ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2021
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
в) нормы законодательства Российской Федерации о рекламе, которые подлежат применению;
г) имеющиеся сведения о лицах, участвующих в деле (наименование и место нахождения юридического лица, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления; фамилия, имя, отчество, место жительства физического лица);
д) перечень документов и сведений, которые обязаны представить лица, участвующие в деле, к определенному сроку;
е) дата, время и место рассмотрения дела.
Дело рассматривается антимонопольным органом в присутствии лиц, участвующих в деле. Установленный срок рассмотрения дела - в течение одного месяца со дня его возбуждения; в исключительных случаях срок рассмотрения дела может быть продлен антимонопольным органом, но не более чем на два месяца.
В ходе рассмотрения дела антимонопольный орган вправе запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые документы для ознакомления, получать объяснения сторон по фактам дела, послужившего поводом для его рассмотрения, и привлекать к участию в деле иных лиц.
При рассмотрении дела антимонопольный орган знакомится с письменными и вещественными доказательствами по делу, заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, а также оглашает представленные в письменной форме объяснения и заключения.
В качестве экспертов могут быть привлечены сотрудники органов и/или организаций, обладающие специальными знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела.
Антимонопольный орган обязан принимать все предусмотренные законодательством Российской Федерации и вышеуказанными Правилами меры для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела.
По результатам рассмотрения таких дел ФАС России принимает решение о признании рекламы ненадлежащей (п. 4 ст. 3 Закона о рекламе) и выдает предписание о прекращении соответствующих нарушений в срок, указанный в предписании. Такой срок не может составлять менее чем пять дней со дня получения предписания. Предписание о прекращении нарушения считается неисполненным, если по истечении срока исполнения такого предписания продолжается распространение ненадлежащей рекламы.
Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения ФАС России (его территориального органа) образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный п. 2 ст. 19.5 КоАП РФ.
Также в случае нарушения действующего законодательства о рекламе ФАС России вправе:
выдавать предписания органам исполнительной власти, органам местного самоуправления в случае, если они принимают акты, не соответствующие законодательству о рекламе. Предписания предусматривают либо отмену, либо изменение противоречащего законодательству о рекламе соответствующего акта. В указанном предписании должны быть указаны изменения, которые следует внести в такой акт для приведения его в соответствие с законодательством Российской Федерации о рекламе, а также срок, в течение которого должно произойти изменение или прекращение нарушения. Такой срок не может составлять менее чем месяц со дня получения предписания соответствующим органом исполнительной власти или органом местного самоуправления;
предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;
иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 38 Закона о рекламе (отношения, связанные с опровержением рекламы, содержащей сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию физического или юридического лица, регулируются ст. ст. 151 и 152 ГК РФ);
обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании не действующими полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ст. 29 АПК РФ, гл. 23 АПК РФ);
обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ненормативных актов органов местного самоуправления (ст. 29 АПК РФ, гл. 24 АПК РФ);
применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае, предусмотренном п. 1 ч. 20 ст. 19 Закона о рекламе.
В целях осуществления ФАС России государственного контроля за соблюдением российского законодательства о рекламе. Закон о рекламе обязывает федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностных лиц, а также индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и их руководителей предоставлять в ФАС информацию, необходимую для осуществления его полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона реклама должна быть достоверной, соответственно, ФАС России имеет право потребовать от рекламодателя соответствующую документацию, подтверждающую достоверность сведений, указанных в рекламе.
Закон о рекламе в ст. 12 устанавливает срок хранения рекламных материалов, договоры на производство, размещение и распространение рекламы - в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное. Таким образом, ФАС России в течение данного временного периода вправе затребовать соответствующие документы.
Решение, предписание ФАС России также могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.
Правом на обжалование решения (предписания) обладают рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, являющийся стороной по делу, в отношении которого вынесено указанное решение (предписание).
Что касается ответственности за нарушение рекламного законодательства, то ее виды более детально распределены по субъектам рекламной деятельности.
Устанавливается ответственность за нарушение законодательства о рекламе: гражданско-правовая, административная и иная ответственность, установленная федеральными законами (ст. 38 Закона о рекламе).
Субъектами ответственности являются рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители. В Законе о рекламе содержатся отдельные обширные перечни ссылок на его пункты, части и статьи, за нарушение которых наступает ответственность рекламодателя либо рекламораспространителя, либо рекламопроизводителя.
В отношении гражданско-правовой ответственности сформулированы следующие положения.
Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы (т.е. рекламы, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации), вправе обращать в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и/или имуществу физических и юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламы) за счет рекламодателя.
Административная ответственность за нарушения рекламного законодательства предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ "Нарушение законодательства о рекламе". Согласно данной статье такая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства о рекламе рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем. В ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе указывается, что нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Конкретные указания на то, за какие виды нарушений отвечает, соответственно, рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель также содержатся в ст. 38 Закона о рекламе - "Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе"
В соответствии с Конституцией Российской Федерации разрешение споров в России может осуществляться только специальными органами – судами, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
О важнейшей роли судебных органов в правовом регулировании рекламной деятельности речь шла в главе 8 учебного пособия.
Для рекламной деятельности в основном характерны спорные ситуации, возникающие в процессе взаимоотношений субъектов рекламного рынка между собой, с контролирующими органами и с потребителями рекламы. Такие споры в соответствии с установленной законом подсудностью рассматриваются арбитражными судами либо судами общей юрисдикции.
Наиболее распространенными для сферы рекламы являются споры, связанные с деятельностью контролирующих органов. По данным ФАС, в судах обжалуется порядка 10–20 процентов решений антимонопольных органов.
Характерная черта российского законодательства – установление специальной процедуры судебного рассмотрения споров процессуальными кодексами.
Если в процессе рекламной деятельности нарушены права, свободы и законные интересы гражданина – физического лица, защита указанных прав осуществляется в суде общей юрисдикции: мировым судьей или районным судом в соответствии с процедурой, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерациии.
Если нарушенными оказались права и интересы юридического лица или индивидуального предпринимателя, соответствующий спор рассматривается арбитражными судами согласно процедуре, установленной Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерациии.
Помимо принципов осуществления судебной власти, перечисленных в главе 8 учебного пособия, к принципам осуществления правосудия в общих и арбитражных судах относятся следующие.
1. Равноправие сторон. «Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон» (статья 8 АПК РФ, статья 12 ГПК РФ).
2. Состязательность. «Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий» (часть 2, статья 9 АПК РФ, статья 12 ГПК РФ).
3. Независимость, объективность и беспристрастность суда (статья 9 АПК РФ, статья 12 ГПК РФ).
4. Судебное руководство процессом. Суд разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела (часть 3, статья 9 АПК РФ, часть 2, статья 12 ГПК РФ).
5. Непосредственность судебного разбирательства. «Арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта» (статья 10 АПК РФ).
6. Гласность судебного разбирательства. Разбирательство дел в судах открытое. Закрытые заседания допускаются в случаях, если открытое заседание может привести к разглашению государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. Судебные акты объявляются публично (статья 11 АПК РФ, статья 10 ГПК РФ).
7. Ведение судопроизводства на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Лицам, участвующим в деле и не владеющим русским языком, суд разъясняет и обеспечивает право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных действиях, выступать в суде на родном языке или свободно выбранном языке общения и пользоваться услугами переводчика (статья 12 АПК РФ,
статья 9 ГПК РФ).
8. Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел (статья 17 АПК РФ, статья 7 ГПК РФ). Помимо государственных судов в отдельных случаях стороны вправе передать рассмотрение спора третейскому суду. В современном российском законодательстве основными федеральными законами, в которых государство санкционировало третейское разбирательство гражданско-правовых споров, являются Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 11), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (часть 3, статья 3), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (часть 6, статья 4).
Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы Российской Федерации допускают передачу по соглашению сторон на рассмотрение третейского суда подведомственного суду общей юрисдикции (арбитражному суду) спора, возникающего из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления (судебного акта), которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если иное не установлено федеральным законом (часть 3, статья 3 ГПК РФ, часть 6, статья 4 АПК РФ).
В соответствии с положениями Гражданского и Арбитражного процессуальных кодексов Российской Федерации в федеральном законе может быть установлен круг споров, которые не являются предметом третейского разбирательства в соответствии с третейским соглашением. К таким спорам, в частности, относятся споры по делам, возникающим из административных и иных публично-правовых отношений.