Файл: Введение Ценовые процессы, происходящие на фармацевтическом рынке, чрезвычайно сложны и многообразны.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение Ценовые процессы, происходящие на фармацевтическом рынке, чрезвычайно сложны и многообразны. С одной стороны, ценовая политика является составной частью экономической политики государства, с другой - при определении стоимости лекарственных средств необходимо учитывать целый ряд социальных, юридических и моральных аспектов. Ценообразование на лекарственные средства в значительной степени зависит от государственного регулирования, что связано с некоторыми особенностями, характерными для фармацевтического рынка. Долгосрочная цель создания, функционирования и развития предприятия любой формы собственности заключается в максимизации объема прибыли или «ценности предприятия», т.е. той суммы денег, которую можно получить при продаже ее активов. Наиболее гибким и значимым инструментом коммерческой политики предприятия является цена. Именно цены оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень доходности предприятия. Цены служат средством установления определенных отношений между компанией и покупателями и помогают созданию о ней определенных представлений, что может оказать влияние на ее последующее развитие. Они определяют рентабельность и прибыльность и, следовательно, жизнеспособность компании, являются существенным элементом, определяющим финансовую стабильность компании, и сильнейшим орудием в борьбе с конкурентами. Цена является объектом энергичной конкуренции, результаты которой во многом предопределяют и финансовые итоги рыночной деятельности, что существенно повышает ответственность менеджмента фирмы за качество хозяйственных решений, которые так или иначе прямо или косвенно связаны с управлением ценами. Актуальность исследования обусловлена тем, что цены, находясь в тесной взаимосвязи с маркетингом, определяют рентабельность фирмы, ее жизнеспособность и финансовую стабильность. От них во многом зависит достижение коммерческих результатов. Верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на всю деятельность производственно-сбытового комплекса предприятия. Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация обновленной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого коммерческого предприятия в жестких условиях рынка. Таким образом, целью настоящей работы является исследование экономической сущности и значения ценовой политики в условиях рынка, анализ ценовой политики предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию. А также рассмотрение и изучение проблем государственного регулирования ценообразования на фармацевтическом рынке. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: . Изучить цену и ценообразование в РФ, для этого необходимо рассмотреть понятие системы цен в условиях к рынку, охарактеризовать виды цен, рассмотреть регулирование цен государством. . Проанализировать меры государственного контроля за ценами на лекарственные средства, изучить этапы реформирования ценообразования в сфере обращения лекарственных средств, дать оценку ценообразованию в аптечных учреждениях, рассмотреть Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, рассмотреть оптовые и розничные надбавки. . Оценить значение ценовой политики для предприятия; проанализировать задачи и принципы ценообразования на предприятии; . Представить экономическую характеристику предприятия; . Показать взаимосвязь ценовой политики и финансовых результатов предприятия; . Разработать предложения по выбору рационального метода ценообразования на предприятии; . Рассмотреть систему цен, их виды и государственное регулирование ценообразования; . Разработать предложения по совершенствованию ценообразования предприятия Объектом исследования является аптечная сеть « 911». Предметом исследования в моей работе выступает ценовая политика предприятия, порядок ценообразования на лекарственные средства и государственные контроль. Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности применения результатов исследования для улучшения деятельности рассматриваемого предприятия, а также других предприятий, оказавшихся в аналогичном положении.
Глава 1. Глава I. Ценообразование
1.1 Ценообразование в аптеке
ценообразование аптечный лекарственный
Ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги.
Рынок лекарственных средств является одним из наиболее сложных с точки зрения процессов ценообразования.
С одной стороны, порядок формирования цен на лекарственные средства является составной частью политики государства, учитывающей социальные и моральные аспекты, а значит, в установлении этого порядка волевое решение государства, выраженное в нормативном правовом акте, должно быть определяющим.
С другой стороны, в определении стоимости лекарственных средств должны быть учтены экономические интересы производителя и продавцов.
Это объясняется следующими особенностями лекарственных средств как товара:
1. Лекарственные средства являются социально значимыми, так как здоровье, а иногда и жизнь граждан напрямую зависят от наличия или отсутствия требуемого лекарства. "Фармацевты утверждают, что сегодня в Российской Федерации более 50% населения не в состоянии в силу дороговизны приобрести медикаменты, поддерживающие организм в пределах нормы, а клиницисты говорят, что в России больные, нуждающиеся в постоянном приеме лекарств, умирают на 10 лет раньше, чем люди, страдающие такими же болезнями на Западе.
Если учесть, что в структуре расходов людей старше 50 лет траты на лекарства составляют более 30% дохода, можно представить, что происходит в социально-экономическом, психологическом положении групп населения с низким уровнем доходов. В этом заключается один из самых серьезных доводов в пользу усиления регулирующей функции государства в области ценообразования в сфере социально значимых товаров".
2. Решение о приобретении лекарственного средства зачастую не зависит от пациента, так как лекарственный препарат назначается врачом или рекомендуется фармацевтом.
Лечащие врачи при назначении лекарств рекомендуют в первую очередь препараты, имеющие, с их точки зрения, наибольшую клиническую эффективность, безотносительно к уровню их цены. Фармацевтические работники в условиях рыночной экономики, когда доход аптеки определяется стоимостным объемом проданных препаратов, заинтересованы в реализации более дорогих лекарств.
3. Потребитель, покупающий лекарственное средство самостоятельно, как правило, не располагает необходимой информацией для сравнительной оценки эффективности лекарственного средства и его соответствия цене.
4. Желание скорее выздороветь побуждает человека приобретать дорогостоящие лекарственные средства. Поэтому даже при наличии конкуренции фармацевтические компании имеют возможность постепенно повышать уровень цен, предлагая потребителю все новые дорогостоящие лекарственные средства.
5. Существенная часть расходов на лекарственные препараты оплачивается за счет государственных средств. Их рациональное использование диктует необходимость обеспечения адекватного потребления лекарств и сдерживает рост цен на них.
6. Фармацевтическая продукция относится к социально значимой, она характеризуется малой эластичностью, в результате чего даже в условиях кризиса экономики производство лекарственных препаратов подвержено меньшим спадом по сравнению с другими отраслями.
7. Сильная монополизация производства и сбыта.
1.1.1 Цели ценообразования
Как правило, выделяют 3 группы целевых ориентиров, на достижение которых может быть направлена ценовая политика фармацевтической организации: товарооборот, прибыль, конкуренты.
Цели, сфокусированные на товарообороте, могут быть выражены как в абсолютных показателях (например, увеличение товарооборота в натуральных единицах измерения - штуки, упаковки и т.п. или в стоимостном выражении), так и в относительных показателях (например, увеличение темпов роста, доли рынка).
Так как товарооборот (ТО), получаемый от реализации товара, равен произведению цены товара (Р) на количество проданного товара (Q):
ТО = Р х Q
то, следовательно, достижение целей ценообразования в данном случае зависит от степени чувствительности спроса к цене, определяемой коэффициентом ценовой эластичности.
Цели, связанные с прибылью, также могут быть основаны на абсолютных или относительных величинах. Выражение целей в абсолютных показателях предусматривает получение максимальной прибыли в краткосрочном или долгосрочном периоде. Формулировка цели с использованием относительных показателей может заключаться в максимизации рентабельности продаж, собственных или всех активов организации.
Прибыль (П) от основной деятельности фармацевтической торговой организации в общем виде может быть выражена как разница между валовым доходом (ВД) и издержками обращения (ИО) предприятия:
П = ВД - ИО
Таким образом, цели ценообразования, связанные с прибылью, зависят не только от факторов, влияющих на валовый доход, но и издержки обращения. При этом издержки производства и обращения определяют минимальную цену, а спрос - максимальную.
Цели, ориентированные на конкуренцию, могут предусматривать поддержание существующего положения (например, сохранение функций, репутации, благоприятного социально-психологического климата, ассортиментной структуры товарооборота и т.п.) или позиционирование относительно конкурентов (например, позиция лидера, претендента на лидерство).
Фармацевтическая организация может преследовать несколько целей одновременно:
увеличение темпов прироста товарооборота
максимизация рентабельности продаж
сохранение структуры товарного ассортимента
Цели ценообразования могут быть как текущими (краткосрочными) так и стратегическими(долгосрочными). Они должны быть гармонизированы с целями деятельности организации в целом.
1.3 Государственное регулирование цен на лекарственные средства
Государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется в соответствии с федеральным законом № 61 «Об обращении лекарственных средств».
К мерам государственного контроля относятся, в частности:
- утверждение перечня ЖНВЛП;
- утверждение методики установления производителями предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включённые в Перечень ЖНВЛП;
- государственная регистрация установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включённые в Перечень ЖНВЛП;
- ведение государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включённые в перечень ЖНВЛП;
- утверждение методики установления органами исполнительной власти субъектов РФ предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включённые в Перечень ЖНВЛП;
- установление предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включённые в Перечень ЖНВЛП;
- осуществление федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств и регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством РФ.
- государственный контроль над лекарственными препаратами для медицинского применения осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и её территориальными органами;
- применение предусмотренных законодательством РФ мер ответственности за нарушение порядка ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
Следует отметить тот факт, что установление предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, определёнными производителями лекарств, на лекарственные препараты, включённые в перечень ЖНВЛП, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты в соответствии с методикой, исходя из следующих принципов:
- возмещение аптечным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарственных препаратов;
- учёт размера прибыли, необходимой для обеспечения аптечных организаций средствами на обслуживание привлечённого капитала и финансирование других обоснованных расходов;
- учёт в структуре надбавок всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством РФ.
Глава 2.