Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГРОЗНЕНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Допустить к защите
Руководитель КР
Лабазанов М.Я.
«__»____2023г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «История»
На тему: «Варяги история древней Руси»
Выполнил: студент 1 курса
Группы СД-1,
специальности: 34.02.01
Сестринское дело
Адуев Ахьмед Адланович
Руководитель: Лабазанов М.Я.,
преподаватель.
Оценка: _______
Преподаватель:
Лабазанов М.Я.______
Грозный-2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАНСКАЯ И АНТИНОРМАНСКАЯ ТЕОРИИ 5
1.1. Предпосылки образования древнерусского государства 5
1.2. Нормандская теория возникновения древнерусского государства 8
ГЛАВА 2. ВАРЯГИ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ 14
2.1. Роль Варягов в появлении древнерусского государства 14
2.2. Роль варягов в объединении славянских земель 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ВВЕДЕНИЕ
Изучение истории любого государства начинается со времени его возникновения, описания первых правителей, их деятельности, основных занятий населения и т. д. В отечественной науке самый ранний период истории государства является спорным и проблематичным вопросом. Она заключается в том, что точные причины возникновения государства и его название, территориальные и временные рамки неизвестны; спорят также о личностях первых правителей и условиях их появления. Сложность этого вопроса усугубляется крайне ограниченным кругом источников, посвященных возникновению государства, и полным отсутствием письменных источников, относящихся ко времени возникновения государства.
В "Повести временных лет" говорится, что наряду со славянами было много народов, участвовавших в образовании Древнерусского государства. Называются такие народы, как чудь, весь, меря и др. Это были мирные народы, и у них были вполне добрососедские отношения со славянами, чего нельзя сказать о варягах. Отношения с этим народом - очень важный и крайне спорный вопрос в исторической науке, но то, что эти отношения сыграли огромную роль в истории государства, бесспорно.
Проблема варягов, или норманнов, является общеевропейской проблемой. Варяжские волны предположительно с северо-запада шли в двух направлениях: вдоль Днепра и по западному краю Европы. Завоевав ряд государственных образований в Западной Европе, норманны постепенно растворились среди местного населения.
Объект исследования - "Роль варягов в истории Древней Руси", его актуальность заключается в том, что изучение этого вопроса чрезвычайно важно для понимания истории становления Древнерусского государства и до сих пор вызывает многочисленные дискуссии историков.
Целью является изучение влияния варягов на историю Древней Руси, особенно на формирование государства у восточных славян.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализируйте литературу о происхождении варягов;
Проанализировать литературу о влиянии варягов на восточных славян;
Выявить роль варягов в формировании государственности у восточных славян.
ГЛАВА 1. НОРМАНСКАЯ И АНТИНОРМАНСКАЯ ТЕОРИИ
1.1. Предпосылки образования древнерусского государства
К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.
Социально-экономические – родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.
Политические – появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы. С конца VI в. известен союз племён во главе с Кием; арабские и византийские источники сообщают, что в VI- VII вв. существовала "Держава волынян"; новгородские летописи сообщают о том, что в IХ в. вокруг Новгорода существовало славянское объединение во главе с Гостомыслом. Арабские источники утверждают, что накануне образования государства существовали союзы больших племён славян: Куяба – вокруг Киева, Славия – вокруг Новгорода, Артания – вокруг Рязани или Чернигова.
Внешнеполитические – важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.).
Начало Древнерусского государства положила одна область славян Восточной Европы. Речь идёт о Среднем Приднепровье. Древние традиции, давние связи с экономическими и культурными центрами северного Причерноморья, влияние Рима и Византии не могли не выделить этот край среди остальных восточнославянских земель.
Приведя рассказ о Кие и его братьях, "Повесть временных лет" сообщает, что после их смерти поляне "бышаобидими древлянами и инемиоколними". Видимо, именно эта борьба, ослабившая полян, привела к тому, что "козариимаху на полянех, и на северех, и на вятичах, имахупобеле и веверице от дыма".
Установление даннической зависимости полян от хазарского каганата следует датировать временем не позднее конца VIII в. К этому или несколько более позднему времени следует отнести летописный рассказ о том, как поляне, "съдумавше" вместо дани хазарам "вдаша от дыма мечь". Увидев, что принесли от полян вместо дани, "старцикозарьстии" заявили своему князю: "Не добра дань, княже. Мы сядоискахом оружьем одиною стороною, рекше саблями, а сих оружье обоюду остро, рекшемечь. Си имутьимати дань на нас и на инех странах". "Яко же и бысть: володеютьбокозарырусьскии князи и до днешнегодне", – заключает "Повесть временных лет".
В борьбе с хазарским каганатом сложилось "княженье в полях". Датировать его возникновение следует самым началом IX столетия.
Летописец сообщает, что "держати" это княжение "почаша род их", т.е. потомки Кия и его братьев.
В полулегендарной форме рассказа о "роде" Кия, о дани мечом "Повесть временных лет" говорит о начальном периоде истории того политического образования восточных славян, которое положило начало Древнерусскому государству.
Важно понять, что государство возникает в неоднородном обществе и представляет собой способ регулирования отношений между различными социальными слоями, классами и т.д. Государственность у славян начинает формироваться с VI в., когда происходит переход от родовой и племенной общины к соседской, формируется имущественное неравенство (соседская община – поселения людей, не связанных родственными узами, но занимающих определенную ограниченную территорию, коллективно обрабатывающих землю: каждая семья имеет право на свою долю общинной собственности.)
Переходной ступенью к образованию государства у восточных славян был период военной демократии. Военная демократия предполагает выделение военной знати (князь и дружина), которая сосредотачивает в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть, однако вече еще продолжает играть определенную роль в жизни племени. Князь-военный вождь, первоначально племени, а затем – общий для союза племен. Дружина – профессиональное войско, постоянное занятие которого война. Вече – племенное собрание, в котором первоначально участвовали практически все мужчины, а затем только боеспособные; верховный орган племенного самоуправления и суда. Общее племенное ополчение – боеспособная часть мужского населения племени, участвующая в военных действиях в случае крайней необходимости.
Начальная нестабильность объединительного процесса, проявилась в приглашении на правление Рюрика, князя варяжского происхождения. Обратите внимание на 882 год, когда конунгу Олегу удалось объединить Новгородскую и Киевские земли в древнерусское государство – Киевскую Русь со столицей в Киеве, по определению князя – "Матерью городов русских".
После распада Киевской Руси процесс рождения новорусского государства оказался замедленным, поскольку феодальная раздробленность зашла слишком далеко. В условиях политического и экономического упадка Киева другие княжества, которые могли бы претендовать на роль нового центра Русской земли, были вынуждены осуществлять эту роль в неблагоприятных внутренних и внешнеполитических условиях.
Новгород, обособившийся от киевского политического центра еще в XII в., стал ориентироваться в хозяйственном отношении по преимуществу на балтийский регион. Естественно, что это не способствовало усилению его заинтересованности во внутри русских делах.
1.2. Нормандская теория возникновения древнерусского государства
Рассказ летописи о призвании варяжского князя Рюрика в 862 г. в Новгород послужил основанием для так называемой Нормандской теории возникновения Древнерусского государства. Сторонники Нормандской теории считают, что у восточных славян не было предпосылок для возникновения государства, преувеличивают роль варягов в становлении государства у славян. Историки отмечают, что у самих варягов(викингов) государственность в IX в. Еще не сложилась. Современная историческая наука утверждает, что для возникновения государства необходимы внутренние предпосылки, определенный уровень развития общества, когда необходимо защитить судебные дела, защитить интересы своего племени.
Нормандская теория – один из важнейших дискуссионных аспектов истории Русского государства. Сама по себе эта теория является варварской по отношению к нашей истории и к ее истокам в частности. Практически на основе этой теории всей русской нации вменялась некая второстепенность, вроде бы на достоверных фактах русскому народу приписывалась страшная несостоятельность даже в сугубо национальных вопросах. На протяжении десятков лет норманистская точка зрения происхождения Руси прочно была в исторической науке на правах совершенно точной и непогрешимой теории. Причем среди ярых сторонников норманнской теории, кроме зарубежных историков,этнографов,было множество и отечественных ученых. Лишь со второй половины нашего века норманизм утратил свои позиции в науке. В данное время эталоном является утверждение, что норманская теория не имеет под собой почвы и в корне неправильна. Впрочем, и та, и другая точка зрения должна быть подтверждена доказательствами. На протяжении всей борьбы норманистов и антинорманистов первые и занимались поиском этих самых доказательств, зачастую сфабриковывая их, а другие старались доказать беспочвенность догадок и теорий, выводящихся норманистами.
Согласно норманской теории, основанной на неправильном толковании русских летописей, Киевская Русь была создана шведскими викингами, подчинив восточнославянские племена и составившими господствующий класс древнерусского общества, во главе с князьями – Рюриковичами. На протяжении двух веков русско-скандинавские отношения IX-XI вв. были предметом острой дискуссии между норманистами и антинорманистами.
Что же послужило камнем преткновения? Несомненно, статья в
Повести временных лет, датированная 6370-м годом, что в переводе на общепринятый календарь -год 862-й: "В лето 6370. Изъгнаша Варяги за море, и не дашаимъ дани, и почаша сами в собеволодети, и не бе в них правды, и въстародъ на родъ, и почашавоевати сами на ся. И реша сами в себе:"поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву. И идоша за морк к варягам, к Руси; сицеботиизвахуся Варязи Русь, яко се дркзии зовутся Свие, друзии же Урмане, Анъгляне,друзии Гъте,тако и си. Реша Руси Чудь, и Словени,и Кривичи вси: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да поидите княжить и володети нами. И изъбрашася 3 братья со роды своими, и пояша по собе всю Русь, и приидоша к Словеном первое,и срубишагородъ Ладогу, и седе в Ладозе старей Рюрик, а другий, Синеус, на Белеозере, а третий Избрьсте, Труворъ. И от техъварягъ прозвася Руская земля...""
"Степень скандинавского участия в сложении Древнерусского государства"- так определяет норманнскую теорию А.М. Сахаров в "Советской исторической энциклопедии", утверждая, что это – "направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси". И он далеко не одинок в такой постановке вопроса, хотя находятся исследователи, усматривающие "ряд опасностей" в ограничении норманнского вопроса проблемой происхождения Древнерусского государства. Так, для Д.А. Авдусина суть всего отражает лишь определение Б.Д. Грекова, вошедшее в издание "Киевской Руси" 1953 года: "Под норманизмом мы понимаем "теорию", "доказывающую" неполноценность русского народа, его неспособность создать свою культуру и государственность, утверждающую за варягами-норманнами роль основателей русского государства и творцов русской культуры". В этой формулировке, возникшей на заключительной стадии борьбы с норманнизмом, ещё слышны отголоски утверждений, что неонорманнисты являются идеологами "холодной войны" и ставят "своей целью очернить прошлое русского народа". Удивляет, что и по сей день научный спор подменяется рассуждениями о противостоянии двух политических систем, и в результате мы встречаем утверждения, что после революции норманнская теория происхождения Русского государства использовалась нашими недругами, стремившимися всячески принизить историю советского народа, вызвать у западных читателей образ отсталой, дикой и жестокой страны.