ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2021
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
5 вариант.
МОТ и европейское законодательство о социальном страховании
Международное организация труда (МОТ) относит к социальной защите социальное страхование и социальную помощь. В конвенциях МОТ сформулированы основные принципы социальной защиты населения, регламентируется минимальный уровень различных видов социальной защиты и категории населения, на которые они должны распространяться. Национальные системы социальной защиты формируются на основе конвенций МОТ с учетом специфики экономического, социального и культурного развития конкретной страны.
Практически все страны Западной Европы используют социальное страхование на случай социального риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности. Однако системы социального страхования и социальной помощи в этих странах реализуются по-разному, и в связи с этим они могут быть разделены на четыре группы:
страны,
где доминируют страховые принципы, где
размеры выплат и пособий связаны с
индивидуальными страховыми взносами:
Германия,
Франция, Бельгия и Люксембург
страны,
где страховые принципы социальной
защиты населения менее выражены, где
раз- меры
пособий и выплат более соответствуют
индивидуальным потребностям, а финанси- рование
осуществляется в основном из налоговых
фондов: Великобритания, Дания, Ирландия,
страны,
где системы социальной защиты населения,
как таковой, пока нет, она только формируется: Испания,
Португалия, Греция
страны,
занимающие промежуточную позицию между
первыми двумя: Нидерланды и Италия.
Характеристика основных законов, конвенций и положений, принятых МОТ.
Название конвенции |
Анализ и описание законодательства |
Альтернатива в России |
Конвенция № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» |
Конвенция предусматривает возможность принять на себя обязательство в отношении одной или нескольких отраслей социального обеспечения для равного с собственными гражданами: a) медицинская помощь; b) пособия по болезни; c) пособия по беременности и родам; d) пособия по инвалидности; e) пособия по старости; f) пособия по случаю потери кормильца; g) пособия в случае телесного повреждения на производстве и профессионального заболевания; h) пособия по безработице; i) семейные пособия. |
В Российской Федерации действует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования, регулирующий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. |
Конвенция № 121 «О пособиях в случаях производственного травматизма» |
Конвенция принята в г. Женеве 8 июля 1964 г., вступила в силу 28 июля 1967 г. Конвенцию ратифицировали 24 государства.. Включает 39 статей. Конвенция направлена к защите широкого круга лиц из числа работающих по найму (включая учеников) в частном и общественном секторах, в том числе работающих в кооперативах, а в случае смерти кормильца семьи, установленные категории получателей пособий. |
Россия в Конвенции № 121 не участвует. Сопоставление положений Законодательства Российской Федерации об отдельных видах социального страхования (на случай временной нетрудоспособности, и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), объединенных в систему Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» позволяет прийти к выводу о том, что национальное законодательство соответствует положениям Конвенции № 121 по целям выделения социального страхования от профессиональных рисков |
Конвенция № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» |
Конвенция № 130 о медицинской помощи и пособиях по болезни (далее — Конвенция № 130) была принята 25 июня 1969 г. и вступила в силу 27 мая 1972 г., в настоящее время в ней участвует 15 государств. Конвенция № 130 пересматривает положения Конвенции № 24 о страховании по болезни трудящихся промышленных и торговых предприятий и домашней прислуги (1927) и Конвенции № 25 о страховании по болезни трудящихся в сельском хозяйстве (1927). |
статьи 8 и 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы предусмотрено проведение консультаций по подготовке предложений о возможной ратификации Российской Федерацией Конвенции № 130. |
Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» |
Конвенция посвящена совершенствованию механизма регулирования занятости населения и защиты от безработицы. Она определяет общие меры содействия продуктивной занятости, круг лиц, подлежащих защите, общие методы защиты и регулирует вопросы пособии, подлежащих выплате (в том числе продолжительность выплат, размеры и основания для отказа в выплате или снижения размера). |
Большинство статей Конвенции находит отражение в Законе о занятости, ТК РФ, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере труда и защиты от безработицы, и, как следствие, реализуется субъектами этих отношений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. |
Конвенция № 175 «О работе на условиях неполного рабочего времени» |
Основной целью Конвенции является защита трудящихся, занятых неполное рабочее время, от дискриминации при установлении условий труда, оплаты неполного рабочего времени и социального обеспечения. Конвенцией предусмотрены меры с тем, чтобы трудящимся, занятым неполное рабочее время, были предоставлены условия, эквивалентные тем, которые имеют трудящиеся, занятые полное рабочее время и находящиеся в сравнимой ситуации. Эти меры касаются защиты материнства, прекращения трудовых отношений, предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска и оплачиваемых праздничных дней, а также предоставления отпуска по болезни. |
Российское трудовое законодательство не содержит ограничений для лиц, занятых неполное рабочее время, на организацию, на ведение коллективных переговоров, на обеспечение безопасных условий труда. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений и в продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав. |
Конвенция № 184 «О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве» |
Данная Конвенция посвящена проблемам обеспечения безопасности и соблюдения гигиенических нормативов труда лиц, занятых в сельском хозяйстве. Эта политика имеет своей целью профилактику несчастных случаев и вреда здоровью, которые возникают в связи с работой или происходят в процессе работы, путем устранения или сведения к минимуму производственных рисков или установления контроля за ними в сельском хозяйстве |
не ратифицирована Российской Федерацией. Аналог: Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЭ «О сельскохозяйственной кооперации». |
Источник: http://spbu.ru/images/exp_zakl/01-117-868.pdf