Файл: 1. Сочинение как один из видов обучения письменной речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное учреждение образовательная организация высшего образования "Омская гуманитарная академия"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

Жанр сочинения.
по учебной дисциплине: Стилистика

Выполнил(а): Ойгул Давлатбоева Фамилия И.О.


Направление подготовки: Педагогическое образование
Форма обучения: заочная Оценка:



Подпись Фамилия И.О.

“_”20г.

Омск, 2023

Содержание
Введение

1. Сочинение как один из видов обучения письменной речи

2. Из опыта методики обучения сочинению

3. Методика обучения сочинению-повествованию

4. Проверка сочинений.

5. Анализ сочинений

Заключение

Список литературы

Введение

Работа по развитию речи учащихся - обязательная часть школьного курса русского языка. Эта работа многоаспектна. В частности, она предполагает последовательную подготовку к сочинениям различных жанров с учетом возрастных особенностей школьников конкретного класса, специфики каждого жанра, взаимосвязи, отношений преемственности между жанрами в рамках программного обучения [8]. Необходимо различать понятия «жанр», «речевой жанр» и «жанр школьных сочинений». Первые два понятия являются лингвистическими, последнее принадлежит теории и практике обучения русскому языку. Традиционно для раскрытия содержания термина «жанр» в лингвистике используется определение, данное М.М. Бахтиным: «Жанром называется форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, создающийся на основе устойчивых, повторяющихся …моделей и структур в речевой ситуации» [6]. Под «речевым жанром» понимается «класс текстов, традиционно использующихся для достижения определенных коммуникативных целей общения в конкретных условиях общения» [9]. Жанром в методике преподавания русского языка называют разновидности самостоятельных высказываний (сочинений) учащихся. На начальном этапе обучения (5-6 классы) под «жанрами школьных сочинений» подразумеваются самостоятельные высказывания учащихся в соответствии с функционально-смысловыми типами речи, положенными в их основу [1]. Это сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения.


В данной работе мы остановимся подробнее на методике обучения школьников 5-6 класса сочинению-повествованию.

1. Сочинение как один из видов обучения письменной речи

Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему (толковый словарь русского языка Ушакова). Сочинение-повествование - это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка.

Сочинения, как и другие виды работ различаются:

По цели: обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные)

По месту оформления: классные и домашние

По форме словесного выражения: устные и письменные

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике делятся на две большие группы:

Сочинения на лингвистические темы (например «Для чего нужно изучать фонетику?», «Самая интересная тема программы по русскому языку»)

Сочинения на темы из жизни (т.н. свободные темы). В современной практике сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями.

По типу создаваемых текстов различаются:

Сочинения, традиционно относящиеся к «школьным жанрам» - сочинения-повествования, описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования и т.д.

Сочинения близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья, репортаж, очерк, доклад.

По стилю различаются:

Сочинения разговорного стиля (рассказ о случае из жизни)

Сочинения книжных стилей: делового, научного, учебно-научного, публицистического, художественного.

По источнику получения материала различаются сочинения на основе полученного жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, радио- и телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений и др. При этом в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников получения материала.

К источникам другого – психологического – ряда относятся память, восприятие, воображение.

По осложнённости дополнительным языковым заданием

 выделяются: сочинения с лексическими, грамматическими, стилистическими и другими заданиями.

В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяют три этапа:

1) подготовка и организация сочинений

2) их проверка и оценка

3) анализ проверенных работ в классе. [3]

2. Из опыта методики обучения сочинению

Теории и практике обучения сочинению посвящено немалое число трудов. Фундаментальные концепции сочинения разрабатываются давно и основательно. Усилия учёных и методистов увенчиваются сотнями серьёзных пособий и рекомендаций учителю, как научить школьников создавать собственные речевые произведения на заданную тему. Вместе с тем проблема во многом остаётся нерешённой.[4]

На основе проанализированных в процессе работы над рефератом статей, мы можем сделать вывод, что обучать школьников сочинению следует постепенно, начиная с первых дней пятого класса. Далее мы приведём выдержки из методических разработок Н.А. Филипповой и Т.С. Задуновой.

Н.А. Филиппова в своей статье «Искусство писать сочинение» делится следующим опытом:

«Я обычно беру пятиклассников и веду их 7 лет. Много внимания я уделяю тому, чтобы научить детей выражать свои непосредственные эмоции, впечатления словами.

1 сентября мои ученики получают красивые листки с написанным на них предложением: «Ура, я пятиклассник!». Им предлагается продолжить. Немного – 3–4 предложения! Получается интересно.

На третий день на доске чертится овал со словом осень внутри – и детям предлагается высказать мысли и чувства, которые вызывает у них это слово. Так в обиход детей вводится слово ассоциация. Позже мы будем расширять это ассоциативное поле, со временем в нем появятся и цитаты.

На пятый день мои ученики идут в лес, и там, у костра я их прошу послушать шум ветра в вершинах деревьев, посмотреть, как падают листочки, подставить лицо солнышку и сравнить его тепло с чем-нибудь (с летним солнцем, с поцелуем мамы, бабушки). Назавтра это пригодится для маленькой творческой работы.

Через неделю-другую дети идут в театр, а потом им предлагается написать 2–3 предложения вслед за мной: «И вот я в театре. Медленно гаснет свет. Поднимается занавес....». Ученики должны продолжить рассказ, и всегда в каждой работе я нахожу что-то интересное, потому что в ней отражаются душа ребенка, его видение театра, или спектакля, или зрителей.


Еще один вид работы – с цветными фотографиями: мы подбираем к ним части речи, словосочетания, составляя предложения и мини-рассказы на темы из экзаменационных пакетов: «Мир вокруг нас», «Как прекрасен этот мир», «Широка страна моя родная» и т.д.

Так начинается долгий путь к «большому» сочинению. А на этом пути столько интересных остановок!»

Также Н.А. Филиппова советует пользоваться дидактическими материалами из различных учебников, где ученикам предлагаются небольшие творческие задания с готовыми зачинами, пример такого задания:

в одной стране есть такая традиция. Главного врача больницы отправляют в длительную командировку. Если без него все идет так же, как при нем, он возвращается на прежнее место. А если хоть что-нибудь ухудшается, его переводят в рядовые врачи. Продолжите текст, расскажите о своей семье, о своей школе, начав словами: «Вот и у нас...».[12]

В своих заданиях Н.А. Филиппова предлагает ребятам начинать не с общего, а с частного, не с абстрактного, а с конкретного, что делает задания более понятными для них, более обозримыми.

Схожей точки зрения придерживается Т.С. Задунова. Приведём цитату из её статьи «Искусство писать сочинение»:

«5-й класс - самый важный этап: если сейчас ребенок не познает радость творчества, то позднее вряд ли что удастся. Главная сложность для пятиклассников в том, что они от одного учителя пришли к нескольким, количество предметов выросло. Нужно учитывать так же то, что дети в этом возрасте очень любят рассказывать о себе. Почти на каждом уроке мы писали мини-сочинения (5–6 предложений): зарисовки о природе, времени года, погоде и т.д.; по сюжетным картинкам, о себе, о родных, сочинения-фантазии, анкеты и т.п. Например: «Что я больше всего люблю (не люблю)», «Моя любимая игрушка (телепередача, книга...)», «Как я помогаю дома», «Вечер в моей семье», «Мой путь до школы», «Если б я был... (волшебником, президентом...)», «О чем мне рассказала снежинка (капелька)», «Самое красивое облако», «На что похож(е,а)... цветок, сугроб, лист клена, радуга...». Параллельно происходит первое знакомство с такими понятиями, как тема, идея сочинения, стиль с особенностями построения текста.

Во втором полугодии пишем пореже, но объем увеличивается, и темы постепенно усложняются: «История из семейного альбома», «Мой поселок через 10 лет».


К концу года мои пятиклашки могли без труда «создавать шедевры» на любую тему, и при этом – никакой боязни. Просто нравилось фантазировать и рассказывать о том, что им интересно.

И выявилась еще некоторая особенность: почему-то многим детям больше нравилось писать свои сочинения не в тетрадях, а на отдельных листочках, оформленных особым образом.

Видимо, это напоминало им процесс создания книги, они чувствовали себя писателями и художниками одновременно. Я не переставала удивляться их выдумкам. Например, сочинения «Новогодние приключения...» (ребята сами их выбирали – чьи или кого) были написаны на листах в форме елки, снеговика, снежинки, игрушки, облака, в зависимости от того, о ком шла речь.

Сочиняли мы и на уроках литературы: рассказы по пословицам, сказки с необычными героями, смешные истории, пробовали даже детективы, стихи. Ничего не запрещалось, наоборот, чем необычнее жанр и форма, тем отметка выше.

Особый разговор о «музыкальных» сочинениях. Когда я первый раз сообщила ребятам, что мы будем писать сегодня под музыку, надо было видеть, как загорелись их глазенки. А когда я предупредила, что, слушая первый раз, лучше закрыть глаза и попробовать «увидеть» эту музыку, то они в буквальном смысле замерли, словно ждали чуда. Сначала мы слушали «Вальс цветов» П.И. Чайковского, но о названии я пока ничего не сказала. Многие вспомнили, что где-то слышали эту мелодию. Написали все, и ни одно сочинение не было похоже на другое. Кого только там не было! И прекрасные принцессы, и смелые принцы, и волшебницы, и растения. Оказалось, что цветочная тема тоже была многими угадана. Название произведения они узнали только на следующем уроке.

6-й класс

Мы продолжаем писать так же активно разные сочинения, но все-таки основная тема нашего творчества – нравственно-эстетическая: «Как я понимаю дружбу?», «Красивое и безобразное в жизни», «Можно ли убить словом?», «Что такое милосердие?», «Что значит быть честным человеком?», «Нравлюсь ли я себе?», сочинения-зарисовки по пейзажам Левитана, Поленова, Шишкина и других художников.

Все чаще темы сочинений перекликаются с темами уроков литературы (до изучения произведений и после.)»[2]

Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинать её на серьёзном уровне следует уже с пятого класса