Файл: Экологические основы природопользования (ДО, пнк, пдо, 2 часть).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1   2   3


Задание 4

Максимальное количество баллов — 6.

 

Ссылка на обучающее видео на YouTube  https://www.youtube.com/watch?v=Mydejojenks

Авторское право на видео принадлежит телеканалу Россия24.  Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях.

 

Воспроизвести видео

 

Продумайте обоснованный ответ на следующий вопрос:


— О каком необратимом изменении природных комплексов идёт речь?

Далее представьте следующую педагогическую ситуацию. Вы являетесь педагогом в образовательной организации. Вам необходимо на примере данного репортажа объяснить обучающимся содержание экологического термина, который может быть применим в отношении рассматриваемой ситуации. Продумайте персональное краткое выступление по данному вопросу, которое будет основано на информации, представленной в специальном репортаже «Аральские волны».

Оформите текст подготавливаемого выступления в виде письменного ответа в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 2 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

Ответ:

Цель: Формирование у детей ответственности за экологическое состояние рек, водоёмов и озёр. Объяснить, что вода – являясь одним из самых распространенных на Земле веществом, требует особой охраны, так как пресная вода – дефицитный ресурс.

Задачи:

Обучающие: Дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных. Закрепить умения детей устанавливать простейшие связи между животными и средой их обитания; навыки правильного поведения в природе.

Развивающие: Развивать познавательный интерес детей, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать гуманное отношение к миру природы, желание сохранять и беречь её.
Материалы и оборудование: 3 банки с водой (грязной, чистой, наполовину наполненной), игрушечная рыбка – 3 шт.
Демонстрационный материал: глобус

Телеканал Россия 24 презентовал фильм «Аральские волны», посвященный Аральской катастрофе. Аральское море высохло менее чем за полвека, сейчас от него осталась лишь десятая часть, разделенная на два водоема: Малый Арал в Казахстане и Большой Арал в Узбекистане.  Резкое сокращение началось в связи с развитием сельского хозяйства в Приаралье, в первую очередь - интенсивным выращиванием хлопка на орошаемых полях. Аральская трагедия давно вышла за рамки стран региона, став общепланетарной и требующей внимания всего мирового сообщества. Отступая, море оставило 54 тысячи квадратных метров высохшего дна, насыщенного ядовитыми солями. Ежегодно в воздух поднимаются до 100 тысяч тонн токсичного песка, а пылевые бури разносят его на тысячи километров. Исчезло более 130 видов животных и 30 видов рыб.  Пыльные бури разносят на дальние расстояния песок с пересохшего дна и накопленные в нём химические загрязнители, что вызывает характерные болезни у людей. Помимо этого, жители столкнулись с массовой безработицей из-за остановки рыбной и судостроительной промышленности. Реализуются проекты частичного восстановления Аральского моря, однако в силу политических и экономических причин единства в усилиях достичь не удаётся.


Ход занятия:

Учитель: Вот так выглядит наша планета из космоса.(показываю планету на слайдах)

Первый космонавт Алексей Гагарин, увидев Землю в иллюминатор ракеты, вспомнил строки из произведения Михаила Юрьевича Лермонтова:

«В небесах торжественно и чудно

Спит земля в сиянье голубом».


Что это за сияние голубое?

Дети: Это вода.

Учитель : А что необходимо для существования жизни на Земле?

Дети: Воздух, вода и почва.

Учитель:Правильно!А как вы думаете воды много на планете?

Дети :да!

Учитель:ВОТ И НЕТ !(Показываю ролик про экологическую проблему )

Ни воды, ни суши: проблемы Арала растут по мере его высыхания · Итог – беспрецедентные экологические проблемы. Каждый из нас знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающий чистотой класс. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде существует наука «экология».

Работа над новым материалом.

Создание проблемной ситуации

- Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? (Да)

Показ слайдов

Слайд 5. Байкал — самое глубокое озеро, его глубина достигает 1620 метров. Это озеро — крупнейшая сокровищница пресной воды.

Слайд 6. Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами. Именно поэтому многие курорты и базы отдыха располагаются в горах.

Слайд 7. Лес – это легкие нашей планеты.

Слайд 8. Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно, и глаз радует.

- Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата и красива Земля? (Не навредить, не испортить природу).

– Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.

- Но природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа, экологические проблемы.

Ученые, делая снимки нашей планеты, при ближайшем рассмотрении увидели тревожные факты.

Слайд 9. Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства.

Слайд 10. Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.

Слайд 11. Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым мы дышим.



Слайд 12. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни. А лесные пожары? Долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы территория вновь покрылась зеленым ковром.

Слайд 13. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.

Подведём микроитог:

– Ребята, а о чём вы подумали, просматривая эти слайды? (Скоро будет ещё хуже при таком отношении к природе. Это вызывает тревогу).

- Все эти тревожные факты составляют экологические проблемы.


- Какие экологические проблемы вызывают беспокойство в настоящее время?

Итак, мы сделали вывод, что воду надо беречь, не загрязнять, чтобы наши реки, озера и моря были чистыми.В нашем мире все взаимосвязано!

Задание 5

Максимальное количество баллов — 8.

 

Синантропные грызуны — это вид грызунов, которые живут рядом либо совместно с людьми. Наиболее характерные представители синантропов — это крысы и мыши.

Серая крыса (пасюк) — это самый крупный представитель настоящих синантропов. Вес тела150 – 600 грамм, длина 18 – 25 см, хвост немного короче длины тела. Окраска меха рыжевато-серая. Места обитания крысы тесно связаны с человеком. Они заселяют в городах жилые дома, различные складские и производственные помещения, пищевые предприятия и конторские строения, но чаще всего их обнаруживают в подвальных помещениях и на первых этажах. При большой численности крысы проникают и на верхние этажи, вплоть до чердачных помещений.

Помимо пищевых продуктов, крысы грызут и портят самые разнообразные предметы: кожаные и резиновые изделия, изделия из тканей, мебель, книги, мыло и др. Они могут изгрызать изоляцию на проводах, деревянные части зданий, нарушая целость балок, полов, дверей и т. д.

Крысы являются переносчиками множества болезней, например, чумы, Ку-лихорадки, сыпного тифа, псевдотуберкулеза, лептоспироза, туляремии, рожистых воспалений и бешенства. Они могут вести себя агрессивно по отношению к людям и нападать на них.

Для работника образовательной организации необходимо иметь чёткие представления о причинах появления, опасности и мерах предотвращения появления различного вида грызунов в здании или на территории детского образовательного учреждения.


Рассмотрите представленные на рисунке иллюстрации.

 

 

    

 

                                            Рисунок — Следы крыс и крысиные тропы на снегу

 

 

Системно опишите причины и последствия обнаружения следов крысы около жилых зданий и детских учреждений. Изучите меры предотвращения данных последствий.

 

Оформите результаты проведённого персонального информационного поиска по данному вопросу в виде письменного ответа в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

Причины и последствия обнаружения следов крысы около жилых зданий. Меры предотвращения данных последствий.

Крыса – грызун, который уничтожает продукты питания и портит мебель. Даже одна особь может принести значительный урон Вашему хозяйству. По этой причине, борьбу с крысами следует начинать немедленно после обнаружения. Крыса – переносчик инфекционных болезней. Она заражает инфекцией пищевые продукты, оставляет свои следы на всех предметах и поверхностях, к которым прикасается.

В основном крысы предпочитают рыть в земле норы глубиной от 40 см до 70 см выходов. Общая длина одной крысиной норы может достигать 2-5 метров.

Обитание серых крыс в жилых домах.

 Благоприятные условия для существования крыс в жилом строении создают его конструктивные элементы, в которых в настоящее время стали использовать тепло- и звукоизолирующие прослойки из пенопластов и других, легко прогрызаемых крысами материалов. Крысы охотно заселяют пространство за подвесными потолками, технические коридоры, другие труднодоступные для человека места.

Рикошетирующие скачки – когда крыса отталкивается передними лапками, затем задними, приземляется на передние. Другой тип прыжков – когда крыса группирует тело как пружину, отталкивается задними лапами и заносит их впереди передних. Именно в снегу распознать отпечатки лап крыс проще всего. От высоты снежного покрова зависит тип передвижения грызунов. В сугробах крыса прыгает, но глубина сугробов создаёт препятствия. В связи с этим и сами следы меняются. Самые чёткие следы видны на снегу. Неспешная походка пасюка оставляет следы с большими промежутками. Они выглядят растопыренными.


Особенности следов мыши в зависимости от типа передвижения.

Чаще всего мышь передвигается прыжками, поэтому отпечатки выглядят трапецией, где крупные задние лапки выступают вперед, а маленькие передние чуть сзади и ряд друг с другом. При этом сзади остаются следы от хвоста.

Их следы в доме рассмотреть негде, если, конечно, нет слоя пыли. В сарае и на улице их можно отследить. Хотя, в зависимости от вида мыши, признаки могут чуть отличаться, есть общие признаки.

Меры предотвращения данных последствий.

Профилактические мероприятия в системе дератизации направлены на лишение грызунов корма, пространства и условий для гнездования. Это достигается путем проведения санитарно-гигиенических мероприятий и использования санитарно-технических средств.
Истребительные мероприятия проводятся на основе биологического, физического и химического методов.
Дератизация может быть: систематическая, разовая; сплошная (тотальная), местная (локальная), барьерная.
Сплошную (тотальную, одновременную) дератизацию проводят:
• при заселенности грызунами всех помещений объекта и прилегающей территории, группы объектов, всего населенного пункта;
• в природных очагах инфекционных антропозоонозных и зоонозных инфекционных заболеваний по эпидемическим показаниям.
Барьерную дератизацию проводят при наличии эпидемических и санитарно-гигиенических показаний на территориях, прилегающих к объектам в периоды, наиболее благоприятные для миграции грызунов.

 

Задание 6

Максимальное количество баллов — 6.

Ссылка на обучающее видео на YouTube https://www.youtube.com/watch?v=T5l7Yi_Er2Q    Авторское право на видео принадлежит каналу YouTubе.  Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях. Ссылка на видео хостинга YouTubе

Внимательно посмотрите видеоролик «Трагедия фестиваля воздушных шаров BALLOONFEST» (США, г. Кливленд, 1986 г.). Сформулируйте содержательные ответы на следующие вопросы:


— Какие экологические последствия возникли после описанного события?

— Допустимо ли использование воздушных шаров на торжественных линейках, проводимых в образовательных организациях при праздновании первого сентября Дня знаний?

Продумайте и опишите варианты развития сценариев проведения торжественной линейки празднования Дня знаний в образовательной организации без использования воздушных шаров и без причинения вреда экологической обстановке населённого пункта, в котором находится данная организация.