Файл: Самозанятость. Преимущества и недостатки, выявленные в ходе эксперимента по.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- фискальная нацеленность норм, предусматривающая выведение самозанятых или независимых работников «из тени».
Нужно отметить, что налоговые ставки для самозанятых заметно выше (в несколько раз), чем применяемые в ходе эксперимента в Российской
Федерации, при том, что на самозанятых обычно возлагается обязанность участия в пенсионном или ином социальном страховании. Это обстоятельство наталкивает на мысль о том, что по завершении эксперимента, объявленного введением в действие Закона №422-ФЗ
Правительством России будут установлены условия налогообложения и участия в социальных фондах на уровнях, сложившихся в развитых странах, что при существующей в России покупательной способности населения и экономическом положении предприятий – заказчиков может лишить легальную самостоятельную занятость экономического смысла.
11.

Что могут сделать органы власти, политики и профсоюзы для поддержки самозанятых?
После разбора проблем правового обеспечения самозанятости, экономических и социальных обстоятельств их деятельности может возникнуть ощущение, что эта форма занятости бесперспективна, бесполезна и не способна выполнить роль локомотива, вытягивающего миллионы людей, трудящихся вне цивилизованного рынка труда в область легальной занятости.
Такая оценка справедлива лишь в том случае, если органы власти и политические силы, развернувшие эксперимент, законсервируют его в существующем положении и не станут прилагать усилия для решения выявленных проблем.
Каковы же основные направления, в которых необходимо развивать эксперимент по внедрению налога на профессиональный доход для того, чтобы решить комплексную проблему «обеления» рынка труда. Заметим, что различные оценки теневой занятости в Российской Федерации приводят данные о 30% работающих нелегально от всего занятого населения. Изъятие из этой сферы почти одно трети в легальную самозанятость – крайне амбициозная и важная задача.
По мнению авторов исследовательской работы «Самозанятость в
Российской Федерации. Социально-экономические и юридико-правовые аспекты по итогам 2019-2021 г.г.», выполненной в октябре 2021 года, на материалах которой основывается это сокращённое изложение её результатов, разработку мер по созданию условий для самостоятельной занятости граждан нужно вести не только в рамках совершенствования

системы налогообложения их доходов, необходимо расширить рамки подхода и рассматривать его в нескольких аспектах: правовом, экономическом и социальном.
Первоочередными и наиболее очевидными мерами должны быть шаги по устранению правовой неопределённости в отношении сущностных вопросов самозанятости, введении в юридический оборот ясных, непротиворечивых формулировок, позволяющих всем заинтересованным лицам и органам одинаково толковать этот термин и определять границы самозанятости, права и обязанности самозанятых. Необходимо чётко разграничить эту форму с другими, в частности с индивидуальным предпринимательством.
При этом предстоит решить важную содержательную проблему, касающуюся темпорального аспекта самозанятости. Очевидно, что ряд профессий самозанятых, существующих издавна, таких как, оказание парикмахерских и косметических услуг, адвокатура, нотариальные услуги, могут быть определены как постоянная и единственная профессиональная самозанятость, в то время как деятельность, например репетитора, фотографа или няни может быть временной и сочетаться с другим профессиональным постоянным занятием по найму или предпринимательством. Выработка единых правовых норм должна предусматривать возможность бесспорной идентификации самозанятых независимо от периода ведения деятельности и сочетания её с другими формами занятости.
Гармонизация нормативно-правовых актов в отношении прав и обязанностей самозанятых в различных отраслях законодательства будет способствовать установлению относительной справедливости и недискриминационного социального положения самозанятых. Этот процесс должен разрешить наиболее острые противоречия, касающиеся пенсионного обеспечения самозанятых, их обязательного медицинского обеспечения, вопросов социального страхования по болезни и в случае беременности и родов и по уходу за детьми. Поскольку речь идёт о трудовой деятельности, необходимо определить и особенности охраны труда самозанятых, особенно во вредных и опасных условиях.
Устранение правовых коллизий и противоречий не будет исчерпывающим набором мер, если уровень доходов, остающихся в распоряжении самозанятого не позволит ему нормально существовать, т.е. экономически обеспечивать хотя бы уровень медианной зарплаты по региону и отрасли. Как уже указывалось, уровень оплаты труда самозанятого определяется покупательной способностью населения, а также финансовым положением организаций и предприятий, и чем больше самозанятых будет

выводится на легальный рынок труда, тем больший объём средств должен циркулировать в потребительском секторе для обеспечения возможности оплаты труда этих профессиональных групп. Т.е. не обеспечивая рост уровня заработной платы наёмных работников во всех отраслях народного хозяйства, невозможно добиться повышения уровня оплаты труда самозанятых, так как доходы работающего населения и есть источник доходов самозанятых и прямо определяют поступление в казну средств от их налогообложения.
Трудноразрешимыми представляются проблемы технического и технологического уровня труда самозанятых. Однако, по мнению авторов упомянутого исследования, эти вопросы отпадают, если рассматривать самозанятость как переходную форму занятости от нелегальной к индивидуальному предпринимательству или наёмному труда, где данные проблемы разрешимы. В силу технических и технологических ограничений самозанятость по своей сущности не может и не должна конкурировать с наёмным трудом и индивидуальным предпринимательством. Общество не должно стремиться к поощрению и развитию архаичных форм занятости, имеющих вполне определённые границы по качеству выполняемой работы, пределам производительности труда,
«наукоёмкости» и конкурентоспособности. Эти постулаты должны быть заложены при формировании правовой базы самозанятости и выработке всего комплекса мер, поощряющих вывод граждан, решивших самостоятельно обеспечивать себя работой в легальную сферу труда.
В практической плоскости защита интересов самозанятых может осуществляться через профсоюзную организацию, однако такой подход наталкивается на некоторые препятствия, которые мешают реализации всего спектра мер, характерных для деятельности профсоюзов наёмных работников. Действующее законодательство не ограничивает право самозанятых на объединение в профсоюзы, позволяет реализовывать через них свои социально-трудовые права и интересы, однако сфера действий организованных самозанятыми профсоюзов заметно видоизменяется. Из компетенции профсоюзов самозанятых фактически выпадают функции представительства интересов и защиты прав в отношениях с работодателями и их организациями, тем не менее, оставляя актуальными вопросы взаимодействия с органами власти. Коллективные переговоры с участием самозанятых возможны, однако стороной таких переговоров остаются лишь органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Ввиду отсутствия к настоящему времени практического опыта работы профсоюзов в среде самозанятых, можно лишь предполагать, что реализация

некоторых важных прав профсоюзов, предусмотренных законодательством, таких как: право на информацию, на участие в подготовке и дополнительном профессиональном образовании, право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, права в области охраны труда и окружающей среды, может вызвать методологические, организационные и юридические трудности. Особенно сложно предсказать как могут быть реализованы гарантии прав для профсоюзов самозанятых, изложенные в главе III Федерального закона от 12.01.1996 №10-ФЗ (ред. От
11.06.2021) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Самозанятые могут уполномочить действующие отраслевые профсоюзы на представление своих интересов перед органами власти и самоуправления и рассчитывать на их поддержку в других вопросах, отнесённых к компетенции профсоюзов. В этом случае необходимо решить вопросы о членстве самозанятых в действующих профсоюзах, юридических основаниях и организационных началах такого взаимодействия. В существующей правовой реальности в уставах отраслевых профсоюзов необходимо предусматривать специальные положения, касающиеся самозанятых, однако для подобных действий необходимо согласие других членов профессионального союза, что подразумевает предварительную широкую дискуссию об отношениях между наёмными работниками и самозанятыми.
С учётом этих обстоятельств, оценка эффективности профсоюзов в деле защиты прав и интересов самозанятых на данном этапе не представляется однозначной и очевидной.
Прежде всего из-за неурегулированных противоречий в их правовом статусе. Пригодность действующей в отношении профсоюзов наёмных работников нормативно правовой базы, применительно к самозанятым, можно будет оценить лишь после урегулирования правовой стороны вопроса.
Вместе с тем, в период эксперимента, как уже говорилось, наёмные работники сталкивались с попытками нарушения своих прав со стороны работодателей в виде побуждения изменения своего статуса и перехода в режим самозанятого. В этих случаях профсоюзы, если они действуют на таких предприятиях, могут применить существующие инструменты защиты прав своих членов, используя формат конфликта по праву и привлекая органы, надзирающие за исполнением трудового законодательства.
В рамках краткого изложения невозможно подробно рассмотреть комплекс проблем самозанятости, поэтому для более внимательного
знакомства с приведёнными выше её аспектами, заинтересованный читатель может обратиться к полному тексту упомянутой во введении научно- исследовательской работы.