Файл: Практическая работа 1 Плановые расчеты и показатели План и планирование. В чем заключается разница между этими двумя понятиями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практическая работа № 3
Планирование издержек и результатов (планирование себестоимости, прибыли и рентабельности)


  1. Объясните содержание и задачи планирования издержек и результатов.


С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг.

Цель планирования издержек - оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов.
В процессе планирования издержек должно быть решено следующее:


  1. Выполнен анализ стоимостных показателей производственной деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений;

  2. выявлены возможности и уточнены размеры снижения себестоимости продукции в планируемом году по сравнению с предшествующим периодом;

  3. составлены калькуляции себестоимости основных видов выпускаемой продукции;

  4. выявлены нецелесообразные затраты и разработаны меры по их ликвидации;

  5. определена рентабельность видов выпускаемой продукции и производства;

  6. оценено влияние на себестоимость, прибыль и рентабельность увеличения затрат на освоение производства новой продукции;

  7. создана база для разработки оптовых или розничных цен;

  8. разработаны меры по совершенствованию хозрасчетных взаимоотношений между производственными подразделениями предприятия.

Исходными данными для разработки плана по издержкам являются: установленные тактическим планом размеры прибыли, а также уровень рентабельности производства или задания по снижению себестоимости продукции; показатели производства и реализации продукции; эффективность мероприятий по разделу тактического плана инноваций; прогрессивные нормы и нормативы соответствующего раздела тактического плана; показатели плана материально-технического обеспечения производства; прейскуранты цен; данные об использовании основных фондов и размерах амортизационных отчислений; показатели плана по труду и кадрам; объем работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники, объем производства новой техники и т.д.

  1. Охарактеризуйте место и роль планирования издержек и результатов в процессе тактического планирования.


Тактическое планирование выступает как средство реализации стратегического плана предприятия. В рамках тактического планирования, исходя из имеющегося ресурсного потенциала предприятия, с учетом реализуемой стратегии развития определяются и утверждаются ведущие к достижению генеральных целей в среднесрочном и краткосрочном периодах:

  1. Продуктовая программа;

  2. планы (задачи и мероприятия) по функциональным сферам деятельности;

  3. проекты или целевые программы.

Тактический план представляет собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия, направленную на достижение генеральных целей стратегического плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов.

Особое внимание в тактическом плане должно уделяться показателям эффективности деятельности предприятия: повышению конкурентоспособности продукции, обеспечению желаемого уровня рентабельности, росту производительности труда, соблюдению договорных обязательств и др.

В условиях перехода к рынку существенно меняется природа тактического, как правило, годового плана. Из инструмента балансовой увязки ресурсов он должен превратиться в эффективную плановую систему принятия управленческих решений на предприятии. Любые просчеты в оценке потребностей рынка и собственных возможностей предприятия грозят убытками или даже банкротством.

Управленческие решения, принимаемые при тактическом планировании, базируются на более объективной и полной информации, чем при стратегическом планировании. Эти решения более детальны и конкретны, связаны с меньшим риском, так как разрабатываются на меньший временной период. Кроме того, текущие плановые решения легче количественно оценивать, ранжировать по критериям и выбирать наиболее оптимальный вариант.

Тактический план выполняет функции координации и контроля.

Функция координации действий предполагает, что план устанавливает определенные пропорции между ресурсами и видами деятельности предприятия. Координация требует интеграции всех разделов текущего плана. Поэтому на крупных предприятиях процесс планирования носит повторяющийся характер и требует создания сложной плановой системы. На протяжении всего процесса планирования должна осуществляться проверка согласованности планов с учетом реализуемости и эффективности предлагаемых управленческих решений. Кроме того, необходимо применение в тактическом планировании различных оптимизационных методов.



Важнейшей функцией тактического планирования является обеспечение эффективного контроля. Точность реализации целевых установок плана, зависит от того, как налажен контроль за его выполнением. Система отчетности о выполнении плана, методы оценки и измерения результатов деятельности всех структурных подразделений предприятия должны позволить организовать управление по отклонениям. Это дает возможность высшему управленческому персоналу уделять внимание только исключительным событиям или ситуациям, вызывающим отклонения от нормального хода производства. Тем самым сберегается время для решения первоочередных стратегических вопросов.

Основными задачами тактического планирования являются:

  1. Формирование оптимальной или обеспечивающей достижение требуемого уровня финансового результата продуктовой программы;

  2. разработка комплекса соответствующих функциональных и проектных мероприятий.

При тактическом планировании руководствуются блоком показателей выручки и издержек (себестоимости) продукции, рассчитанных на базе текущих цен, т.е. с учетом ценовой динамики и инфляции.

В зависимости от вида и объема применяемых на предприятии расчетных моделей (моделей планирования продуктовых программ, финансовых моделей) возникают различные степени свободы и проблемы при тактическом планировании в подразделениях. Так, показатели объемов снабжения, производства и сбыта всех подразделений должны быть согласованны для достижения желаемого объема продаж и создания необходимых запасов, чтобы поддерживать экономически выгодные объемы производства.

Составление, координация и утверждение тактических планов в подразделениях осуществляется в ходе многоступенчатого, итеративного (часто повторяемого) процесса планирования с учетом взаимовлияния всех подразделений и уровней управления предприятия.

Вид и число подразделений определяют на каждом предприятии исходя из его организационной структуры. С ростом размеров предприятия, расширением продуктовой программы и усложнением производственных процессов увеличивается число подразделений (объектов планирования) и отдельных планов. На промышленных предприятиях с функциональной организационной структурой самостоятельными объектами тактического планирования являются сбытовые
, производственные, снабженческие, складские подразделения, отделы НИОКР и все отделы с комплексными, сквозными функциями, обеспечивающие работу других подразделений и служб, например, отделы обслуживания и ремонта оборудования (ОГМ), персонала (труда и заработной платы), финансов.

  1. Охарактеризуйте взаимосвязь основных разделов тактического плана.

Состав разделов и показателей тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся на нём методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики, рыночной конъюнктуры и т.д.

В расширенном варианте тактический план содержит следующие разделы:

1. Экономическая эффективность производства.

2. Нормы и нормативы.

3. Производство и реализация продукции.

4. Материально-техническое обеспечение производства.

5. Персонал и оплата труда.

6. Издержки производства, прибыль и рентабельность.

7. Инновации.

8. Инвестиции и капитальное строительство.

9. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

10. социальное развитие коллектива.

11. Фонды специального назначения.

12. Финансовый план.

Взаимосвязь различных планов:

Основу тактического плана составляют стратегический план и портфель заказов предприятия, сформированный на планируемый период. На базе стратегического плана разрабатывается план инноваций, а на базе портфеля заказов – план производства и реализации продукции.

План производства и реализации продукции является основным в структуре тактического плана. Задания этого плана определяют показатели остальных разделов тактического плана: плана по издержкам, прибыли и рентабельности; плана материально-технического обеспечения; плана по персоналу и оплате труда.

План инноваций отражает научно-техническую, организационную и экономическую политику предприятия в планируемом периоде. Мероприятия плана инноваций служат средством обоснования плана по инвестициям и капитальному строительству. Объём инвестиционных ресурсов, которыми может располагать предприятие в планируемом периоде, обосновывается в плане по фондам специального назначения. На основе мероприятий плана инноваций формируется система норм и нормативов по использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, с помощью которых достигается реальность всех планов. План инноваций служит средством 
обоснования производственной мощности предприятия, необходимой для расчёта производственной программы, поскольку мероприятия плана инноваций предусматривают ввод дополнительной мощности за счёт нового строительства, расширения, технического перевооружения, реконструкции и модернизации основных фондов.

Заключительным в структуре тактического плана является финансовый план. Он определяет конечные цели деятельности предприятия и связан со всеми остальными разделами плана предприятия.

Многие предприятия осуществляют планирование своей деятельности по сокращённой системе показателей, включающей:

1. Производство и реализацию продукции.

2. Материально-техническое обеспечение производства.

3. Персонал и оплата труда.

4. Издержки производства.

5. Финансовый план.