Файл: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение щёлковская гимназия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По сравнению с мировой юридической практикой в Японии волонтёрская деятельность не регламентируется государством, осуществляется исключительно на добровольных началах. В отличие от Европейского и Российского множества направлений добровольческой деятельности, в Японии одной из основных форм социальной активности населения становится экологическое направление, т.к. для японцев остро стоят проблемы роста численности населения, разрушения окружающей среды, экологического кризиса[8], [9].
Таким образом, добровольчество в России в настоящий момент переживает бурное развитие. На мой взгляд, очень важно перенимать бесценный опыт волонтёрской деятельности в составе команды единомышленников из разных стран. Для этого Российская Федерация должна популяризировать участие в Международных волонтёрских организациях, основным принципом которых является безвозмездность. Наиболее ярким примером участия России в Международном волонтёрском движении является Государственный музей Эрмитаж. В Эрмитаже работают десятки волонтёров из России, Швейцарии, США, Германии, Франции, Испании, Италии и других стран. В их числе представители различных профессий: искусствоведы, реставраторы, IT-специалисты, журналисты и переводчики.
Социологические опросы сверстников «Почему становятся добровольцем?», «Направления волонтёрской деятельности»
Для понимания мотивации занятия добровольческой деятельности, я разработала вопросы анкеты «Почему становятся добровольцем?» и провела социологический опрос (Приложение 1). В опросе принимали участие обучающиеся 6-х классов МАОУ Щёлковская гимназия, 48 человек. Обобщим его результаты.
Гимназисты считают, что добровольцами движет чувство глубокого сострадания к нуждающимся людям: главными мотивами волонтёрства они называют желание помочь нуждающимся (21%) и совершать добрые поступки (18%). В равной мере причинами добровольческой деятельности гимназисты назвали желание получать новые знания и расширять круг общения (12%). Важно, что только 5% респондентов среди причин выделили желание самореализоваться и наличие свободного времени (Приложение 2).
С целью популяризации волонтёрской деятельности среди сверстников я составила вопросы анкеты «Направления волонтёрской деятельности» и провела социологический опрос (Приложение 3). В опросе принимали участие обучающиеся 6-х классов МАОУ Щёлковская гимназия, 48 человек. Обобщим его результаты.
По моему мнению, шестиклассники отвечали на вопросы, анализируя конкретную добровольческую деятельность МАОУ Щёлковская гимназия. Абсолютное большинство респондентов (48 человек) связывают деятельность волонтёров с конкретной помощью нуждающимся: в равной степени помогать старикам, инвалидам и участвовать в благотворительных акциях. 46 респондентов видят волонтёра, помогающего в проведении мероприятий. Только 20 респондентов доверили бы работу с детьми в школе волонтёру, считая, что для этого требуются профессиональные педагогические и психологические компетенции (Приложение 4).
По итогам социологических опросов мной было выявлено, что в целом мои сверстники имеют представления о том, кто такие волонтёры, каковы направления их деятельности. Большая часть гимназистов уверена, что добровольческая деятельность необходима в современном обществе.
Правовое поле несовершеннолетних волонтёров
Мне стало интересно, а в каких направлениях волонтёрской деятельности мы, несовершеннолетние, можем принимать участие. Среди таковых мне хочется отметить следующие: помощь ветеранам и людям с ограниченными возможностями здоровья, охрана окружающей среды и защита животных, восстановление и уход за воинскими могилами и памятниками времён Отечественной войны, участие в мероприятиях, пропагандирующих патриотизм.
Детская волонтёрская активность может иметь вид заботы об окружающей среде (например, мы, обучающиеся МАОУ Щёлковская гимназия, убираем пришкольную территорию, наши выпускники сажают деревья во дворе школы, старшеклассники расчищают берега реки Поныри), поддержки новичка в школе и помощи пожилым людям (например, мы, гимназисты, помогаем ветеранам педагогического труда, инвалидам Общества слепых). Очень популярен среди детей фандрайзинг – это работа по привлечению денежных средств граждан на благотворительность. Например, в Щёлковском районе традиционно проходят благотворительные ярмарки «Восстановим порушенные святыни», где представлены детские поделки, сделанные своими руками.
Но важно помнить: добровольческая деятельность несовершеннолетнего должна осуществляться только в правовом поле! Я узнала, что в Российской Федерации дети в возрасте до 14 лет участвуют в волонтёрской деятельности только с письменного согласия родителей или в их сопровождении. Дети в возрасте до 18 лет могут осуществлять волонтёрскую деятельность при условии, что она не причиняет вред их физическому здоровью и нравственному развитию, а также не нарушает процесс обучения[11].
Я глубоко убеждена, что добровольческая социальная работа способствует формированию у молодёжи не только навыков, необходимых для профессионального роста, но и таких важных качеств, как трудолюбие, милосердие, доброжелательность, гуманное отношение к людям. А мы, дети, можем являться как бы инициаторами идей в помощи. Например, организовать праздник, провести через дорогу пожилого человека и ребёнка, привести в порядок книги школьной библиотеки, скрасить досуг одиноким пожилым людям, находящихся в сложных социальных условиях… Как это делали пионеры-тимуровцы в произведении А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Когда в СМИ Благотворительная организация «Русфонд» обращается за помощью на лечение больным детям, наша семья отправляет SMS со словом «Добро» по указанному номеру.
В России зарождается семейное волонтёрство, в котором дети принимают активное участие. Семейным волонтёрством называется деятельность на добровольной основе, в которой участвуют двое или более членов одной семьи, в том числе из разных поколений: супруги, родители с детьми, дедушки и бабушки, сестры и братья. Выпускники МАОУ Щёлковской гимназии – студенты исторического факультета МГУ им.Ломоносова – проводят классные часы с обучающимися с информацией об увлекательных летних раскопках. Они рассказали про организацию «ГнЁздово». Это Смоленская археологическая экспедиция МГУ им.Ломоносова и Государственного Исторического музея. Дети помогают археологам подсчитывать археологический материал, мыть глиняные горшки после раскопок, просеивать землю, готовить пищу, мыть посуду. Меня заинтересовала данная акция, планирую туда съездить с семьёй.
Памятка «Что нужно знать будущему волонтёру?»
Для популяризации волонтёрского движения в России я разработала памятку «Что нужно знать будущему волонтёру?». В ней отражены следующие аспекты:
-
Выясните, какие виды волонтёрской помощи в настоящий момент наиболее актуальны. Выберите направление(я) Вашей деятельности:
-
Будьте готовы пройти специальную подготовку (например, для ликвидации стихийных бедствий). -
Выработайте в себе личные качества:
-
Определите аудиторию, кому Вы готовы помогать. (Люди с личным транспортом нужны везде. Бывает, что нужно подвести ветерана на концерт 9 мая, забрать ребёнка из больницы или развести питание нуждающимся). -
Посчитайте, сколько времени Вы можете отдавать нуждающимся. (Серьёзным волонтерским организациям требуется постоянное участие. В среднем добровольцы работают по 2-3 часа 1 раз в неделю. Редкая помощь по принципу «когда будет время», как считают опытные добровольцы, не имеет смысла). -
Очертите оптимальную территорию Вашей деятельности. (Ищите волонтёрскую организацию или же тех, кто нуждается в помощи, ближе к Вашему дому. Дальняя дорога отнимает время и сделает помощь менее эффективной). -
Станьте профессиональным волонтёром. (Можно пройти обучение в Школе добровольца при Московской областной ассоциации волонтёров1 или же в Школе волонтёров социальной инклюзии Московской области2). -
Помните главный принцип волонтёрской деятельности: «От слаженности работы и понимания в команде зависит результат».
Волонтёрское движение в МАОУ Щёлковская гимназия
Волонтёрство – удивительное движение, которое помогает человеку подняться над собственными проблемами и увидеть беды и заботы других людей, а главное, щедро дарить окружающим радость, надежду и душевное тепло. Поэтому МАОУ Щёлковская гимназия является активным участником этого движения.
Из интервью заместителя директора МАОУ Щёлковская гимназия Кармановой Натальи Леонидовны я узнала о спортивном волонтёрстве. В Щёлковской гимназии идёт активная организация социального партнёрства с Щёлковским Центром адаптивной физической культуры, спорта и туризма «Спартанец», который был создан в 1999 году и стал первой муниципальной спортивной организацией инвалидов в Московской области3. На протяжении нескольких лет наши гимназисты 10-11 классов оказывают волонтёрскую помощь в проведении Открытых Фестивалей спорта и Спартакиад среди детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья «Равные возможности», проводимыми Центром адаптивной физической культуры и спорта «Спартанец». Наталья Леонидовна отметила, что работа в волонтёрской группе помогает гимназистам поменяться внутренне. Они приобретают самоуважение, становятся уверенными в себе. В дальнейшей жизни им проще общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они умеет оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявляя в то же время толерантность и уважение к окружающим.
Из интервью волонтёра, выпускника МАОУ Щёлковская гимназия Творогова Даниила мне стало известно, что в 2017 году впервые наши гимназисты приняли участие в качестве волонтёров судей-счётчиков в Чемпионате Московской области по бочча среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, предварительно пройдя инструктаж по судейству.
Гимназист-волонтёр Сергей Молчанов рассказал мне о гражданско-правовом направлении добровольческой деятельности. 17 апреля 2018 года в МАОУ Щёлковской гимназии в рамках реализации Проекта «Новая школа» прошла Всероссийская акция «100 баллов для Победы». На территории Щёлковского муниципалитета она проводилась впервые. Акция была приурочена к году волонтёра в России и посвящена подготовке выпускников к успешной сдаче ЕГЭ. Председатель районного Совета депутатов Надежда Суровцева с депутатами районного Совета депутатов приняли участие в Акции, пообщались с обучающимися школ Щёлковского района, посетили мастер-классы, на которых педагоги рассказали об особенностях подготовки к Итоговой Государственной аттестации. Гимназисты-волонтёры отвечали за приглашение, встречу, рассадку, движение гостей по кабинетам, отражение мероприятия в СМИ (газета «Время», Щёлковское ТВ), организовали концерт. На встречу были приглашены гимназисты-«стобалльники» прошлых лет. Они рассказали, как справились с волнением, поделились своим успешным опытом сдачи ЕГЭ и ответили на вопросы будущих выпускников.
28 марта 2019 года в Щёлковском муниципальном районе прошла Акция сдачи крови «День донора», в которой приняли участие в качестве волонтёров гимназисты 7В класса.
Моя волонтёрская деятельность только начинается: я принимаю активное участие в уборке класса и территории, рисую картины для благотворительных акций, поздравляю с праздниками ветерана педагогического труда Степанову Анну Захаровну, наша семья оказывает посильную помощь больным детям через «Русфонд».
Таким образом, добровольческая деятельность в МАОУ Щёлковская гимназия направлена на формирование команды волонтёров и развитие личностных качеств гимназистов, необходимых для успешной реализации волонтёрских идей, формирование активной жизненной позиции детей и подростков.
Заключение
Сравнительный анализ волонтёрской деятельности в разных странах позволил сделать следующие выводы:
-
Во многих странах мира существуют волонтёрские движения. -
Во многих странах мира волонтёрская деятельность строго регламентирована Законодательством, добровольцы считаются важными и уважаемыми людьми. В Российской Федерации добровольческая деятельность также реализуется в рамках правового поля. -
Во многих странах мира волонтёрство является уникальной возможностью для получения жизненного знания и опыта. -
В отличие от других стран главными принципами волонтёрской деятельности в Российской Федерации являются: добровольность (никто не может быть принуждён к занятию волонтёрской деятельностью, она осуществляется по собственной инициативе волонтёра) и безвозмездность (волонтёрская деятельность не оплачивается и не является альтернативой оплачиваемой работе). -
Правительства многих стран мира мотивируют граждан к добровольчеству. Например, кто выполняет добровольческие функции помощи, имеют привилегии при трудоустройстве, в пенсионном возрасте получают за это дотации. -
В ряде Европейских стран зафиксированная в «Паспорте волонтёра» работа засчитывается работодателем как официальная практика в таких профессиях, как педагог, врач. «Паспорт волонтёра» облегчает поступление в высшие учебные заведения и даёт некоторые льготы при оплате обучения. В Российской Федерации также разрабатывается механизм регистрации и учёта волонтёров через «Личную книжку волонтёра».