис.2) расположен червяк (6), который находится
в зацеплении двухгребневым роликом (14) вала (13) сошки. Передаточное число червячной пары (16,4). Червяк вращается в верхнем (16) и нижнем (17) подшипниках, шарики которых расположены на беговых дорожках торцов червяка. Осевой зазор в подшипниках червяка регулируют подбором прокладок (18) между картером и крышкой (19). Вал сошки вращается во втулке (12), запрессованной в картер рулевого механизма. На верхнем конце вала на игольчатом подшипнике вращается ролик (14), а на нижний конец вала
с коническими шлицами надета сошка (8), закрепленная гайкой (9). В шлицевом отверстии сошки выполнены две сдвоенные впадины, а на валу – два сдвоенных выступа. Поэтому сошку можно установить на вал только в одном положении.



Зацепление ролика с червяком регулируют винтом (2). Осевой зазор между головкой винта и пазом вала устраняют подбором регулировочных пластин.

Шаровой шарнир тяги состоит из стального пальца (1) (рис.3), сферическая головка которого охватывается коническим разрезным пластмассовым вкладышем (4), который поджат пружиной (5) к корпусы (3). За счет этого создается натяг в соединении пальца с вкладышем и наконечником тяги. Кронштейн (10) (рис.1) маятникового рычага прикреплен двумя болтами
к правому лонжерону кузова напротив картера рулевого механизма.


В кронштейне (2) (рис.4) установлены две пластмассовые втулки (8),
в которых вращается ось (9). Торцевое уплотнение втулок обеспечивается уплотнителями (7) и шайбами (6 и 10).






Рис. 1. Рулевое управление:

1 – боковая тяга; 2 – сошка; 3 – средняя тяга; 4 – маятниковый рычаг;
5 – регулировочная муфта; 6 – нижний шаровой шарнир передней подвески; 7 – правый поворотный кулак; 8 – верхний шаровой шарнир передней подвески;9 – правый рычаг поворотного кулака; 10 – кронштейн маятникового рычага; 11 - подшипник верхнего вала рулевого управления; 12, 19 – кронштейн крепления вала рулевого управления; 13 – труба кронштейна крепления вала рулевого управления; 14 – верхний вал рулевого управления; 15 – картер рулевого механизма; 16 – промежуточный вал рулевого управления; 17 – облицовочный кожух вала рулевого управления; 18 – рулевое колесо; 20 – фиксирующая пластина передка кронштейна; 21 – стяжной болт крепления карданного шарнира; 22 – лонжерон кузова.



Рис.2. Картер рулевого механизма:

1 – пластина регулировочного винта вала сошки; 2 – регулировочный винт вала сошки; 3 – гайка регулировочного винта; 4 – пробка маслоналивочного отверстия; 5 – крышка картера рулевого механизма; 6 - червяк; 7 – картер рулевого механизма; 8 – сошка; 9 – гайка крепления сошки к валу; 10 – шайба пружинная; 11 – сальник вала сошки; 12 – втулка вала сошки; 13 – вал сошки; 14 – ролик вала сошки; 15 – вал червяка; 16 –
верхний шариковый подшипник; 17 – нижний шариковый подшипник; 18 – регулировочные прокладки; 19 – нижняя крышка подшипника червяка; 20 – ось ролика; 21 - шариковый подшипник ролика; 22 – сальник вала червяка; В,С – метки.


Рис.3. Шаровой шарнир тяги:

1 – шаровой палец; 2 – грязезащитный колпачок; 3 – корпус шарнира; 4 – вкладыш; 5 – пружина; 6 - заглушка





рис.4. Кронштейн маятникового рычага:

1 – маятниковый рычаг; 2 – корпус кронштейна; 3 – шайба; 4 – регулировочная гайка; 5 – шплинт; 6 – верхняя шайба; 7 – уплотнитель; 8 – втулка; 9 – ось рычага; 10 – нижняя шайба; 11 – самоконтрящаяся гайка.

2.Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления

2.1 Проверка и диагностирование рулевого управления

автомобиля ВАЗ - 2107

Проверяем состояние рулевого управления на автомобиле ВАЗ – 2107 при появлении признаков неисправностей (стуки, повышенный люфт или тугое вращение рулевого колеса) или при периодических осмотрах автомобиля.

Последовательность выполнения проверки технического состояния
и регулировки рулевого механизма:

  1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду.

  2. Подкачиваем на автомобиле рулевое колесо, поочередно в обе стороны.

Свободный ход рулевого колеса до начала поворота колеса автомобиля не должен превышать 5% в одну сторону, что соответствует перемещению обода колеса на 18 – 20 мм.

Усилие поворота колеса не должно быть более 196 Н(20КГС), при рекомендованном давлении в шинах и асфальте под колесами люфт или тугое вращение рулевого колеса на автомобиле устраняется регулировкой зацепления
в редукторе рулевого механизма или подтяжкой ослабленных резьбовых соединений детали рулевого механизма.

  1. Нажав на педаль тормоза, покачиваем рулевое колесо влево – вправо убеждаемся в отсутствии стуков деталей. Если стуки в рулевом управлении автомобиля слышно, то их причина – слабая затяжка резьбовых соединений или износ шаровых шарниров рулевых тяг.

  2. Проверяем состояние деталей рулевого управления снизу автомобиля.

  3. Перед проверкой деталей рулевого управления автомобиля ВАЗ – 2107 ветошью очищаем грязезащитные чехлы шарниров рулевых тяг и деталей рулевого механизма.

  4. Проверяем надежность крепления кронштейна маятникового рычага и редуктора рулевого механизма кузова автомобиля, при необходимости подтягиваем болты крепления маятникового рычага редуктора рулевого механизма к кузову автомобиля.

  5. Проверяем отсутствие осевого радиального люфтов оси маятникового рычага, покачивая его руками. При обнаружении люфтов в оси маятникового рычага заменяем маятниковый рычаг в сборе.

  6. Осматриваем состояние грязезащитных чехлов шарниров рулевых тяг. Трещины, разрывы или отслоение чехла от металлической окантовки не допускается.

  7. Проверяем перемещение рулевых наконечников вдоль оси пальцев. Величина перемещения рулевых наконечников не должна превышать 1 – 1,5 мм.

  8. Проверяем отсутствие люфтов в шарнирах, резко покачивая рулевые тяги руками.

  9. При обнаружении дефектов рулевых тяг, заменяем рулевые тяги.