Файл: Урока биологии тема урока Скелет конечностей Тип (форма) урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ

Тема урока

Скелет конечностей

Тип (форма) урока

Проблемная лекция (тип урока – «открытие новых знаний»)

Цели урока

Формирование знаний у обучающихся о строении скелета конечностей человека.

Образовательные ресурсы

Учебник Биология. 8 класс - Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., презентация, интерактивная панель «стол Пирогова»

Этапы и задачи урока

1 этап – Этап мотивации учебной деятельности.

  1. Задача: создать условия для заинтересованного изучения скелета конечностей человека.

2 этап – Этап актуализации и пробного учебного действия.

  1. Задача: создать условия для актуализации имеющихся знаний по предыдущим темам раздела «Опорно-двигательная тема».

  2. Задача: поставить перед обучающимися задачу на применение нового знания о строении верхнего и нижнего поясов конечностей, запланированного для изучения на данном уроке.

  3. Задача: организовать осознание обучающимися внутренней потребности к построению новых учебных действий из их индивидуального затруднения в выполнении поставленной задачи.

3 этап – Этап построения проекта выхода из затруднения.

  1. Задача: поспособствовать постановке целей учебной деятельности и формулировке темы урока «Скелет конечностей».

4 этап – Этап реализации построенного проекта.

  1. Задача: сформировать у обучающихся знаний о строении и функциях скелета верхних и нижних конечностей.

5 этап – Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

  1. Задача: предоставить учащимся задачу, поставленную в начале урока, для повторного решения.

  2. Задача: организовать решение нескольких типовых заданий на строение скелета конечностей с проговариванием вслух проделанных шагов.

6 этап – Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

  1. Задача: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

  2. Задача: определить задание для самоподготовки.

Формы и приемы работы

Формы: фронтальная.

Приемы: работа по обнаружению костей конечностей на интерактивной панели «стол Пирогова», заполнение дидактической карточки «Скелет человека», заполнение таблицы «Строение скелета конечностей», выполнение практического задания по обнаружению плечевой/локтевой костей и доказательству работы скелета верхних конечностей при отведении руки.

Основные понятия

Плечевой пояс, лопатки, ключицы, плечо, предплечье, кисть, локтевая, лучевая кости, запястье, пясть, фаланги, тазовый пояс, тазовые кости, бедро, голень, стопа, бедренная, большеберцовая, малоберцовая кости, коленная чашечка, предплюсна, плюсна.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формировать у обучающихся понятие о строении скелета верхних и нижних конечностей.

познавательные УУД – формирование интеллектуальных знаний (рассуждение, анализ ситуации и задания, сравнение, умение делать выводы) при выполнении практических заданий.

коммуникативные УУД – работа над аргументированным ответом во время выполнения заданий в процессе беседы;

регулятивные УУД - умение оценить самого себя, усвоенный материал и объем того, что еще предстоит изучить

Развить самостоятельность при выполнении поставленных задач, формировать осознанную мотивацию к изучению темы, воспитать бережное отношение к своему здоровью.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока


Время


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия (дополнительно методы и приемы)


Результаты этапа и формы

контроля


  1. Этап мотивации учебной деятельности.




1

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.

Приветствие учителя.
Учащиеся настраиваются на урок.

Фронтальная работа


Рост мотивации.

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия.

7

2.1. Актуализация знаний.

Задание 1. Учитель проводит фронтальный опрос по предыдущим темам.

  1. Какие особенности костей черепа вы знаете?

  2. Как называется единственная подвижная кость черепа?

  3. Перечислите кости, относящиеся к мозговому и лицевому отделам черепа.

  4. Каково строение позвоночника?

  5. Какие кости относят грудной клетке? Почему грудина и ребра соединены полуподвижно?




    1. Постановка проблемной задачи.

Учитель показывает слайд с архитектурными сооружениями в стиле бионика.
Задание 1. Как вы думаете, что общего во всех этих сооружениях?

Учитель поясняет, что все представленные сооружения – результат архитектурной бионики.

Учитель показывает слайд с Эйфелевой башней?


    1. Осознание обучающимися внутренней потребности к построению новых учебных действий.


Задание 1. Как вы думаете, чем вдохновлялись архитекторы, строя эту знаменитую башню?

Учитель поясняет, что архитектор вдохновлялся одной из костей конечности человека. Учащимся предлагается узнать на уроке, какой именно и почему.

Дети отвечают на вопросы.

.

Высказывают свои версии.

Высказывают свои версии, испытывают затруднение.


Фронтальная работа

Готовность учащихся к

активной УПД на основе

опорных знаний.

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения

2

Учитель предлагает сформулировать тему урока исходя из потребности узнать ответ на поставленный вопрос, сформулировать цели и задачи.

«Скелет конечностей». Запись в тетрадь.

Познакомиться со строением и особенностями скелета костей.

Фронтальная, индивидуальная работа.

Комментирование ответов (выявление аналогии, объяснение). Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами деятельности.

  1. Этап реализации построенного проекта

23

Учитель раздает детям заготовленные карточки.

  1. Скелет верхних конечностей.

Учитель рассказывает о строении пояса верхних конечностей, предлагает учащимся найти названные кости на картинке в учебнике.
Учитель предлагает учащимся предположить о функциях пояса верхних конечностей.
Задание 1. Практическая работа по доказательству работы скелета верхних конечностей при отведении руки.
Учитель рассказывает о строении верхних конечностей, предлагает учащимся найти данные кости на картинке и у себя. Заполнение таблицы «Скелет конечностей и их поясов».
Задание 2. Практическая работа по обнаружению плечевой и локтевой костей.



  1. Скелет нижних конечностей.

Учитель рассказывает о строении пояса нижних конечностей, предлагает учащимся найти названные кости на картинке в учебнике.
Учитель предлагает учащимся предположить о функциях пояса нижних конечностей.
Учитель рассказывает о строении нижних конечностей, предлагает учащимся найти данные кости на картинке и у себя. Отмечает особенности бедренной и большеберцовой костей. Заполнение таблицы «Скелет конечностей и их поясов».



Ученики делают записи в карточках и тетради.

Высказывают свои версии.
Ученики выполняют практическую работу, делают выводы, записывают в тетради.

Ученики делают записи в карточках и тетради.

Ученики выполняют практическую работу, делают выводы, записывают в тетради.

Ученики делают записи в карточках и тетради.

Высказывают свои версии.
Ученики делают записи в карточках и тетради.


Фронтальная, индивидуальная работа.

Усвоение сущности знаний

и способов деятельности.

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6

Учитель возвращает детей к вопросу, поставленному в начале урока.
Учитель опрашивает детей по пройденному материалу, предлагает выйти к интерактивной панели и рассказать о скелете конечностей.

Ученики находят ответ на основе изученного.

Ученики отвечают на вопросы, работают индивидуально.

Фронтальная, индивидуальная работа.

Самостоятельное

выполнение заданий,

требующих применения

знаний.

Домашнее задание

1

ДЗ:

§20. Скелет конечностей. Пересказ.

Ответить на вопрос – почему кости таза срастаются с крестцом неподвижно, а кости грудины и ребер – полуподвижно?

Ученики оценивают свои успехи (понимание и выполнение заданий учителя).

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

Адекватность самооценки

учащегося оценке

преподавателя. Получение

учащимися информации о

реальных результатах

учения. Ученики сдают заполненные формы.




1 - череп; 2 - шейные позвонки; 3 - ключица; 4 - лопатка;5 - плечевая кость; 6 - грудные позвонки; 7 - поясничные позвонки; 8 - подвздошная кость; 9 - крестец; 10 – копчик; 11 - лобковая
кость; 12 - седалищная кость; 13 - бедренная кость; 14 – надколенник; 15 – предплюсна; 16 - плюсна; 17 – фаланги; 18 - большая берцовая кость; 19 - малая берцовая кость; 20
фаланги; 21 - пясть; 22 – запястье;
23 - локтевая кость; 24 - лучевая кость; 25 - рёбра; 26 – грудина.

1 - череп; 2 - шейные позвонки; 3 - ключица; 4 - лопатка;5 - плечевая кость; 6 - грудные позвонки; 7 - поясничные позвонки; 8 - подвздошная кость; 9 - крестец; 10 – копчик; 11 - лобковая
кость; 12 - седалищная кость; 13 - бедренная кость; 14 – надколенник; 15 – предплюсна; 16 - плюсна; 17 – фаланги; 18 - большая берцовая кость; 19 - малая берцовая кость; 20
фаланги; 21 - пясть; 22 – запястье;
23 - локтевая кость; 24 - лучевая кость; 25 - рёбра; 26 – грудина.

  1. Кости черепа плоские, прочные, соединены швами. Шов – неподвижное соединение. Череп защищает головной мозг от повреждений.

  2. Нижняя челюсть. Непарная кость.

  3. Мозговой отдел. Непарные: затылочная, лобная, клиновидная решётчатая. Парные: височная и теменная. Лицевой отдел. Непарные: нижняя челюсть. Парные: верхняя челюсть, нёбная, скуловая, носовая.

  4. 5 отделов – шейный, грудной, поясничный, крестец и копчик. 33-34 позвонка. В крестце и копчике позвонки сросшиеся.

  5. Грудина и ребра (12 пар: 10 – истинные, 11- ложные, 12 – блуждающие). Для совершения акта дыхания.

  1. Кости черепа плоские, прочные, соединены швами. Шов – неподвижное соединение. Череп защищает головной мозг от повреждений.

  2. Нижняя челюсть. Непарная кость.

  3. Мозговой отдел. Непарные: затылочная, лобная, клиновидная решётчатая. Парные: височная и теменная. Лицевой отдел. Непарные: нижняя челюсть. Парные: верхняя челюсть, нёбная, скуловая, носовая.

  4. 5 отделов – шейный, грудной, поясничный, крестец и копчик. 33-34 позвонка. В крестце и копчике позвонки сросшиеся.

  1. Грудина и ребра (12 пар: 10 – истинные, 11- ложные, 12 – блуждающие). Для совершения акта дыхания.



Отделы скелета

Кости скелета

Тип костей

Характер соединения костей

Особенности скелета человека

Плечевой пояс

Две лопатки

Две ключицы

Плоские (широкие) Длинные трубчатые

Подвижное

Плечевой пояс подвижный, обеспечивает большую подвижность руки

Свободная конечность

Плечо

Предплечье

Кисть

-Плечевая кость

-Локтевая и лучевая

-Кости запястья, пястья, фаланги пальцев

Длинные трубчатые

короткие губчатые короткие трубчатые

Подвижное

Облегченная конструкция скелета, высокая подвижность в плечевом суставе. Большая подвижность большого пальца и способность его противопоставляться всем остальным

Тазовый пояс

Парные кости – подвздошные, седалищные, лобковые

Плоские

Неподвижное

Расширенная форма таза, широкораставленные тазобедренные суставы.

Свободная конечность

Бедро

Голень

Стопа

-Бедренная

-Большеберцовая малоберцовые

-предплюсны (таранная и пяточная), плюсны фаланги пальцев

Длинные трубчатые
короткие трубчатые

Подвижное

Мощное разв. костей ног, выпрямленность в коленном суставе, мощное развитие связок Опорная стопа с мощным бол. пальцем. Пружинящий свод стопы.