Файл: Задание Проведите swotанализ зао Универмаг Новознаменка, и по результатам выполненной работы сформулировать цели (направления) развития организации (до 56 целей (направлений)).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание: Проведите SWOT-анализ ЗАО «Универмаг «Новознаменка», и по результатам выполненной работы сформулировать цели (направления) развития организации (до 5-6 целей (направлений)).
Универсам «Новознаменка» расположен в жилом массиве юго-западной части Кировского района Санкт-Петербурга.

Общая площадь универсама 1400 кв. метров, в том числе торговая - 648 кв. метров. Универсам торгует всеми видами продовольственных товаров и непродовольственными товарами повседневного спроса. Универсам возглавляет генеральный директор, который, согласно устава, имеет следующие полномочия:

• осуществляет оперативное руководство делами, имуществом и персоналом предприятия;

• организует текущую финансово-хозяйственную деятельность, обеспечивает учет и отчетность, подготавливает финансовые планы и отчеты для утверждения Правлением общества;

• обеспечивает выполнение решений Правления общества;

• определяет и утверждает численность, структуру и штатное расписание предприятия и его подразделений, назначает и освобождает от должности работников предприятия, утверждает положение об оплате и материальном стимулировании их труда;

• разрабатывает и утверждает текущие планы общества в соответствии с заключенными договорами, обеспечивает их выполнение;

• утверждает нормативные документы, обязательные для персонала предприятия; • определяет режим использования фондов и порядок покрытия убытков; • вносит на рассмотрение Правления вопросы, связанные с созданием и прекращением деятельности структурных единиц;

• представляет общество в отношениях с организациями, предприятиями и учреждениями, а также с государственными органами по всем вопросам деятельности общества;

• без доверенности осуществляет действия от имени общества, а также наделяет этим правом других членов дирекции.

Генеральный директор имеет двух заместителей: по коммерческой работе и по организационной работе. Заместитель по коммерческой работе организует деятельность предприятия в области закупок, исследования возможностей рынка товаров и услуг, продажи товаров и услуг. В своем подчинении он имеет двух товароведов и отдел маркетинга, включающий начальника отдела и трех торговых агентов.


Заместитель по организационной работе организует торгово-технологический процесс на предприятии, проводит расстановку кадров по рабочим местам, контролирует дисциплину труда персонала и выполнение заданий, следит за соблюдением правил продажи товаров и качеством торгового обслуживания. В его непосредственном подчинении находятся контролеры-кассиры универсама.

Обеспечивающая часть структуры включает бухгалтерию, экономиста, инспектора по кадрам и главного инженера, которому подчинен вспомогательный персонал.

В универсаме сформировано 5 товарных отделов и кафе. Характеристика товарных отделов приведена в табл.1.1.

Данные табл. 1.1 показывают, что по объему товарооборота на 1 кв. м. торговой площади лидирует вино-водочный отдел по торговле мясо-рыбными товарами, овощами и фруктами и гастрономический отдел; по товарообороту, приходящемуся па одного работника отдела, лидируют вино-водочный отдел, гастрономический и отдел непродовольственных товаров. Остальные отделы, как по товарообороту на 1 кв. м. торговой площади, так и по производительности труда, находятся примерно на равном уровне.

Основные экономические показатели универсама «Новознаменка» за период с 2000 - 2002 гг. приведены в табл. 1.2. Данные табл. 1.2 позволяют сделать следующие выводы. При росте общего объема розничного товарооборота универсамам за 2000 - 2002 гг. на 20,3%, его объем в сопоставимых ценах снизился на 7%, что свидетельствует о неполном использовании предпринимательских возможностей. Валовый доход универсама за тот же период возрастал за счет повышения размера торговых надбавок к покупной цене товара. Издержки обращения за три года выросли на 37,5%, то есть в большем размере, чем вырос валовый доход, что отрицательно отразилось на формировании прибыли от продаж. Прибыль от продажи товаров в 2002 г. снизился по сравнению с 2000 г. на 33,6%, а уровень рентабельности снизился на 0,89% к товарообороту.

Т
аблица 1.1.


Таблица 1.2.




Среднесписочная численность универсама за анализируемый период сократилась на 14 человек или на 12,5% за счет улучшения организации труда. Сокращение численности работников положительно повлияло на рост производительности труда - 37,5%. Вместе с тем прибыль от продажи товаров в расчете на одного работника снизилась на 24,1%.
Алгоритм проведения SWOT-анализа
Шаг 1. SWOT-анализа — оценка внутренней среды предприятия.

Этот этап позволяет выявить, сильные и слабые стороны предприятия.

Для этого необходимо:

1. Составить перечень параметров, по которому будет происходить оценка предприятия (таблица 1 и таблица 2).

2. По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что — слабой, возможности и угрозы в том числе (таблица 1 и таблица 2).

3. Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы в том числе и занести их в матрицу SWOT-анализа (табл.3).

Например, для оценки предприятия можно воспользоваться следующим списком параметров (Таблица 1):

1. Организация (здесь может оцениваться уровень квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии предприятия, наличие взаимодействия между отделами предприятия и т.п.).

2. Производство (могут оцениваться производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, наличие у патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.).

3. Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость предприятия, прибыльность вашего бизнеса и т.п.).

4. Инновации (здесь может оцениваться частота внедрения новых продуктов и услуг на предприятии, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.) и др.

Как следует заполнить таблицу 1. Делается это следующим образом: в первый столбец записывается параметр оценки, а во второй и третий — те сильные и слабые стороны предприятия, которые существуют в этой области этой организации.

После этого из всего списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа (табл. 3). Оптимально, ограничиться 5-10 сильными и таким же количеством слабых сторон, чтобы не испытывать трудностей при дальнейшем анализе.

Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз – это оценка рынка.

Данный этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия и понять, какие существуют возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться).

Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия:

  1. Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться рыночная ситуация (Таблица 2 для заполнения).

  2. По каждому параметру определить, что является возможностью, а что — угрозой для предприятия (Таблица 2 для заполнения).;

  3. Из всего перечня выбрать наиболее важные возможности и угрозы и занести их в матрицу SWOT-анализа (табл. 3).

Например, за основу при оценке рыночных возможностей и угроз можно взять следующий список параметров:

1. Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию вашего предприятия и т.п.).

2. Факторы конкуренции (следует учитывать количество ваших основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.).

3. Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.).

4. Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.).

5. Политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.).


6. Научно-технические факторы (обычно принимается во внимание уровень развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень государственной поддержки развития науки и т.п.).

7. Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.).

8. Международные факторы (среди них учитывается уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.п.) и др.
Далее, как и в первом случае, заполняется таблица (табл. 2): в первый столбец записывается параметр оценки, а во второй и третий — существующие возможности и угрозы, связанные с этим параметром.
После заполнения таблицы, как и в первом случае, необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные. Для этого каждую возможность (или угрозу) нужно оценить по двум параметрам, задав себе два вопроса:

«Насколько высока вероятность того, что это случится?» и

«Насколько это может повлиять на мою организацию?».

Выберите те события, которые произойдут с большой долей вероятности и окажут заметное влияние на ваш бизнес. Эти 5-10 возможностей и примерно столько же угроз заносятся в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа (Таблица 3 для заполнения).

Итак, матрица SWOT-анализа заполнена, и вы видите перед собой полный перечень основных сильных и слабых сторон своей организации, а также открывающиеся перед вашим бизнесом перспективы и грозящие ему опасности. Однако это еще не все.

Теперь нужно сделать последний шаг и сопоставить имеющиеся у организации сильные и слабые стороны с рыночными возможностями и угрозами (пример ниже).

Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон организации с возможностями и угрозами рынка.

Сопоставление сильных и слабых сторон организации с рыночными возможностями и угрозами позволяет ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса: