ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Декабристское движение – феномен, без которого нам невозможно понять первую половину 19 века. Изучив проблему декабризма, мы придём к выводу, что с разной степенью с этим движением окажутся связаны практически все значимые исторические фигуры того времени. Декабристы оказали воздействие на творчество крупнейших русских писателей - Пушкина, Грибоедова и др. Со своей стороны Пушкин и Грибоедов воздействовали на декабристов, создавая высочайшие по художественным достоинствам произведения, соответствующие духу декабристской идеологии. М.В. Нечкина даже написала в своё время: «Ни Пушкина нельзя понять без декабристов, ни декабристов без Пушкина».
Пушкин был особенно близок декабристам, он считал свободу идеалом, неотъемлемым от чувства собственного достоинства, уважения к себе и другим. Тема славы Отечества, ему служения в высшем смысле этого слова стала на первом месте в поэзии Пушкина.
После наполеоновских войн многие ожидали, что в истории России начнутся новые времена. Солдаты и офицеры, познакомившись с более свободной жизнью европейских народов, в новом свете воспринимали печальную российскую действительность. Крепостные крестьяне, побывавшие в ополчении, испытавшие все тяготы походной жизни, смотревшие смерти в глаза, с тяжелым разочарованием убеждались, что они не заслужили даже свободы. «Мы проливали кровь, - говорили они, - а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавляли родину от тирана, а нас опять тиранят господа».
Пушкин и декабристы до Сенатской площади
Дружба Пушкина с декабристами началась еще с лицейских времён. Особенно хорошо освещен период 1810-1820х годов, т.е. до восстания на Сенатской площади.
Например, в Лицее вместе с Пушкиным обучались его близкие друзья Иван Иванович Пущин (1798—1859), Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797—1846). В числе приятелей Пушкина было немало будущих декабристов. И.И. Пущин вошел в Союз Спасения, возглавляемый полковником Александром Муравьев, еще в свои лицейские годы, а в 1818, когда Союз Спасения был ликвидирован и на его месте возник Союз Благоденствия, членами его, помимо Пущина, стали лицейские товарищи Пушкина, будущие декабристы - В.К.Кюхельбекер и В.Д. Вальховский. Новый «Союз» носил более открытый характер, при нем
существовали различные филиалы, в различных городах. Существовал и литературный его орган «Зеленая лампа», основателем которой был Н.В.Всеволожский. Известно, что в нем участвовали, но не были членами Пушкин и Дельвиг.
«…Горишь ли ты, Лампада наша,
Подруга бдений и пиров,
Кипишь ли ты, златая чаша
В руках веселых остряков?...»
Он говорит о том скрепленном взаимной клятвой союзе,
«…Где дружбы знали мы блаженство,
Где в колпаке за круглый стол
Садилось милое равенство…»
В мае 1820 г. Пушкин был сослан на юг. Ода «Вольность» н огромная агитационная сила других его стихов были главной причиной ссылки. «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает»,— сказал Александр I директору лицея Энгельгардту. Таким образом Пушкин попал в Южное декабристское общество.
Формально Пушкин не был принят в тайное общество: декабристы оберегали поэта от превратностей жизни члена тайной организации, а так же сомневались в том, что Пушкин сумеет сберечь тайну, потому что он открыто проповедывал против правительства во всех кишиневских кофейнях. В этот период, неспокойной для Европы, Пушкин сошелся с Пестелем. Он писал в своём дневнике: «Утро провел с Пестелем, Умный человек во всем смысле этого слова. Мы с ним имели разговор метафизический, политический, нравственный и пр. Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю».
Следствие раскрыло связи Пушкина и декабристов. В первые же дни следствия имя Пушкина прозвучало на допросах: один из строевых начальников восстания 14 декабря, в числе первых приведший на площадь войска, А. Бестужев, отвечая на вопрос о причинах своего вольномыслия, в числе других причин назвал стихи Пушкина. Стихи эти были агитационным оружием в руках декабристов. Они отражали их идеологию и в то же время были ее организаторами. Стихи Пушкина боролись против самодержавия и крепостничества в рядах декабристов. При помощи стихов Пушкина декабристы иногда испытывали настроение новичка и лишь затем переходили к обще- политическим вопросам. Стихи Пушкина в качестве своеобразных прокламаций разбрасывались в местах расположения армии и читались на тайных собраниях декабристов. «Рукописных экземпляров вольнодумческих сочинении Пушкина и прочих столько по полкам, что это нас самих удивляло», — показал 5 апреля 1826 г. Бестужев - Рюмин. В тесной связи с этим показанием стоят известные строки в письме Жуковского к Пушкину от 12 апреля того же года: «В бумагах каждого из действовавших находятся стихи твои. Это худой способ подружиться с правительством».
Во время следствие погибло очень много документов, и, в том числе стихов Пушкина, уничтоженных и самим декабристами и сочувствующими им, а так же властями как революционную пропаганду. «Из дел вынуть и ожечь все возмутительные стихи» - приказал Николай. В огне погибло огромное количество пушкинских текстов. Но некоторые из них из них случайно уцелели, в том числе «Кинжал», написанный на память декабристом Громнитским.
«…Везде его найдет удар нежданный твой:
На суше, на морях, во храме, под шатрами,
За потаенными замками,
На ложе сна, в семье родной.
Шумит под Кесарем заветный Рубикон,
Державный Рим упал, главой поник закон;
Но Брут восстал вольнолюбивый:
Ты Кесаря сразил — и, мертв, объемлет он
Помпея мрамор горделивый…»
После 1825 года
Николай I сейчас же после восстания почувствовал, какую тесную связь имела с русской литературой та окровавленная Сенатская площадь через которую он прошел к ступеням своего трона. Сколько было поэтов и писателей среди участников восстания — Рылеев, А. Бестужев (Марлинский), Кюхельбекер, Одоевский! Николаю I надо было как-то «мириться» с литературой, разыгрывая роль покровителя культуры. Он пытался привлечь на свою сторону Пушкина: по его распоряжению поэта внезапно вызвали из Михайловского в Москву, он был принят и «прощен» Николаем I , обещавшим ему тяжелую «милость» — стать его цензором.
Узнав о казни пятерых декабристов, Пушкин попал в шок. На страницах своих рукописей он рисует виселицы. Поэт явно не ожидал такого поступка от царя.
Но Пушкин никогда не предавал своих друзей-декабристов. Пушкин никогда не переходил на сторону Николая I и никогда не предавал забвению память о декабристах. Послание к декабристам Сибирь говорит о глубокой вере Пушкина в их общее дело:
«…Во глубине сибирских руд
'Храните гордое терпенье:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье…»
Через некоторое время Пушкин осознает себя полноценным членом тайного общества, как это видно в стихотворении Орион. Тесно связанный со многими декабристами, поэт представил себя замешанным в процессе и если не казненным (к чему не было достаточных оснований), то все же осужденным на долгие годы изгнания.
«…Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны весла. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчаньи правил грузный челн;
А я - беспечной: веры полн,
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик, и пловец —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою…»
В 30-е годы Пушкин начинает менять свои взгляды, он рассуждает о самодержавии, царе, иногда в его творчестве проглядываются и раболепские мотивы. Однако он до конца своих дней не изменяет идеалам свободы, нитью тянущимся с самых первых страниц его творчества.
Заключение
Таков сложный путь взаимоотношений Пушкина с декабристским движением. Эта связь была сложна и до сих пор полностью не понята. Написанного в данном реферате, безусловно, слишком мало, чтобы понять всю полноту этой связи. Пушкин без декабристов был бы не тем, не нашим Пушкиным – как и декабристы без Пушкина не были бы настооящими революционерами в полном смысле этого слова.
Пушкин остался в глазах декабристов поэтом-товарищем, славой и гордостью России, они же, по его словам – герои, жертвы своей великой идеи.
Через декабристов Пушкин оказал влияние и на последующее декабристское движение. Герцен так писал о том времени: «Душой всех мыслящих людей овладела глубокая грусть. Одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в долинах рабства и мучений. Эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполненную мужественными звуками настоящего, и посылал свой голос отделенному будущему».
Список Литературы:
-
Бартенев П. Рассказы о Пушкине. - М.-Л., 1975 -
Гессен А. Во глубине сибирских руд. - М., 1965 -
Эйдельман Н. Я. Пушкин и декабристы: из истории взаимоотношений. - М., 1979 -
Нечкина М.В. Декабристы. М., 1982 -
M. В. Нечкина. Пушкин и декабристы //Вестник академии наук СССР, М. - 1937