Файл: Отчет по лабораторной работе 6 расчет устойчивости бортов карьера преподаватель Майоров Е. С. подпись, дата.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИГДГиГ
институт
Шахтного и подземного строительства
кафедра
ОТЧЕТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №6
РАСЧЕТ УСТОЙЧИВОСТИ БОРТОВ КАРЬЕРА
Преподаватель ___________ Майоров Е.С. подпись, дата
Студент ГГ16-01-РТ ____________ подпись, дата
Красноярск 2018
Расчет
Цель работы: изучить влияние горно-геологических факторов на устойчивость бортов карьере, получить практические навыки расчета устойчивости борта карьера.
Устойчивость бортов карьера определяется сопоставлением значений необходимого и фактического коэффициентов запаса устойчивости.
Если фактический коэффициент запаса устойчивости борта карьера больше или равен необходимому, то борт считается устойчив.
Если фактический коэффициент запаса устойчивости борта карьера меньше необходимого, то борт карьера неустойчив.
Для нахождения угла наклона площадки скольжения и высоты столба пород в зоне скольжения на каждом участке необходимо построить схему для определения зоны скольжения горных пород (рис.1) при глубине карьера Н=200 м., высоте вертикального откоса верхних слабых слоев массива Н90=30 м., угле наклона борта карьера α=45º и угле β=45-0,5φ=32,5º при φ=25º.
Рисунок 1 - Схема для определения зоны скольжения горных пород
Ломанная АД описывает вероятную поверхность скольжения горных пород, а ABДА - зону скольжения горных пород.
Определение расчетной характеристики сопротивления горных пород на сдвиг определяется по формуле:
(1)
где , МПа - коэффициент сцепления горных пород;
- угол внутреннего трения горных пород;
, м - высота столба пород в зоне скольжения на i-том участке;
, - объёмная плотность горных пород;
- угол наклона площадки скольжения i-того участка.
На участках с первого по пятый:
, МПа;
, МПа;
, МПа;
, МПа;
, МПа.
Определение фактического касательного напряжения в массиве производится по формуле:
(2)
На участках с первого по пятый:
, МПа;
, МПа;
, МПа;
, МПа;
, МПа.
Фактический коэффициент запаса устойчивости борта карьера определяется по формуле:
, (3)
На участках с первого по пятый:
; ; ;
; .
Значение необходимого коэффициента запаса устойчивости борта карьера производится по формуле:
, (4)
где Т=45 лет – срок эксплуатации карьера.
Тогда .
Таблица 1 - Результаты расчёта фактического коэффициента запаса устойчивости борта карьера
Наименование | Условное обозначение | Значения на участках | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Высота столба пород в зоне скольжения, м | | 38 | 69 | 91 | 101 | 100 |
Угол наклона площадки скольжения, град. | | 19 | 27 | 36 | 46 | 46 |
Коэффициент сцепления горных пород, МПа | | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Угол внутреннего трения горных пород, град. | | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
Объёмная плотность горных пород, | | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Фактический коэффициент запаса устойчивости борта карьера | n | 1,353 | 0,915 | 0,641 | 0,451 | 0,45 |
Вывод: так как фактический коэффициент запаса устойчивости борта карьера на каждом участке меньше необходимого при сроке эксплуатации Т=45 лет, то борт карьера неустойчив.