Файл: Фатихова Анфиса Илюсовна зппоспс1122 Обобщающая таблица по теории социальнопедагогической деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фатихова Анфиса Илюсовна ЗППОСПС-11-22

Обобщающая таблица по теории социально-педагогической деятельности


Понятие «социально-педагогическая деятельность» (далее – СПД)




Это разновидность профессионально-педагогической деятельности, которая направлена на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его успешной самореализации в обществе.



Общая цель СПД в отличие от

общепедагогической деятельности



А) успешная социализация ребенка и освоение им социальных (культурных, нравственных и правовых) норм, ценностей и ролей, а также

Б) положительные изменения и сдвиги в поведении, общении, отношениях, личностных качествах, понятиях и представлениях ребенка.



Субъекты СПД (перечень)




Социальные педагоги, педагоги-психологи, специалисты по работе с семьей, девиантологи.



Понятие «социальный педагог»


Специалист по оказанию помощи  детям с нарушенной социализацией  или нуждающимся в особой помощи и поддержке в результате определенной жизненной проблемы.



Категории детей – объектов СПД (перечень)




дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети-инвалиды;

- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

- дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

- дети – жертвы насилия;

- дети, проживающие в малоимущих семьях;

- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

- дети с отклонениями в поведении;

- дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);

- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.



Категории семей – объектов СПД (перечень)




Неблагополучная семья


Цель СПД с десоциализированным

ребенком


заключается в достижении позитивных изменений в:

- социальной воспитанности (воспитание социально значимых качеств личности),

- социальной обученности (обучение социальным знаниям, умения, навыкам);

- социальном развитии (социальное взросление) ребенка.




Цель СПД с неблагополучной семьей





- оздоровление семейной среды;
- формирование в ней правильных воспитывающих отношений;
- повышение воспитательного потенциала и психолого-педагогической грамотности родителей.



Что означает «адресный характер» СПД?



Направлена на  конкретного ребенка, его проблему и зависит от ситуации его социального развития.



Понятие «трудная жизненная

ситуация ребенка»



Это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность ребенка по причинам инвалидности или неспособности к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротства, одиночества, безнадзорности, беспризорности, малообеспеченности, конфликтов или жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, стихийного бедствия и др., которую он не может преодолеть самостоятельно.



Принципы СПД (перечень)




1. Принцип индивидуально-личностного подхода к ребенку

2. Принцип объективности в подходе (или объективного подхода) к ребенку

3. Принцип опоры на положительное  в личности ребенка

4. Принцип оптимистичности социального прогноза в отношении личности ребенка

5. Принцип самоактивности личности в процессе жизнедеятельности и решении своих проблем

6. Принцип конфиденциальности в работе с ребенком и его семьей



Функции СПД (перечень)




Диагностическая функция

Профилактическая функция

Коррекционно-реабилитационная функция

Охранно-защитная функция

Посредническая функция

Воспитательная функция

Просветительская функция



Направления СПД (перечень)




- профилактическое

- коррекционное

- реабилитационное

- охранно-защитное

- посредническое

- социально-воспитательное



Учреждения и организации, в которых специалисты осуществляют СПД (перечень)




- общеобразовательные школы,

- школы-интернаты,

- детские дома,

- социальные приюты,

- реабилитационные  центры для детей-инвалидов и с ОВЗ,

- социально- реабилитационные центры,

- учреждения дополнительного образования, подростковые клубы,

- учреждения среднего профессионального образования,

- органы опеки и попечительства,

- центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи семье и детям,

- ресурсные центры «Семья»,

- центры семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  

- специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением и др.