ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А. И. Кондрашова (Россия, г. Ставрополь, ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»)
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕДАГОГОВ
В 2017 году принята государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», основными технологиями которой являются: нейротехнологии и искусственный интеллект, квантовые технологии, новые производственные технологии, компоненты робототехники и сенсорики, и др.[1]. От эффективности её внедрения зависят технологическая модернизация и экономический рост страны, её конкурентоспособность и качество жизни граждан России.
Реализация программы напрямую затрагивает образование всех уровней, в том числе общее образование: подготовку подрастающего поколения для цифровой экономики; изменение подходов к обучению за счет внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.
В настоящее время разработана Концепция Базовой модели компетенций цифровой экономики, включающая перечень ключевых компетенций, в том числе – готовность к применению информационных технологий. К её ценностям относятся: дополненная и виртуальная реальность, синергия информационных технологий. Целью и предметом компетенции является применение цифровых инструментов для работы с цифровыми ресурсами в разных сферах жизни и деятельности [2, с.23].
Об активном использовании средств информационных и коммуникационных технологий говорится в Федеральных государственных стандартах общего образования. В тоже время существующие традиционные формы и методы обучения школьников (классно-урочная система, фронтальный опрос и т.п.) не способствуют этому, а значит и формированию готовности обучающихся к жизни в современном высокотехнологичном цифровом мире.
Сотрудники Центра стратегических разработок Высшей школы экономики отмечают, что одна из серьезных проблем современной российской школы и дополнительного образования – растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. Это отставание имеет несколько измерений. Во-первых, в школах не применяются эффективные цифровые инструменты, уже активно используемые детьми и взрослыми во многих других сферах деятельности. Во-вторых, школы не используют возможности цифровых технологий для: персонализации обучения (выбор траектории, разнообразие учебных материалов, помощь при учебных трудностях), повышения мотивации школьников (интерактивные учебные материалы, обучающие игры) [3, с.30].
В 2018году в рамках реализации дополнительных профессиональных программ Ставропольским краевым институтом развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее – СКИРО ПК и ПРО) проводилось исследование с целью выявления готовности педагогических кадров к изменению подходов к обучению в условиях реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Исследование проводилось в фокус-группах, в нем приняли участие около 200 учителей начальной школы, математики, русского языка и литературы, биологии, химии, географии, физики и астрономии, а также иностранных языков.
В ходе работы фокус-групп были рассмотрены следующие аспекты цифровизации образования: частота использования ИКТ; технологическое обеспечение учебного кабинета (наличие компьютера, доступа в Интернет, интерактивной доски, проектора); применение электронных форм учебников; использование цифровых образовательных платформ; использование ресурсов по формированию и конструированию веб-портфолио; применение мобильных образовательных приложений в обучении.
Исследование показало, что 90% опрошенных регулярно используют ИКТ в образовательной деятельности, но ограничиваются созданием презентаций и поиском информации в сети Интернет. Только 10% участников фокус-групп используют на учебных занятиях электронные формы учебников, причем только 3% знают о возможностях Российской цифровой образовательной платформы LECTA. Наиболее популярны среди учителей начальной школы такие цифровые образовательные платформы как УЧИ.ру и ЯКласс, которые включают в образовательный процесс 65% участников фокус-группы. О возможностях платформы «Российская электронная школа» (далее – РЭШ) имеют представление 30% учителей, а ресурсы по формированию и конструированию веб-портфолио используют всего 2% педагогов; мобильные образовательные приложения рассматривают как средство обучения – 3%.
Вместе с тем, имеющиеся в свободном доступе цифровые образовательные ресурсы позволяют образовательным организациям создать свою уникальную цифровую среду, а ученикам и учителям использовать их для повышения результативности образовательного процесса, делая его более привлекательным и индивидуальным для каждого ученика.
Грамотное применение современных цифровых технологий открывает перед педагогом принципиально новые возможности при обучении детей. Поэтому в 2018 году СКИРО ПК и ПРО было скорректировано содержание программ
дополнительного профессионального образования, в том числе через включение занятий по следующим темам: «Ресурсы для формирования электронного портфолио», «Современные цифровые образовательные платформы», «Мобильные технологии в образовании».
В настоящее время в рамках курсовых мероприятий слушатели изучают возможности применения современных цифровых образовательных технологий:
-
сервисов для формирования электронного портфолио, позволяющего отслеживать индивидуальный прогресс и направленность учебных достижений обучающегося, а также выявлять высокомотивированных и талантливых детей («Конструктор портфолио ученика (online)», онлайн-редактор ученических портфолио «Портфолиодел», интернет-сервис 4portfolio); -
цифровых образовательных платформ, которые могут оказать значительную поддержку педагогу в выборе траектории ученика, помощи в преодолении учебных затруднений, повышении мотивации школьников.
В настоящее время врамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы создаётся ведомственная целевая программа Министерства образования и науки Российской Федерации «Российская электронная школа» (далее – РЭШ), которая направлена на создание завершенного курса интерактивных уроков по всей совокупности общеобразовательных учебных предметов, полностью соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего, среднего общего образования, построенного на основе передового опыта лучших учителей России и размещенного в открытом доступе в интересах всех обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. Условия для реализации образования с применением эффективных цифровых ресурсов создаёт также интерактивная образовательная онлайн-платформа Учи.ру. Одной из ключевых особенностей Учи.ру является формирование индивидуальной образовательной траектории, т.к. для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности. Кроме того, интерактивная платформа предоставляет широкие возможности для формирования ИКТ-компетенций как педагога, так и обучающихся и создаёт реальные условия для внедрения в образовательную деятельность современных цифровых технологий.
Ещё одним популярным качественным ресурсом, использование возможностей которого позволит учителю добиться высоких образовательных результатов является цифровая образовательная платформа «ЯКласс», которая содержит онлайн-тренажёры по школьной программе и автоматическую проверку домашних заданий. Любой педагог, используя «ЯКласс», сможет развить свою общепедагогическую и предметно-педагогическую цифровую компетентность, в том числе во внеурочной индивидуальной работе с обучающимися, формируя индивидуальные траектории обучения и выдавая учащимся задания разного уровня сложности в зависимости от их индивидуальных способностей, а также, используя, современные способы оценивания в условиях новейших технологий онлайн-обучения. Одним из самых универсальных ресурсов на сегодняшний день является цифровая образовательная платформа LECTA (продукт корпорации «Российский учебник»), основным назначением которой является использование электронных форм учебников. Кроме того, LECTA успешно реализует поддержку учителей, благодаря доступным сервисам, таким как «Классная работа», «Контрольная работа» и др.;
-
мобильных образовательных технологий, популярных в связи с увеличением пользователей мобильных устройств (смартфонов и планшетов) и доступности мобильных приложений и сервисов различных категорий. То есть, можно предположить, что куда бы человек ни шёл - «образование у него в кармане». Так по данным отчета «Проникновение Интернета в России» от 15 января 2019 года, который проводил Российский филиал исследовательского концерна GfK (Gesellschaft fur Konsumforschung) Group на мобильных устройствах (смартфонах и планшетах) выходят в Сеть 73 миллиона человек (61% населения в возрасте старше 12 лет) [4]. С каждым днём это количество увеличивается. Мобильные приложения содержат справочные приложения, тренажёры, разговорники, словари, викторины, а также геймифицированные образовательные приложения. Они направлены на визуализацию объектов, процессов и явлений (интерактивные анатомические модели, интерактивные и 3D-карты по истории, географии и астрономии, виртуальные лаборатории по физике, химии и биологии, 3D-планетарии и др.).
Очевидно, что использование образовательных платформ, мобильных приложений и сервисов актуально на любом уровне образования и обеспечивает его индивидуализацию (персонализацию). Внедрив в свою деятельность технологии цифрового обучения, учитель получит возможность визуализировать обучение, реализовать современные методы оценивания и контроля уровня знаний учеников, повысить эффективность подготовки и проведения уроков, взаимодействовать с
обучающимися в дистанционной форме, хранить и синхронизировать большие объёмы информации за счёт облачных решений, создаст условия для формирования готовности обучающихся к применению информационных технологий, а также поможет решить ряд проблем, касающихся низкой мотивации к обучению или её отсутствия у школьников.
В результате деятельности СКИРО ПК и ПРО по введению в курсы повышения квалификации занятий, направленных на изучение возможностей применения современных цифровых образовательных технологий, обучено около 1500 педагогических работников образовательных организаций Ставропольского края, что способствовало значительному увеличению количества учителей, осуществляющих образовательную деятельность с использованием современных образовательных платформ, сервисов и ресурсов. Количество зарегистрированных пользователей на платформе РЭШ на сегодняшний день составляет 90%, Учи.ру освоили 95% педагогов, ЯКласс – 85%. Около 60% учителей применяют в образовательной деятельности электронные формы учебников и сервисы цифровой образовательной платформы LECTA, а педагогов, внедривших мобильные образовательные технологии в учебный процесс – более 50%.
В перспективе 49 образовательных организаций Ставропольского края примут участие в реализации национального проекта «Образование», результатом которого в 2019 году станет оснащение школ-участников вычислительной техникой, программным обеспечением и презентационным оборудованием.
Таким образом, внедрение цифровых технологий в дополнительное профессиональное педагогическое образование в Ставропольском крае отвечает требованиям программы «Цифровая экономика Российской Федерации», способствует созданию необходимых условий для подготовки учителей и подрастающего поколения для цифровой экономики.
Литература
-
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р) [Электронный ресурс] – URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf - (дата обращения: 29.03.2019). -
Концепция Базовой модели компетенций цифровой экономики /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков. – Москва: РУДН, 2018. – 23 с. -
Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / Под. ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина; Центр стратегических разработок; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М., 2018. – 105 с. -
Интернет в России и мире [Электронный ресурс] – URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 02.04.2019).