Файл: Фатихова Анфиса Илюсовна зппоспс1122 Обобщающая таблица по теории социальнопедагогической деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фатихова Анфиса Илюсовна ЗППОСПС-11-22
Обобщающая таблица по теории социально-педагогической деятельности
Понятие «социально-педагогическая деятельность» (далее – СПД) | Это разновидность профессионально-педагогической деятельности, которая направлена на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его успешной самореализации в обществе. |
Общая цель СПД в отличие от общепедагогической деятельности | А) успешная социализация ребенка и освоение им социальных (культурных, нравственных и правовых) норм, ценностей и ролей, а также Б) положительные изменения и сдвиги в поведении, общении, отношениях, личностных качествах, понятиях и представлениях ребенка. |
Субъекты СПД (перечень) | Социальные педагоги, педагоги-психологи, специалисты по работе с семьей, девиантологи. |
Понятие «социальный педагог» | Специалист по оказанию помощи детям с нарушенной социализацией или нуждающимся в особой помощи и поддержке в результате определенной жизненной проблемы. |
Категории детей – объектов СПД (перечень) | дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; - дети-инвалиды; - дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; - дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; - дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; - дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; - дети – жертвы насилия; - дети, проживающие в малоимущих семьях; - дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; - дети с отклонениями в поведении; - дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); - дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. |
Категории семей – объектов СПД (перечень) | Неблагополучная семья |
Цель СПД с десоциализированным ребенком | заключается в достижении позитивных изменений в: - социальной воспитанности (воспитание социально значимых качеств личности), - социальной обученности (обучение социальным знаниям, умения, навыкам); - социальном развитии (социальное взросление) ребенка. |
Цель СПД с неблагополучной семьей | - оздоровление семейной среды; - формирование в ней правильных воспитывающих отношений; - повышение воспитательного потенциала и психолого-педагогической грамотности родителей. |
Что означает «адресный характер» СПД? | Направлена на конкретного ребенка, его проблему и зависит от ситуации его социального развития. |
Понятие «трудная жизненная ситуация ребенка» | Это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность ребенка по причинам инвалидности или неспособности к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротства, одиночества, безнадзорности, беспризорности, малообеспеченности, конфликтов или жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, стихийного бедствия и др., которую он не может преодолеть самостоятельно. |
Принципы СПД (перечень) | 1. Принцип индивидуально-личностного подхода к ребенку 2. Принцип объективности в подходе (или объективного подхода) к ребенку 3. Принцип опоры на положительное в личности ребенка 4. Принцип оптимистичности социального прогноза в отношении личности ребенка 5. Принцип самоактивности личности в процессе жизнедеятельности и решении своих проблем 6. Принцип конфиденциальности в работе с ребенком и его семьей |
Функции СПД (перечень) | Диагностическая функция Профилактическая функция Коррекционно-реабилитационная функция Охранно-защитная функция Посредническая функция Воспитательная функция Просветительская функция |
Направления СПД (перечень) | - профилактическое - коррекционное - реабилитационное - охранно-защитное - посредническое - социально-воспитательное |
Учреждения и организации, в которых специалисты осуществляют СПД (перечень) | - общеобразовательные школы, - школы-интернаты, - детские дома, - социальные приюты, - реабилитационные центры для детей-инвалидов и с ОВЗ, - социально- реабилитационные центры, - учреждения дополнительного образования, подростковые клубы, - учреждения среднего профессионального образования, - органы опеки и попечительства, - центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи семье и детям, - ресурсные центры «Семья», - центры семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением и др. |