Файл: Александр Александрович Фридман опубликовал работу, в которой впервые нашел решение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.4.Происхождение Вселенной: современные космологические модели и сценарии эволюции Вселенной.
В русском языке слово «Вселенная» является производ-ной от старославянского слова «въсєлена», которое, в свою очередь, является производной от древнегреческого существительного «ойкумена». «Oκουμένη» происходило от глагола «οἰκέω» («населяю, обитаю»). И, таким образом, означало обитаемую часть мира. Русское слово «Вселенная» поэтому родственно существительному «вселение» и одновременно созвучно определительному местоимению «всё».
Сингулярная модель нестационарной Вселенной. Открытие красного смещения.
В 1922 году российский математик, живущий в Санкт-Петербурге (тогда Петрограде), Александр Александрович Фридман опубликовал работу, в которой впервые нашел решение уравнений Эйнштейна, описывающее расширяющуюся Вселенную. Работу, в которой впервые изложил сингулярную модель нестационарной (расширяющейся) Вселенной. В этой работе им было высказано утверждение о том, что Вселенная имела свое начало около 13,7 миллиардов лет назад.
Идея расширяющейся Вселенной основывалась на простом допущении, что наша Вселенная выглядит совершенно одинаково во всех направлениях. То есть, на допущении Ее однородности.
Предположение о том, что Вселенная выглядит одинаковой во всех направлениях, конечно же, не совсем отвечает реальности. Например, локальные скопления материи в виде галактик и звезд, образующих на ночном небосклоне отчетливо видимые светящиеся полосы, называемые Млечным Путем - уже говорят о различиях плотности вещества в разных областях Вселенной. Но если мы обратим свой взгляд на далекие галактики, число их, наблюдаемое в разных направлениях, окажется примерно одинаковым. Так что Вселенная однородна во всех направлениях, если рассматривать ее в космических масштабах, сопоставимых с расстояниями между галактиками.
Долгое время допущение однородности нашей Вселенной являлось достаточным обоснованием считать модель А. Фридмана
— достаточно грубым приближением к реальной Вселенной. Однако открытие реликтового излучения (однородного во всех направлениях), сделанное в 1965 году, американскими физиками Арно Пенциасом и Робертом Вильсоном, доказало, что предположение Фридмана (относительно однородности) описывает нашу Вселенную с замечательной точностью.
Открытие А. Фридмана по своей значимости можно сравнить разве что с открытием гелиоцентрической системы Николаем Коперником и Иоганном Кеплером. Тем не менее, имя Николая Коперника знают практически все, включая людей весьма далеких от изучения физики и астрономии, а Александра Фридмана достаточно узкий круг людей. Александр Фридман умер в 1925 году спустя три года после публикации своего открытия. И лишь скромная могила с православным крестом на Смоленском кладбище в Ленинграде в течение нескольких лет напоминала о нем.
Согласно теории А. Фридмана, в самом начале нашей Вселенной расстояние между галактиками должно было быть бесконечно малым или вообще равняться нулю. То есть все (что существует сейчас и обладает какой-либо формой, и благодаря этой форме обладает каким-либо отличием друг относительно друга) находилось в одной, так называемой, сингулярной точке. Такая точка имеет бесконечно малые размеры. Должна обладать бесконечно большой плотностью. Бесконечно большой внутренней энергией, а значит, быть бесконечно горячей, поскольку температура это всего лишь мера энергии (отсюда, кстати, и название, «Горячий Взрыв» - термин, который впервые ввел в 1946 году Георгий Гамов, ученик А. Фридмана).
Под расширением Вселенной подразумевается такой процесс, когда то же самое количество элементарных частиц (включая фотоны) занимают постоянно возрастающий объём. Средняя плотность Вселенной в результате расширения постепенно понижается. Из этого следует, что в прошлом Плотность Вселенной была больше, чем в настоящее время.
Первоначальное отношение Эйнштейна к открытию Александра Фридмана было отрицательным, поскольку на тот момент времени он был сильным сторонником идеи стационарной Вселенной, модель которой он изложил еще в
1917 году. Чтобы обеспечить стационарность (неподвижность) Вселенной он вводит в свою модель Вселенной некую величину, так называемую «космологическую постоянную».
Эта величина («космическая постоянная») характеризовала некую силу (предполагала наличие некой силы) антигравитации, которая противостояла и, таким образом, уравновешивала силы взаимного притяжения всех присутствующих во Вселенной объектов. Она противостояла гравитации и, таким образом, обеспечивала стационарность Вселенной. Не позволяла Вселенной (под действием сил гравитации) сойтись в одной сингулярной точке. Свернуться (сжаться) до размеров сингулярной точки. Но, в отличие от силы гравитации, которая всегда существует локально и имеет конкретное место, поскольку возникает и существует там, где существует конкретный материальный объект, обладающий определенной массой, эта антигравитационная сила была равномерно распределена. Она, говоря словам Стивена Хокинга, была буквально «вплетена» в саму ткань пространства-времени. Встроена и равномерно распределена.
Весьма поверхностную аналогию случая с распределенной силой, «встроенной» или, лучше сказать, «впаянной» в саму ткань используемой материи можно провести с технологией современного изготовления закаленного стекла. Такое стекло обладает распределенным внутренним и, так называемым, остаточным напряжением, которое путем химической или термической обработки (так называемой, закалки) продукта образуется на этапе его изготовления. И, таким образом, обеспечивает резкое упрочнение стекла во всем его материале. Внутреннее напряжение такого стекла буквально «впаяно» в ткань его материала. Является ее неотъемлемым атрибутом.
Лишь после открытия, так называемого, красного смещения (галактик), осуществленного Эдвином Хабблом в 1929 году, Эйнштейн изменил свою точку зрения. Открытия, согласно которому свет, исходящий от галактик, всегда смещен в сторону красной части видимого спектра.
В 1931 году бельгийский ученый аббат Джордж Леметр, фактически не зависимо от решения Фридмана, описывавшего расширяющуюся Вселенную из сингулярной точки, высказал гипотезу Большого взрыва. Согласно этой гипотезе расширяющаяся Вселенная родилась в результате взрыва первичного атома, с массой порядка массы наблюдаемой Вселенной. Она произошла от «первичного атома», который (в момент Большого взрыва) распался на более легкие частицы. При этом возникла ненулевая энтропия Вселенной и появилась «стрела времени» от прошлого к будущему.
Еще в 17 веке Ньютон обнаружил, что пропущенный через призму солнечный свет распадается на ряд составляющих его цветов, таких же, как у радуги. На, так называемый, спектр. Направив свой телескоп на определенную звезду или галактику, и пропустив через призму свет, который она, звезда или галактика, излучает, можно разложить этот свет на ряд составляющих его цветов. Получить спектр света данного объекта.
Приступив в 1929 году к исследованию спектров звезд, американский астроном Эдвин Хаббл из Калифорнийской обсерватории сделал одно из самых важных открытий в истории астрономии.
Наблюдая в свой телескоп за некоторыми звездами, Эдвин Хаббл обнаружили поразительный факт. Он заметил, что свет, исходящий от них, всегда смещен в сторону красной части видимого спектра. Из этого он сделал единственно правильный вывод, который заключался в том, что все галактики и звезды удаляются от нас. И это вызывает понижение (уменьшение) частоты световых волн, которые доходят до нас от этих объектов. Вызывает, так называемое, красное смещение вследствие эффекта Доплера.
Теоретически этот эффект можно наблюдать в сверхскоростной машине. Если такая машина будет двигаться по шоссе со скоростью свыше 500 км в час, то все объекты, наблюдаемые в лобовом стекле, будут окрашены в фиолетовый цвет. А в заднем стекле – окрашены в красный.
Суть этого эффекта состоит в увеличении или уменьшении частоты принимаемого нами сигнала, то есть, сигнала, доходящего до нас от какого-то объекта, по мере приближения или удаления этого объекта.
Прислушайтесь к шуму приближающегося автомобиля. Или к гудку тепловоза, который по мере его приближения к вам становится выше. Не только громче, но и выше. Почему становится выше? Потому что по мере его приближения, увеличивается частота идущего от него и доходящего до нас сигнала. И делается ниже, когда тепловоз удаляется. То же происходит и со световыми или радиоволнами.
В настоящее время эффектом Доплера пользуется дорожная полиция, определяя скорость автомобиля по изменению частоты (по разнице в частое) отражаемого от объекта и, таким образом, принимаемого прибором радиосигнала. По мере приближения автомобиля частота отражаемого им (и принимаемого прибором) сигнала будет меняться. И чем больше будет скорость автомобиля, тем быстрее (больше) будет изменяться частота принимаемого сигнала. Тем будет больше разница в частоте принимаемого сигнала.
Наблюдения Хаббла показали, что все небесные тела движутся в направлении от нас. Из этого следовал вывод: звезды удаляются не только от Земли, но и друг от друга. А это позволило прийти к единственно правильному выводу – Вселенная постоянно «расширяется».
Еще более поразительными оказались результаты, опубликованные Хабблом в 1929 году. Величина красного смещения у каждой из удаляющихся от нас галактик и звезд была пропорциональна расстоянию между землей и наблюдаемой с земли галактикой. То есть, чем далее от нас находилась галактика, тем больше было смещение ее света в сторону красной части видимого спектра. Другими словами, чем дальше от нас находилась галактика, тем быстрее она удаляется.
Представьте воздушный шарик, на поверхности которого фломастером нарисовано несколько пятнышек. При надувании шарика расстояние между любыми двумя пятнышками увеличивается. Более того, чем дальше расходятся пятнышки, тем быстрее они удаляются друг от друга. Сходным образом в модели Александра Фридмана скорость разбегания любых двух галактик пропорциональна расстоянию между ними.
Отсюда следует, что величина красного смещения галактик должна быть прямо пропорциональна их удаленности от Земли, что и обнаружил Хаббл.
Итак, идея расширяющейся Вселенной. Оглядываясь в прошлое, приходится только лишь удивляться, почему никто не додумался до этого раньше. Ньютону, открывшему в 17 веке известную формулу, вошедшую в историю как закон всемирного тяготения, следовало бы понять, что стационарная Вселенная быстро свернулась бы и приняла размеры сингулярной точки под влиянием открытых им же сил тяготения (сил гравитации). Однако вера в стационарную Вселенную была столь незыблема, что продержалась до начала 20 столетия.
Да и сам Эйнштейн, несмотря на то, что идея расширяющейся Вселенной непосредственно следовала из его общей теории относительности, долгое время оставался сторонником идеи стационарности Вселенной. Не в силах расстаться с этой идеей, он, как уже было указано выше, даже несколько изменил свою теорию, введя в ее уравнения так называемую «космологическую постоянную».
Несмотря на то, что модели Александра Фридмана и Джорджа Леметра соответствовали результатам наблюдений Хаббла, они долгое время оставалась почти неизвестными на западе. О них узнали лишь после того, как в