Файл: Оценка степени влияния теневой экономики в сфере жку.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Противодействие теневой экономике в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) – стратегический приоритет для укрепления национальной экономической безопасности. В этой сфере теневая экономика – относительно новый вид, развивающийся в результате отсутствия эффективного государственного учёта жилого фонда. Снижение теневой экономики в секторе жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в России является одной из основных задач обеспечения экономической безопасности страны.
ЖКХ сочетает в себе производственные и непроизводственные функции, связанные с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг, коммерческие и некоммерческие организации, малый и крупный энергия, водоканал, трубопроводные сети) бизнес и имеет высокую социальную значимость. Теневая экономика в сфере ЖКУ связана с целой системой управления капитальными текущим ремонтом зданий, водоснабжением, теплоснабжением и электроснабжением, ремонтом инженерных коммуникаций, благоустройством территорий. Всё это позволяет создать неконтролируемое со стороны собственников помещений и государства дополнительное финансирование содержания и ремонта жилых зданий сверх экономически обоснованного объёма затратна их содержание. В связи с этим, целесообразно выявить эффективные способы противодействия теневой экономике в сфере ЖКХ, определив для достижения данной цели такие задачи, как
- оценка степени влияния теневой экономики в сфере ЖКУ;
- обоснование необходимости внедрения системы управления экономической безопасностью в сфере управления жилыми домами
- создание механизма снижения теневой экономики в данной сфере в целом [9].
ЖКХ – одна из базовых отраслей экономики РФ, обеспечивающая граждан жизненно необходимыми услугами, а промышленность –
ЖКХ сочетает в себе производственные и непроизводственные функции, связанные с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг, коммерческие и некоммерческие организации, малый и крупный энергия, водоканал, трубопроводные сети) бизнес и имеет высокую социальную значимость. Теневая экономика в сфере ЖКУ связана с целой системой управления капитальными текущим ремонтом зданий, водоснабжением, теплоснабжением и электроснабжением, ремонтом инженерных коммуникаций, благоустройством территорий. Всё это позволяет создать неконтролируемое со стороны собственников помещений и государства дополнительное финансирование содержания и ремонта жилых зданий сверх экономически обоснованного объёма затратна их содержание. В связи с этим, целесообразно выявить эффективные способы противодействия теневой экономике в сфере ЖКХ, определив для достижения данной цели такие задачи, как
- оценка степени влияния теневой экономики в сфере ЖКУ;
- обоснование необходимости внедрения системы управления экономической безопасностью в сфере управления жилыми домами
- создание механизма снижения теневой экономики в данной сфере в целом [9].
ЖКХ – одна из базовых отраслей экономики РФ, обеспечивающая граждан жизненно необходимыми услугами, а промышленность –
инженерной инфраструктурой [1]. ЖКХ обеспечивает безопасное функционирование жилых зданий, поддерживает благоприятные, удобные условия проживания и надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах. Это целая сложная система, основанная на имущественных отношениях и включающая в себя множество разных субъектов и инфраструктурных элементов [5: 410]. Предотвращение и противодействие теневой экономике в этой сфере – важная задача государственной политики. Основными причинами развития теневой экономики в сфере ЖКУ являются неэффективная система управления и слабый уровень развития экономических отношений в обществе.
ЖКХ объединяет в себе совокупность государственных муниципальных) структур, занимающихся вопросами ЖКХ, жилищно- эксплуатационные организации, ремонтно-строительные организации, предприятия по коммунально-бытовому обслуживанию, организации, осуществляющие кластерное взаимодействие с организациями ЖКХ (банки и кредитные организации, инновационные центры, центры повышения квалификации персонала, поэтому ЖКХ - очень привлекательная сфера для субъектов неформальной экономики, так как она обладает высокой социальной значимостью, состоит из коммерческих и некоммерческих организаций, крупного и малого бизнеса, поэтому объединяет в себе сразу серую экономическую деятельность, параллельную экономику, организованную преступность, теневое производство на рынке услуги работ, неформальную экономику. Поданным Генпрокуратуры РФ, уровень преступлений коррупционной направленности в сфере ЖКУ можно считать стабильно негативным. Обобщим эти данные в таблице. Уровень преступлений коррупционной направленности в сфере ЖКУ [8] Показатель
2020 г. 2021 г.
%
(+,-)
Январь-
февраль
2021 г.
Январь-
февраль
2022 г.
%
(+,-)
ЖКХ объединяет в себе совокупность государственных муниципальных) структур, занимающихся вопросами ЖКХ, жилищно- эксплуатационные организации, ремонтно-строительные организации, предприятия по коммунально-бытовому обслуживанию, организации, осуществляющие кластерное взаимодействие с организациями ЖКХ (банки и кредитные организации, инновационные центры, центры повышения квалификации персонала, поэтому ЖКХ - очень привлекательная сфера для субъектов неформальной экономики, так как она обладает высокой социальной значимостью, состоит из коммерческих и некоммерческих организаций, крупного и малого бизнеса, поэтому объединяет в себе сразу серую экономическую деятельность, параллельную экономику, организованную преступность, теневое производство на рынке услуги работ, неформальную экономику. Поданным Генпрокуратуры РФ, уровень преступлений коррупционной направленности в сфере ЖКУ можно считать стабильно негативным. Обобщим эти данные в таблице. Уровень преступлений коррупционной направленности в сфере ЖКУ [8] Показатель
2020 г. 2021 г.
%
(+,-)
Январь-
февраль
2021 г.
Январь-
февраль
2022 г.
%
(+,-)
Нарушения закона
344153 369966 7,5 70495 80844 14,7 Иски, заявления в суд
24226 26404 9
3622 3823 5,5
Внесённые представления
114164 122861 7,6 25200 29010 15,1
Привлечённые лица к дисциплинарной ответственности
75188 80430 7
9109 10775 18,3
Привлечённые лица к административной ответственности по постановлению прокурора
20675 21642 4,7 2245 3086 37,5 Направленные материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ
1253 1438 14,8 204 248 21,6 Уголовные дела
1081 1225 13,3 126 183 45,2 В сфере ЖКХ распространителями теневой экономики являются любые должностные лица, осуществляющие свою деятельность в данной системе. Сфера ЖКХ охватывает управляющий субъект, предприятия финансово- кредитного сектора экономики, ресурсоснабжающие организации, юридические лица (потребителей услуга также бюджеты разных уровней, население, подрядные организации и работников управляющего субъекта. К распространённым преступлениями можно отнести различные виды мошенничества (например, мошенничество с расчётно-платёжными ведомостями [7], получение и дачу взяток, посредничество во взяточничестве, легализацию денежных средств, добытых преступным путём. К проблемам в ЖКХ, обостряющим теневые процессы, относятся
- бездействие граждан и их низкую активность, что позволяет управляющим компаниям включать в документы на оплату завышенные
344153 369966 7,5 70495 80844 14,7 Иски, заявления в суд
24226 26404 9
3622 3823 5,5
Внесённые представления
114164 122861 7,6 25200 29010 15,1
Привлечённые лица к дисциплинарной ответственности
75188 80430 7
9109 10775 18,3
Привлечённые лица к административной ответственности по постановлению прокурора
20675 21642 4,7 2245 3086 37,5 Направленные материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ
1253 1438 14,8 204 248 21,6 Уголовные дела
1081 1225 13,3 126 183 45,2 В сфере ЖКХ распространителями теневой экономики являются любые должностные лица, осуществляющие свою деятельность в данной системе. Сфера ЖКХ охватывает управляющий субъект, предприятия финансово- кредитного сектора экономики, ресурсоснабжающие организации, юридические лица (потребителей услуга также бюджеты разных уровней, население, подрядные организации и работников управляющего субъекта. К распространённым преступлениями можно отнести различные виды мошенничества (например, мошенничество с расчётно-платёжными ведомостями [7], получение и дачу взяток, посредничество во взяточничестве, легализацию денежных средств, добытых преступным путём. К проблемам в ЖКХ, обостряющим теневые процессы, относятся
- бездействие граждан и их низкую активность, что позволяет управляющим компаниям включать в документы на оплату завышенные
суммы за потребление ресурсов и за услуги, которые вовсе небыли реализованы
- непрозрачность отчётности и отсутствие фиксированных подтверждённых показателей с тарифных счётчиков в большинстве жилых домов
- низкую заинтересованность государства сферой ЖКУ в целом, низкий уровень бюджетных инвестиций
- рост долгов потребителей по оплате за ЖКУ. Население и предприятия
ЖКХ – это категории потребителей, являющиеся самыми сложными сточки зрения платёжной дисциплины, нов тоже время и самыми социально значимыми [3: 60];
- отсутствие чётких правил расчёта уровня потребления ресурсов и юридической базы, что способствует росту уровня теневой экономики в ЖКХ в сфере тарифов. Можно выделить следующие экономические преступления, приводящие к возникновению теневой экономики в сфере ЖКХ:
- нарушения при установлении тарифов за поставленные ресурсы
- нецелевое использование бюджетных средств
- использование дешёвых и некачественных материалов при ремонте и строительстве
- создание видимости работ и присвоение выделенных на такие работы денежных средств
- фиктивное принятие на работу кадров и присвоение их заработной платы
- заключение договоров с подрядчиками с завышенной сметой
- сдача в аренду нежилых помещений многоквартирных домов
- незаконное предоставление права на проведение строительства и ремонта компаниям за взятку
- содержание непрофильных активов.
- непрозрачность отчётности и отсутствие фиксированных подтверждённых показателей с тарифных счётчиков в большинстве жилых домов
- низкую заинтересованность государства сферой ЖКУ в целом, низкий уровень бюджетных инвестиций
- рост долгов потребителей по оплате за ЖКУ. Население и предприятия
ЖКХ – это категории потребителей, являющиеся самыми сложными сточки зрения платёжной дисциплины, нов тоже время и самыми социально значимыми [3: 60];
- отсутствие чётких правил расчёта уровня потребления ресурсов и юридической базы, что способствует росту уровня теневой экономики в ЖКХ в сфере тарифов. Можно выделить следующие экономические преступления, приводящие к возникновению теневой экономики в сфере ЖКХ:
- нарушения при установлении тарифов за поставленные ресурсы
- нецелевое использование бюджетных средств
- использование дешёвых и некачественных материалов при ремонте и строительстве
- создание видимости работ и присвоение выделенных на такие работы денежных средств
- фиктивное принятие на работу кадров и присвоение их заработной платы
- заключение договоров с подрядчиками с завышенной сметой
- сдача в аренду нежилых помещений многоквартирных домов
- незаконное предоставление права на проведение строительства и ремонта компаниям за взятку
- содержание непрофильных активов.
Коррупционные схемы в ЖКХ можно типологизировать следующим образом
1) коррупция, проявляющаяся при взимании платы за услуги, которые небыли оказаны вообще
2) коррупционные действия на этапе подключения к коммуникациям
3) нелегальная экономика в садоводческих объединениях
4) ограничение в предоставлении ЖКУ для захвата недвижимого имущества
5) коррупция при введении в эксплуатацию жилых объектов. Борьба с теневой экономикой в сфере ЖКУ отнесена к приоритетным направлениям деятельности, что требует от соответствующих подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции повышения эффективности работы в данном направлении. Так, приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов в сфере ЖКУ должно стать выявление преступлений коррупционной направленности, а также фактов хищения бюджетных денежных средств. Возможными государственными мерами противодействия теневой экономике в данной сфере, на наш взгляд, являются
- выстраивание чёткой рыночной схемы спроса и предложения на услуги
ЖКХ;
- проведение постоянного технического учёта и ведение архива документации с отслеживанием показателей тарифов на коммунальные платежи, что сделает систему расчёта прозрачной, а также укрепление информационной безопасности жилищно-коммунальных предприятий [6:
241];
- включение жилищно-коммунальных организаций как объектов муниципальной инфраструктуры в цифровые системы умных городов, наряду с транспортом, объектами образования и здравоохранения, правоохранными службами и др. [4: 85-86];
1) коррупция, проявляющаяся при взимании платы за услуги, которые небыли оказаны вообще
2) коррупционные действия на этапе подключения к коммуникациям
3) нелегальная экономика в садоводческих объединениях
4) ограничение в предоставлении ЖКУ для захвата недвижимого имущества
5) коррупция при введении в эксплуатацию жилых объектов. Борьба с теневой экономикой в сфере ЖКУ отнесена к приоритетным направлениям деятельности, что требует от соответствующих подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции повышения эффективности работы в данном направлении. Так, приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов в сфере ЖКУ должно стать выявление преступлений коррупционной направленности, а также фактов хищения бюджетных денежных средств. Возможными государственными мерами противодействия теневой экономике в данной сфере, на наш взгляд, являются
- выстраивание чёткой рыночной схемы спроса и предложения на услуги
ЖКХ;
- проведение постоянного технического учёта и ведение архива документации с отслеживанием показателей тарифов на коммунальные платежи, что сделает систему расчёта прозрачной, а также укрепление информационной безопасности жилищно-коммунальных предприятий [6:
241];
- включение жилищно-коммунальных организаций как объектов муниципальной инфраструктуры в цифровые системы умных городов, наряду с транспортом, объектами образования и здравоохранения, правоохранными службами и др. [4: 85-86];
- ужесточение уровня ответственности чиновников, отвечающих за работу коммунальных служб
- усиление контроля за организациями сферы ЖКХ в целом для соблюдения законодательства и всех стандартов
- совершенствование законодательных норм в части административного и уголовного наказания руководителей за нецелевое использование средств, поступающих в их распоряжение в результате коммунальных платежей
- систематизация объектов прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКУ;
- непосредственное проведение проверок деятельности органов, уполномоченных на осуществление контроля и надзора за организациями
ЖКХ;
- общественный контроль за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов и товарищества собственников недвижимости
- государственное инициирование общероссийского общественного движения, в состав которого должны войти представители собственников жилья и специалисты в сфере ЖКХ;
- более широкое привлечение частных подрядчиков и поставщиков услуг в сферу ЖКХ, создание предприятий государственно-частного партнёрства. Только комплексный подход, включающий персональную ответственность руководителей управляющего субъекта и чиновников, общественный контроль и жёсткие меры ответственности нарушителей, позволит повысить прозрачность всех финансовых потоков ЖКХ и решить накопленные коррупционные проблемы отрасли. Эффективная организация системы противодействия теневой экономике в сфере ЖКХ будет способствовать
- снижению темпов роста теневого сектора
- сокращению безработицы
- соблюдению жилищно-коммунальными организациями законодательства и нормативов
- росту государственных инвестиций в создание новых возможностей
- росту использования инновационных технологий (см. [2: 33-34]) для выявления правонарушителей в сфере ЖКХ. Коррупционные преступления в сфере ЖКХ, нарушая уголовный закон, нарушают одновременно правовые нормы иных отраслей права. Так, при злоупотреблении должностными полномочиями должностные лица принимают решения в пользу определенных юридических и физических лиц и при этом нарушают антимонопольное законодательство, закон о лицензировании, гражданско-правовые нормы. Уголовное законодательство не содержит отдельной главы, предусматривающей уголовную ответственность за коррупционные преступления. Вместе стем, существует критерии преступлений коррупционной направленности
- использование полномочий, предоставленных виновным лицам по службе
- наличие корыстного мотива (получение им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц
- преступление совершается только с прямым умыслом. Также имеют место случаи привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших дачу взятки должностному лицу за совершение определенных действий (бездействия) в свою пользу.
В настоящее время за преступления коррупционной направленности, в том, числе в сфере ЖКХ установлена уголовная ответственность, при этом действующее законодательство дифференцирует санкции заданные преступления путем установления различных видов наказания - штрафа, штрафа кратного сумме взятке, обязательных работ, исправительных работ, лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью, ограничением свободы, принудительными работами, арестом, лишением свободы. Выводы и результаты исследования могут быть использованы в деятельности государственных органов в целях укрепления экономической безопасности и повышения эффективности мероприятий по противодействию теневой экономике в сфере жилищно-коммунальных услуг. Библиографический список
1. Абдуллина АР, Владимиров И.А. Жилищно-коммунальное хозяйство в России / В сб.: Проблемы современной экономики материалы I Междунар. науч. конф. Челябинск Два комсомольца, 2011. С. 183-185.
2. Гедуев АТ, Михайлюк О.В. Инновационные аспекты обеспечения экономической безопасности предприятия / В сб.: Инноватика: современные технологии модернизации общества. Пятигорск ПГУ, 2019. С. 30-35.
3. Гладкова Н.В., Килинкарова С.Г. Анализ структуры потребления электроэнергии в регионах интенсивного развития // Известия Уральского государственного экономического университета. 2014. №1 (51). С. 55-61.
4. Днепров МЮ, Маслова Д.В., Михайлюк О.В. Оценка экономических последствий пандемии коронавируса в Северо-Кавказском макрорегионе: монография. Санкт-Петербург: Изд-во Инфо-да, 2021.
112 с.
5. Крюкова ИВ. Финансовые потоки теневой экономики жилищно- коммунального хозяйства // Молодой учёный. 2015. №13. С. 406-410.
6. Минаева О.Ю., Михайлюк О.В. Роль информационной безопасности в повышении конкурентоспособности предприятия
/ В сб.:
Социотехнические и гуманитарные аспекты информационной безопасности. Пятигорск ПГУ, 2019. С. 239-243.
1. Абдуллина АР, Владимиров И.А. Жилищно-коммунальное хозяйство в России / В сб.: Проблемы современной экономики материалы I Междунар. науч. конф. Челябинск Два комсомольца, 2011. С. 183-185.
2. Гедуев АТ, Михайлюк О.В. Инновационные аспекты обеспечения экономической безопасности предприятия / В сб.: Инноватика: современные технологии модернизации общества. Пятигорск ПГУ, 2019. С. 30-35.
3. Гладкова Н.В., Килинкарова С.Г. Анализ структуры потребления электроэнергии в регионах интенсивного развития // Известия Уральского государственного экономического университета. 2014. №1 (51). С. 55-61.
4. Днепров МЮ, Маслова Д.В., Михайлюк О.В. Оценка экономических последствий пандемии коронавируса в Северо-Кавказском макрорегионе: монография. Санкт-Петербург: Изд-во Инфо-да, 2021.
112 с.
5. Крюкова ИВ. Финансовые потоки теневой экономики жилищно- коммунального хозяйства // Молодой учёный. 2015. №13. С. 406-410.
6. Минаева О.Ю., Михайлюк О.В. Роль информационной безопасности в повышении конкурентоспособности предприятия
/ В сб.:
Социотехнические и гуманитарные аспекты информационной безопасности. Пятигорск ПГУ, 2019. С. 239-243.
7. Михайлюк
О.В. Обеспечение экономической безопасности при реорганизации предприятий // Экономическая безопасность. 2022. Том 5.
№2. DOI: 10.18334/ecsec.5.2.114517.
8. Результаты деятельности органов Прокуратуры Российской Федерации. Статистические данные об основных показателях деятельности органов Прокуратуры РФ за
2020-2022 годы.
URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=71671102 дата обращения 21.03.2022).
9. Ханчук Н.Н. Фундаментальные основы современного понимания теневой экономики // Теневая экономика. 2021. Том 5. №3. С. 157-166. DOI:
10.18334/tek.5.3.112901.