ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2021

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статья 2 Федерального закона «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) определяет рекламу следующим образом. Реклама — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств ин­формация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддер­живать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров,, идей и начинаний.

Реклама - это информация:

а) распространяемая в любой форме (устной, письменной, с помощью рисунков, графиков и т.н.);

б) распространяемая с помощью любых средств (средств массовой информации, транспортных средств и др.);

в) о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях;

г) которая предназначена для неопределенного круга лиц;

д) целью которой является формирование или поддержание интереса к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям;

е) которая в результате повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям способствует их реализации.

В юридической литературе выделяют несколько основных при­знаков рекламы.

Во-первых, это прежде всего информация, т.е. сведения о ли­цах, предметах, фактах, событиях и процессах. Имевдю на инфор­мацию ложится основная нагрузка в понятии рекламы. Но вместе с тем не любая информация является рекламой. Существуют крите­рии, которые отграничивают рекламу от иной публичной информа­ции (например, объявления авторского, информационного или ре­дакционного материала в средствах массовой информации). Рек­лама должна быть распознаваема потребителями без применения специальных знаний или технических средств непосредственно в момент ее представления (п. 1 ст. 5 Закона о рекламе). Реклама должна быть обращена к потребителю, быть понятной. Она призва­на давать возможность потребителю определить, является ли полу­ченная им информация рекламой или, например, информационным материалом, который преследует иные, не рекламные цели, что в свою очередь поможет избежать заблуждения.

Во-вторых, реклама рассчитана на неопределенный круг лиц.

Некоторые авторы к признакам рекламы относят ее платный характер. Такой подход нашел свое отражение не только в зарубеж­ной (Ф. Котлер, А. Дейян), но и в отечественной (Ю.Ю. Миши­на, Е.В. Павловец).

Следующими признаком, выделяемым в литературе, является раскрытие заказчика рекламы. Сторонники такого подхода аргу­ментируют необходимость выделения данного признака трудностя­ми, с которыми потребителю зачастую приходится сталкиваться при оценке степени ценности и достоверности рекламных данных. Предлагается даже ввести законодательное требование о том, что реклама «должна содержать информацию о фирменном наименова­нии и местонахождении (юридическом адресе) рекламодателя». Сторонники противоположной точки зрения приводят иные дово­ды. Прежде всего, облегчая оценку степени ценности и достоверно­сти рекламных данных, такое требование нарушает интересы рек­ламодателей, которым придется вкладывать в рекламу дополни­тельные средства. Представляется также весьма небесспорным утверждение о том, что раскрытие данных о заказчике облегчит оценку степени достоверности и ценности рекламы. С другой сторо­ны, четкое указание на конкретного заказчика рекламы очень удоб­но при защите прав потребителей, так как помогает найти того, кто ввел в заблуждение или обманул.


Реклама тесно соприкасается с предпринимательством, обслуживает его: она несет информацию о физических или юридических лицах – субъектах предпринимательства и о товарах – результатах предпринимательской деятельности. Отсюда не являются рекламой объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Главный же отличительный признак рекламы, выделяющий рекламу из общего необозримого массива информации, состоит в ее цели. Рекламная информация призвана оказать влияние на потребителей рекламы, а именно: формировать или поддерживать интерес к фигурирующим в ней физическому или юридическому лицу, товарам и способствовать реализации товаров. Анализ законодательства о рекламе позволяет говорить о существовании наряду с рекламой, обслуживающей предпринимательство, политической и социальной рекламы. Политическая реклама, в том числе предвыборная агитация и агитация по вопросам референдума, не является предметом регулирования законодательства о рекламе и это оправданно. Политические отношения качественно иные в сопоставлении с отношениями рыночными. Регулирование и тех, и других одними нормативно-правовыми актами недопустимо не только с правовой, но и этической точки зрения.

Если учесть, что реклама является разновидностью информа­ции, а та в свою очередь представляет собой сообщения о положе­нии дел, о состоянии чего-либо, что само по себе подразумевает рас­пространение таких сведений, то можно сказать, что реклама — это деятельность. А действия, результаты которых неотделимы от самой деятельности и потребляются в процессе этой деятельности, именуются услугами и являются самостоятельным объектом гражданских прав. Реклама как деятельность по распространению определенного рода данных потребляется в процессе такого распространения, а посему относится к особой группе услуг — рекламным услугам.

Таким образом, рекламные данные как разновидность информационных данных относятся к числу объектов исключительных Прав, условно именуемых интеллектуальной собственностью. Если Говорить о рекламе как деятельности по распространению данных, то ее следует отнести к услугам — объектам обязательственных прав.

Социальная реклама это – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления. Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах.


Наконец, не являются рекламой информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой; сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой; вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера; упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.



Недобросовестная реклама (ст. 6 Закона о рекламе) характе­ризуется прежде всего некорректностью ее содержания в отноше­нии потребителей рекламы, не пользующихся рекламируемыми то­варами (работами, услугами), а также в отношении конкурентов (их товаров) или содержит высказывания (образы), порочащие ; честь, достоинство и деловую репутацию конкурентов. В подобных случаях чаще всего используются приемы маскировки: неразборчи­вое визуальное изображение и неточный информационный текст. Дабы завуалировать некорректные сравнения рекламируемого то­вара с товаром других юридических или физических лиц, прибега­ют к собирательному образу «обычного» товара, с которым удобно сравнивать рекламируемый товар. Однако существуют такие кате­гории товаров, которые занимают один и тот же сегмент потреби­тельского спроса и практически тождественны по многим парамет­рам, поэтому потребителю легко понять, о каких товарах-конкурен­тах идет речь. Так, в рекламе чистящих и отбеливающих средств на первый план выдвигается рекламируемый объект, который всегда лучше, чем «обычные» средства. Например, отбеливатель «Асе» лучше, чем «обычный» отбеливатель. Часто нам самим предлагают провести эксперимент — сравнить «Тайд» и т.п. с «обычным» сти­ральным порошком. Это и есть недобросовестность, прикрытая Меловом «обычный» и употреблением слова «лучший».

Законодатель говорит о недостоверной рекламе (ст. 7 Закон о рекламе). Как отмечает Н.Е. Фонарева: «В Законе (имеется в виду Закон о рекламе) не случайно разделены понятия недостоверности и недобросовестности. Если первое связано с запретами искажения объективно существующей рыночной информации

Недостоверная реклама по своим признакам схожа с рекламой недобросовестной, однако их выделение в самостоятельные виды рекламы вполне обоснованно. Недостоверная реклама есть сообще­ние лжи, а недобросовестная — лишь умолчание.


Неэтичная реклама определена ст. 8 Закона о рекламе. Ис­пользование в рекламе неэтичной текстовой, зрительной, звуковой информации вызывает спонтанные эмоции потребителей, посколь­ку нарушает общепринятые нормы гуманности и морали, хотя и по­зволяет выделить рекламируемый товар особым образом.

Заведомо ложной рекламой ст. 9 Закона  о рекламе признается реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы. Данная реклама является особо тяжким ви­дом недостоверной рекламы, гак как предполагает умышленное введение в заблуждение потребителей. Заведомо ложной в такой рекламе может быть содержаться в ней информация как в целом, так и в определенной части.

Скрытая реклама (ст. 10 Закона о рекламе). Она нередко при­сутствует в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной информации, формально распространяемой не в рекламных целях. В литературе приводится классический пример скрытой рекламы — интервью в прямом эфире с известными людьми, во время которого артист, писатель, спортсмен вдруг красиво закури­вает, ставит пачку определенных сигарет на стол перед собой либо демонстрирует определенную зажигалку и т.д.



4. Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере.

В соответствии с нормами Положения о ФАС России Федеральная антимонопольная служба:

осуществляет контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) (подп. 5.3.1.1 п. 5.3);

выдает предписания, обязательные для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями (их руководителями), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями (их должностными лицами), физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством и законодательством о рекламе;

вправе издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции Службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных законодательством о конкуренции на товарных рынках, о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях и о рекламе (подп. 6.8).


Конкретизация полномочий ФАС России нашла отражение в ст. 33 Закона о рекламе. К ним относятся:

предупреждение, выявление и пресечение нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;

возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждаемых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, определены в Постановлении Правительства России от 17 августа 2006 г. N 508.

Дела по признакам нарушения законодательства о рекламе рассматриваются ФАС и его территориальными управлениями по заявлениям юридических и физических лиц, чьи права и законные интересы нарушены в связи с этим, а также по собственной инициативе.

Федеральная антимонопольная служба возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе либо по собственной инициативе, либо по представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц (ч. 2 ст. 36 Закона о рекламе).

Дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассматривается соответствующим территориальным управлением по местонахождению (месту регистрации) рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя, совершившего нарушение, за исключением случаев, когда дело принимает к рассмотрению ФАС России.

Как уже было указано, ФАС России возбуждает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе либо по собственной инициативе, либо по представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц (ст. 28.1 КоАП РФ). Таким образом, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении может быть как непосредственное обнаружение фактов распространения ненадлежащей рекламы ФАС России, так и заявления органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (третьих лиц).

Названная Служба может отказать в возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ. Если Служба отказывает в возбуждении дела по заявлению третьих лиц, то ею должно быть вынесено мотивированное определение, в котором аргументируются причины отказа.

При наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России принимает решение о возбуждении дела, в котором должны быть указаны:

а) наименование антимонопольного органа, принявшего решение;

б) факты и обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;