Файл: Санктпетербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ"
Кафедра № 33
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель направления проф.,д.пед.н.,доц.
(должность, уч. степень, звание)
А.Г. Степанов
(инициалы, фамилия)
(подпись)
«26» мая 2022 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Информационная безопасность»
(Наименование дисциплины)
Код направления подготовки/ специальности
09.03.03
Наименование направления подготовки/ специальности
Прикладная информатика
Наименование направленности
Прикладная информатика в информационной сфере
Форма обучения очная
Санкт-Петербург– 2022

Лист согласования рабочей программы дисциплины
Программу составил (а) д.т.н.,доц.
26.05.22
С.В. Беззатеев
(должность, уч. степень, звание)
(подпись, дата)
(инициалы, фамилия)
Программа одобрена на заседании кафедры № 33
«26» мая 2022 г, протокол № 10
Заведующий кафедрой № 33 д.т.н.,доц.
26.05.22
С.В. Беззатеев
(уч. степень, звание)
(подпись, дата)
(инициалы, фамилия)
Ответственный за ОП ВО 09.03.03(01) доц.,к.т.н.
26.05.22
Е.Л. Турнецкая
(должность, уч. степень, звание)
(подпись, дата)
(инициалы, фамилия)
Заместитель директора института №4 по методической работе доц.,к.т.н.,доц.
26.05.22
А.А. Ключарев
(должность, уч. степень, звание)
(подпись, дата)
(инициалы, фамилия)

Аннотация
Дисциплина «Информационная безопасность» входит в образовательную программу высшего образования – программу бакалавриата по направлению подготовки/ специальности 09.03.03 «Прикладная информатика» направленности «Прикладная информатика в информационной сфере». Дисциплина реализуется кафедрой «№33».
Дисциплина нацелена на формирование у выпускника следующих компетенций:
УК-2 «Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений»
ОПК-3 «Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности»
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, раскрывающих сущность и значение информационной безопасности и защиты информации, их места в системе национальной безопасности, определение теоретических, концептуальных, методологических и организационных основ обеспечения безопасности.
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические работы, самостоятельная работа студента, консультации.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация в форме экзамена.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
Язык обучения по дисциплине «русский »


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
1.1. Цели преподавания дисциплины
Дисциплина имеет своей целью: обеспечить выполнение требований, изложенных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Изучение дисциплины направлено на формирование перечисленных ниже элементов профессиональных компетенций.
Также целями освоения дисциплины «Основы информационной безопасности» являются раскрытие сущности и значения информационной безопасности и защиты информации, их места в системе национальной безопасности, определение теоретических, концептуальных, методологических и организационных основ обеспечения безопасности информации, классификация и характеристики составляющих информационной безопасности и защиты информации, установление взаимосвязи и логической организации входящих в них компонентов.
1.2. Дисциплина входит в состав обязательной части образовательной программы высшего образования (далее – ОП ВО).
1.3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП ВО.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями или их частями. Компетенции и индикаторы их достижения приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Перечень компетенций и индикаторов их достижения
Категория (группа) компетенции
Код и наименование компетенции
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Универсальные компетенции
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.У.2 уметь использовать нормативную и правовую документацию
Общепрофессиональные компетенции
ОПК-3 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий и с учетом основных требований
ОПК-3.З.1 знать принципы, методы и средства решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-3.У.1 уметь решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий и с

информационной безопасности учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-3.В.1 владеть навыками подготовки обзоров, аннотаций, составления рефератов, научных докладов, публикаций, и библиографии по научно- исследовательской работе с учетом требований информационной безопасности
2. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина может базироваться на знаниях, ранее приобретенных обучающимися при изучении следующих дисциплин:

Информатика

Информационные технологии
Знания, полученные при изучении материала данной дисциплины, имеют самостоятельное значение.
3. Объем и трудоемкость дисциплины
Данные об общем объеме дисциплины, трудоемкости отдельных видов учебной работы по дисциплине (и распределение этой трудоемкости по семестрам) представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Объем и трудоемкость дисциплины
Вид учебной работы
Всего
Трудоемкость по семестрам
№7 1
2 3
Общая
трудоемкость
дисциплины,
ЗЕ/ (час)
4/ 144 4/ 144
Из них часов практической подготовки
Аудиторные занятия, всего час.
51 51 в том числе: лекции (Л), (час)
34 34 практические/семинарские занятия (ПЗ),
(час) лабораторные работы (ЛР), (час)
17 17 курсовой проект (работа) (КП, КР), (час) экзамен, (час)
54 54
Самостоятельная работа, всего (час)
39 39
Вид промежуточной аттестации: зачет, дифф. зачет, экзамен (Зачет, Дифф. зач,
Экз.**)
Экз.
Экз.
Примечание:
**
кандидатский экзамен
4. Содержание дисциплины
4.1. Распределение трудоемкости дисциплины по разделам и видам занятий.
Разделы, темы дисциплины и их трудоемкость приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Разделы, темы дисциплины, их трудоемкость
Разделы, темы дисциплины
Лекции
(час)
ПЗ (СЗ)
(час)
ЛР
(час)
КП
(час)
СРС
(час)
Семестр 7

Раздел 1. Введение
2 1
Раздел 2.Сущность и понятие информационной безопасности
4 4
Раздел 3. Значение информационной безопасности и ее место в системе национальной безопасности
4 4
Раздел 4. Сущность и понятие защиты информации
4 4
Раздел 5. Состав и классификация носителей защищаемой информации
4 4
4
Раздел 6. Понятие и структура угроз защищаемой информации
4 4
6
Раздел 7. Объекты защиты информации
4 4
8
Раздел 8. Классификация видов, методов и средств защиты информации
8 5
8
Итого в семестре:
34 17 0
39
Итого
34 17 0
0 39
Практическая подготовка заключается в непосредственном выполнении обучающимися определенных трудовых функций, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
4.2. Содержание разделов и тем лекционных занятий.
Содержание разделов и тем лекционных занятий приведено в таблице 4.
Таблица 4 – Содержание разделов и тем лекционного цикла
Номер раздела
Название и содержание разделов и тем лекционных занятий
1
Раздел 1. Введение.
Предмет и задачи курса. Значение и место курса в, подготовке специалистов, по защите информации. Научная и учебная взаимосвязь курса с другими дисциплинами. Разделы и темы, их распределение по видам аудиторных занятий. Формы проведения семинарских занятий. Состав и методика самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины. Формы проверки знаний.
Анализ нормативных источников, научной и учебной литературы.
Знания и умения студентов, которые должны быть получены в результате изучения курса.
2
Раздел 2. Сущность и понятие информационной безопасности
Становление и развитие понятия "информационная безопасность".
Современные подходы к определению понятия. Сущность информационной безопасности. Объекты информационной безопасности. Связь информационной безопасности с информатизацией общества. Структура информационной безопасности. Определение понятия информационная безопасность".
3
Раздел 3. Значение информационной безопасности и ее место в
системе национальной безопасности
Значение информационной, безопасности для субъектов информационных отношений.
Связь между информационной безопасностью и безопасностью информации.
Понятие и современная концепция национальной безопасности.
Место информационной, безопасности, в системе национальной безопасности.


4
Раздел 4. Сущность и понятие защиты информации
Существующие подходы к содержательной части понятия "защита информации" и способы реализации содержательной части.
Методологическая основа раскрытия сущности и определения понятия защиты информации. Формы выражения нарушения статуса информации. Обусловленность статуса информации ее уязвимостью.
Понятие уязвимости информации. Формы проявления уязвимости информации. Виды уязвимости информации. Понятие "утечка информации". Соотношение форм и видов уязвимости информации. Содержательная часть понятия "защита информации".
Способ реализации содержательной части защиты информации.
Определение понятия "защита информации", его соотношение с понятием, сформулированным в ГОСТ Р 50922-96. "Защита информации. Основные термины и определения".
5
Раздел 5. Состав и классификация носителей защищаемой
информации
Понятие носитель защищаемой информации". Соотношение между носителем и источником информации. Состав носителей защищаемой информации. Способы фиксирования информации в носителях. Виды отображения информации в носителях. Методы воспроизведения отображенной информации в носителях информации. Носители письменной, видовой, излучаемой информации. Опосредованные носители защищаемой информации. Свойства и значение типов носителей защищаемой информации.
6
Раздел 6. Понятие и структура угроз защищаемой информации
Современные подходы к понятию угрозы защищаемой информации. Связь угрозы защищаемой информации с уязвимостью информации. Признаки и составляющие угрозы: явления, факторы, условия. Понятие угрозы защищаемой информации. Структура явлений как сущностного выражения угрозы защищаемой информации. Структура факторов, создающих возможность дестабилизирующего воздействия на информацию.
7
Раздел 7. Объекты защиты информации
Понятие объекта защиты. Носители информации как конечные объекты защиты. Особенности отдельных видов носителей как объектов защиты.
Состав объектов хранения письменных и видовых носителей информации, подлежащих защите. Состав подлежащих защите технических средств отображения, обработки, хранения, воспроизведения передачи информации. Другие объекты защиты информации. Виды и способы дестабилизирующего воздействия на объекты защиты.
8
Раздел 8. Классификация видов, методов и средств защиты
информации
Виды защиты информации, сферы их действия. Классификация методов защиты информации. Универсальные методы защиты информации, область их применения. Области применения организационных, криптографических и инженерно-технических методов защиты информации. Понятие и классификация средств защиты информации. Назначение программных, криптографических и технических средств защиты.
4.3. Практические (семинарские) занятия


Темы практических занятий и их трудоемкость приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Практические занятия и их трудоемкость
№ п/п
Темы практических занятий
Формы практических занятий
Трудоемкость,
(час)
Из них практической подготовки,
(час)
№ раздела дисцип лины
Семестр 7 1
Исследование уязвимости информации
Решение задач
4 5
2
Исследование видов уязвимости
Решение задач
4 6
3
Исследование форм уязвимости
Решение задач
4 7
4
Построение алгоритмов социальной инженерии и способы защиты от них
Моделирование
5 8
Всего
17 4.4. Лабораторные занятия
Темы лабораторных занятий и их трудоемкость приведены в таблице 6.
Таблица 6 – Лабораторные занятия и их трудоемкость
№ п/п
Наименование лабораторных работ
Трудоемкость,
(час)
Из них практической подготовки,
(час)
№ раздела дисцип лины
Семестр 7
Всего
17 4.5. Курсовое проектирование/ выполнение курсовой работы
Учебным планом не предусмотрено
4.6. Самостоятельная работа обучающихся
Виды самостоятельной работы и ее трудоемкость приведены в таблице 7.
Таблица 7 – Виды самостоятельной работы и ее трудоемкость
Вид самостоятельной работы
Всего, час
Семестр 7, час
1 2
3
Изучение теоретического материала дисциплины (ТО)
30 30
Курсовое проектирование (КП, КР)
Расчетно-графические задания (РГЗ)
Выполнение реферата (Р)
Подготовка к текущему контролю
5 5
успеваемости (ТКУ)
Домашнее задание (ДЗ)
Контрольные работы заочников (КРЗ)
Подготовка к промежуточной аттестации (ПА)
4 4
Всего:
39 39 5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся указаны в п.п. 7-11.
6. Перечень печатных и электронных учебных изданий
Перечень печатных и электронных учебных изданий приведен в таблице 8.
Таблица 8– Перечень печатных и электронных учебных изданий
Шифр/
URL адрес
Библиографическая ссылка
Количество экземпляров в библиотеке
(кроме электронных экземпляров)
004.05В 75
Воронов,
А.
В.
Основы защиты информации: учебное пособие/ А. В. Воронов, Н.
В. Волошина. - СПб.: ГОУ ВПО "СПбГУАП",
2009. - 78 с.
004 Ш 22 Шаньгин, В. Ф.
Информационная безопасность [Текст]: научно- популярная литература / В. Ф. Шаньгин. - М.:
ДМК Пресс, 2014. - 702 с
Х Я 47
Яковец, Е. Н. Правовые основы обеспечения информационной безопасности Российской
Федерации [Текст] : учебное пособие / Е. Н.
Яковец. - М. : Юрлитинформ, 2010. - 336 с. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=3032

Шаньгин, В.Ф. Защита информации в компьютерных системах и сетях [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — М.
: ДМК Пресс, 2012. — 592 с
004 М 48
Мельников, В. П.
Защита информации [Текст] : учебник / В. П.
Мельников, А. И. Куприянов, А. Г. Схиртладзе ; ред. В. П. Мельников. - М. : Академия, 2014. - 304 с.
(5)
004 Р 98
Рябко, Б. Я.
Криптографические методы защиты информации
[Текст] : учебное пособие / Б. Я. Рябко, А. Н.
Фионов. - 2-е изд., стер. - М. : Горячая линия -
Телеком, 2014. - 229 с.
(10) http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_
id=4959
Титов, А.А. Инженерно-техническая защита информации [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — М. :
ТУСУР (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники), 2010. —
195 с.