Файл: Курсовая работа по дисциплине Экономическая теория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)
Факультет экономический
Кафедра теоретической экономики


КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономическая теория»
Бюджетный дефицит и государственный долг


Работу выполнила_____________________________________ Ф.А.Хапсирокова

(подпись)

Специальность 38.05.01 – Экономическая безопасность, 1 курс, группа 116

(код, наименование)

Научный руководитель

д-р экон. наук, профессор _______________________________В.А.Сидоров

(подпись, дата)

Нормоконтролер

д-р экон. наук, профессор _______________________________В.А.Сидоров

(подпись, дата)

Краснодар

2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………….

3

1 Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга……..

5

1.1 Основы государственного регулирования экономики………………………….

5

1.2 Государственный долг и дефицит бюджета в экономической теории………

9

1.3 Проблемы дефицита государственного бюджета………………………………

15

2 Влияние бюджетного дефицита и государственного долга на экономику

17

2.1 Анализ бюджета и государственного долга Российской Федерации………….

17

2.2 Деятельность государства по снижению задолженностей……………………..

19

2.3 Управление внешним и внутренним долгом в условиях санкций……………..

22

Заключение…………………………………………………………………………….

24

Список использованных источников………………………………………………...

26

Приложение……………………………………………………………………………







Введение

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда ­ характерен сегодня для большинства развитых стран.

Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций дадим его определение.

Актуальность темы обусловлена в негативных последствиях, которые напрямую вызваны бюджетным дефицитом и ростом государственного долга, отражающихся на карманах обычных граждан. Это, прежде всего: инфляция, увеличение неравен­ства в доходах и подорванное действие экономических стимулов развития про­изводства.

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение на современном этапе экономического развития.

Для достижения поставленной цели курсовой работы были определены следующие задачи:

  1. определить, основы государственного регулирования экономики;

  2. исследовать проблемы, которые возникают в процессе исполнения го­сударственного бюджета, и как эти проблемы влияют на экономику;

  3. выявить, каким образом бюджетный дефицит и государственный долг влияют на развитие экономики страны;

  4. исследовать проблему бюджетного дефицита и государственного долга Российской Федерации;

  5. проанализировать бюджет и государственный долг Российской Федерации.

Объект – национальная экономика с выделением ее состава, структур который занимаются бюджетированием.

Предмет изучения курсовой работы – отношения хозяйствующих субъектов, по поводу дефицита государственного бюджета.

дефицит государствен­ного бюджета и государственный долга как фактора, воздействующего на эко­номическое развитие страны.



В ходе данного анализа были рассмотрены различные информаци­онные источники.

Проблема государственного долга рассматривалась в большом количе­стве научных трудов. Огромное внимание проблеме исследования государ­ственного долга и последствий его существования уделяли Р. Барро, А. Лернер и др. Теоретическим и практическим вопросам государственного долга посвя­щены работы таких экономистов, как А. Гальчинский и Т. Бондарчук. Особенно­сти макроэкономической среды трансформации, в которой развивается госу­дарственный долг, а также проблема государственной задолженности исследо­ваны в трудах Г. Башнянина, Т. Вахненко, О. Зарубы, З. Луцишин. Проблему управления государственным долгом рассматривали А. Вавилов, Г. Трофимов, В. Козюк, О. Горская.

Методы исследования: логический, анализ и синтез, статистический, графический.

Теоретическую основу исследования составили концепции, изложенные в классических и современных трудах ученых.

Информационная и эмпирическая база исследования представлена данными Федеральной службы государственной статистики, материалами научных статей, периодической печати, ресурсами Internet.
1. Теоретические аспекты бюджетного дефицита и государственного долга

1.1. Основы государственного регулирования экономики
Экономика является основой, определяющей все стороны жизнедеятельности общества и заключающейся в рациональном использовании ресурсов для производства товаров, оказания услуг и удовлетворения потребностей общества. Развитие любой социально-экономической системы, к числу которых, безусловно, относится и государство, осуществляется под воздействием разнонаправленных сил. Не менее важным компонентом любой экономической системы современного общества является государство, которое на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, безопасности выполняло определенные функции в сфере экономики.

Регулирование экономики может быть эффективным только при наличии сильной государственной власти, выступающей основой для реализации стратегии экономического и социального развития.

Государственное регулирование экономики является объективным специфическим этапом развития взаимоотношений государства и хозяйства общества, экономической функции государства.


Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на обеспечение поддержания или изменения экономических явлений и их связей. Государственное регулирование экономики основывается на использовании законодательной базы, широком использовании системы централизованного финансирования, бюджетных отношений, на применении экономических санкций и стимулов. Оно решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения отраслевого и регионального развития. Государство само в том числе является самым крупным субъектом рынка, выступая на стороне и покупателей и продавцов.

Теоретические взгляды Дж. Кейнса оказали сильное воздействие на формирование в развитых странах смешанной экономики, в которой государственное регулирование эффективно взаимодействует с механизмами рынка. Кейнс подверг сомнению утверждение классиков о том, что рыночный механизм сам но себе может обеспечить полное использование экономических ресурсов общества. По его убеждению, для обеспечения нормального функционирования экономики необходимо вмешательство государства и прежде всего проведение активной налогово-бюджетной и отчасти – денежно-кредитной политики.

Кейнс полагал, что государство может стимулировать экономический рост как путем прямого воздействия на совокупный спрос с помощью государственных инвестиций, расширения системы государственных заказов, увеличения расходов на социальные нужды, так и косвенного – путем улучшения инвестиционного климата. Кейнс показал, что именно инвестиции, а не сбережения, способствуют росту экономики, который вызывает последующий рост доходов и новых сбережений, назвав этот феномен эффектом мультипликатора. Одним из средств расширения платежеспособного спроса и поддержания занятости Кейнс, в отличие от своих предшественников, считал политику повышения номинальной заработной платы.[20]

Французские посткейнсианцы акцентировали свое внимание на необходимости государственного регулирования посредством применения индикативного планирования (государственных планов экономического развития рекомендательного характера), названного дирижизмом. Теоретическим родоначальником дирижизма считается Франсуа Перру (1903–1987). В основе его подхода к государственному регулированию лежит идея, что экономические агенты вовсе не равноправны, а связаны отношениями соподчинения, особенно фирмы. Это проистекает из различий в размерах фирм и их технологического уровня. Вокруг наиболее крупных и технологически передовых фирм возникают полюса роста. По мнению Перру, создавшего теорию полюсов роста, совокупная эффективность внутри полюса роста выше, чем у входящих в него фирм, так как доминирующая фирма, принимая решение, руководствуется большим числом параметров, чем остальные фирмы полюса роста. Ей известны, как правило, уже на стадии принятия решений, планы своих младших партнеров-конкурентов. Обладая в достатке способностью к принуждению, доминирующая фирма может уже на стадии выработки планов повлиять на них таким образом, чтобы обеспечить наибольшую эффективность всей группировке. Поэтому Перру выдвинул тезис, что внутри полюса роста изменяется природа конкуренции. Из чисто стихийной она превращается в отчасти организованную, нацеленную на максимизацию прибыли всех вместе взятых фирм – участниц полюса роста. Отсюда Перру делает следующие выводы: важнейшими задачами экономической политики государства должны быть создание полюсов роста и сознательное управление средой распространения их эффекта, а другой задачей становится не только проведение стабилизационной политики, но и составление долгосрочных планов социально-экономического развития. Только такая дальновидная политика обеспечит "гармонизированный рост" и долгосрочной целью такой политики является создание "общества социальной гармонии". При
этом Перру выделяет три принципа, которых должна придерживаться политика "гармонизированного роста": максимизация валового продукта и минимизация его колебаний, уменьшение диспропорции между сферами экономики, "гуманизация" последовательных состояний равновесия (т.е. учет и балансирование экономических интересов социальных групп). Разработку и принятие национальных планов социально- экономического развития, по мнению Перру, необходимо осуществлять с помощью согласований, компромиссов и социальных диалогов разных общественных групп. Подобная система планирования должна включать механизм как конъюнктурного, так и структурного регулирования национальной экономики на основе долгосрочных индикативных планов. [5]

Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. Особенно необходимо при проведении экономических реформ – реформировании собственности, материального производства, рынка труда, финансового рынка. Исключительно важна роль государственного регулирования в территориальном развитии, определении внутри-региональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально – экономического развития регионов, формировании региональных рынков. Необходимо регулирование природопользования, внешнеэкономических связей. Государство должно регулировать процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений – социализацией, повышением материального благосостояния населения

Глобальная и главная цели государственного регулирования экономики находят свое продолжение в так называемом «магическом» четырехугольнике – четырех взаимосвязанных целях, за реализацию которых государство несет ответственность, а именно:

- экономический рост;

- высокий уровень занятости;

- стабильность цен;

- внешнеэкономическое равновесие.

Основой государственного регулирования экономики является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков. Формы и методы государственного регулирования