Файл: Механизмы социализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Реферат

по общей педагогике

на тему «Механизмы социализации»

Выполнила: Умарова М. А.

Студентка Ф-zПРОИ221 группы

Проверила: Норина Е. И.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3

1. Понятие социализации……………………………………………….. 5

2. Этапы социализации…………………………………………………..7

3. Механизмы социализации…………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………14

Введение

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь - это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты - в рамках избранной ими профессии, новые работники - в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена - в рамках созданной ими молодой семьи, а пожилые люди - в рамках дома для престарелых. Так или иначе все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. В одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой - матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение. Поэтому процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека.


Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Сегодня проблема человека очень актуальна, поэтому находится в центре внимания и составляет основу междисциплинарных исследований. Настоящее время характеризуется обостренным интересом к проблеме личности и индивидуальности.

Цель работы: рассмотрение механизмов социализации личности.

Задача: раскрыть особенности социализации и её механизмы.

1. Понятие социализации

Социализация (лат. socialis — общественный) — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Понятие социализации было введено в социальную психологию в 40—50-е гг. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др.

Термин "социализация", несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки.

В социологических исследованиях выделяют два подхода к теории социализации.

Представителем первого направления является З.Фрейд, рассматривающий человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливается к условиям существования в обществе. Социализация сводится к согласованию внутренних потребностей человека, его инстинктов с внешним "табу"

1

Представителем второго направления является Эмиль Дюркгейм, который в своих известных исследованиях отношений человека и общества неоднократно обращался к вопросам социализации и воспитания подрастающего поколения. Смысл позиции Э.Дюркгейма сводится к признанию приоритета общества над личностью, что человек в процессе социализации занимает пассивную позицию, а сам процесс социализации - это адаптация человека к обществу, которое формирует его в соответствии со своей культурой2 .

Анализ словарно - справочной литературы, сделанный исследователем Ю.И.Кривовым, показал, что авторы (В.Ч.Гуд, Б.Уолтен) толкуют "социализацию как процесс усвоения человеком методов, идей, верований, ценностей, норм специфической культуры, в которой он живет, и адаптации их как часть собственной личности". Похожий вариант присутствует в международном словаре образовательных терминов Г.Герри Пейджа, Дж.Томаса, Алана Р.Маршалла: "Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развитие удовлетворительных связей с другими людьми.

Современные социологи Н. Смелзер4, Ж.. Т. Тощенко5 и А. Г. Эфендиев6 определяют социализацию как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям; процесс, в ходе которого люди обучаются соблюдению социальных норм, делающих возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению; процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Человек - существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество - длительный и сложный процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей.


Социализация идет по двум взаимно переплетающимся направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношений, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношений.

Таким образом, социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. То есть под социализацией понимают весь многогранный процесс, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие.

2. Этапы социализации

Социализация включает в себя различные этапы. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно.

Одни ученые выделяют три этапа:

1) Дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.

2) Трудовая - охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;

3) Послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

Другие подразделяют этот процесс на два этапа: "первичную социализацию" (от рождения до зрелой личности) и "вторичную социализацию" (связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости).


Есть и другие точки зрения. Наиболее признанной является точка зрения, согласно которой этапы социализации соотносятся с возрастной периодизацией жизни человека. Так, выделяют

- младенчество (от рождения до 1 года),

- раннее детство (1-3 года),

- дошкольное детство (3-6 лет),

- младший школьный возраст (6-10 лет),

- подростковый (10-14 лет),

- ранний юношеский (15-17 лет),

- юношеский (18-23 года),

- молодость (23-33 года),

- зрелость (34-50 лет),

- пожилой возраст (50-60 лет),

- старость (60-70 лет),

- долгожительство (свыше 70 лет)

Многие исследователи обращают внимание на определяющую роль в этом процессе первичных стадий социализации, связанных с периодом детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм существенного поведения.

Отмечая, что социализация - процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важность для становления личности трудовой стадии, когда закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности.

В процессе социализации личность выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью.
3. Механизмы социализации

социализация личность общество

Существуют различные подходы к рассмотрению "механизмов" социализации. Так, французский социальный психолог Г. Тард7 считал основным подражание. Американский ученый У. Бронфенбреннер8 механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина9 рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию обособления личности.

Обобщая имеющиеся данные, с точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

Различают два вида механизмов социализации:

- психологические и социально-психологические;

- социально-педагогические.