Файл: Отчет производственная практика (педагогическая практика)1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гумантирно-педагогический

(наименование института полностью)

Педагогики и методики преподавания

(Наименование учебного структурного подразделения)


ОТЧЕТ

Производственная практика (педагогическая практика)1


(Наименование практики)
обучающегося К.А Пискарева

(И.О. Фамилия)
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) Психология и педагогика начального образования____________________________________
ГРУППА ППОбп-1802в
РУКОВОДИТЕЛЬ

ПРАКТИКИ ОТ УНИВЕРСИТЕТА Груздова инна викторовна, преподаватель

(фамилия, имя, отчество, должность)
Руководитель практики от организации

(предприятия, учреждения, сообщества)
Павлова Оксана Александровна, заместитель директора по ВР

(фамилия, имя, отчество, должность)

Тольятти 2022



Задание 1
МБУ «Школа № 177» располагается по адресу: г. Самара , Куйбышевский район,ул. Новокуйбышевское шоссе, д. 54.

Органы управления МБОУ «Школа № 177 с кадетскими классами» городского округа Самара

  1. Совет школы

  2. Педагогический совет

  3. Общее собрание работников

  4. Совет кадетов

Хамзина Альмира Камильевна, директор.

Образовательное учреждение реализует общеобразовательные программы начального, общего образования, адаптированные общеобразовательные программы, а также в школе организованы кадетские классы.

Материально-техническая база школы удовлетворяет всем предъявленным требованиям. В школе оборудованы 11 классов начальной школы, 2 спортивных зала, зал для занятий рукопашным боем, тир.


В настоящий момент обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, требующих специальных условий доступности среды в школе нет, кабинеты и места общего пользования не приспособлены для данной категории учащихся, но работа в данном направлении ведётся.
Задание 2: Cодержание социально-педагогической деятельности организации
К социально-педагогической деятельности в школе относятся:

1.Выявление частных и общих социальных проблем школы и отдельных классов;

2.Диагностика групп учащихся и отдельных учащихся из группы риска;

3. Оказание помощи учителю в работе с учениками, их родителями;

4.Выявление личностных социально-педагогических патенциалов учителя, оказание помощи просветительского характера;

5. Социальная поддержка отдельных учащихся, находящихся в сложной жизненной ситуации;

6. Подготовка социально-педагогических мероприятий (всеобучи, консультации, коррекция и профилактика, ВШУ, КДН и т.п.);

7. Организация межведомственного сотрудничества школы с органами опеки и попечительства, отделом по делам несовершеннолетних, интернатом.
Задание 3 Комплексная программа социально-педагогической помощи конкретному ребенку.
Социальная диагностика проводилась в семье Артёма Р., учащегося 3го класса, в возрасте 10 лет. Родители Артёма – Ольга Викторовна Р. и Алексей Владимирович Р. в возрасте от 45ти лет, на момент исследования безработные, замечены за систематическим распитием спиртных напитков. Семья находится на контроле с 2015 года. Ольга Викторовна посещает родительские собрания, интересуется учёбой ребёнка, помогает в выполнении домашних заданий. Однако, периодически допускаются пропуски уроков без уважительной причины, на связь с учителем родители не выходят. Со слов классного руководителя присутствовали эпизоды общения с родителями, находящимися в алкогольном опьянении. То есть, мама не пренебрегает своими родительскими обязанностями, но обстановка в семье неблагоприятная, ребёнок находится в зоне риска.

Артём Р. легко идёт на контакт. В беседе сам рассказывает, что дома, когда оба родителя в опьянении, он предоставлен сам себе. Отец, со слов ребёнка прибегает к недопустимым методам воспитания, наказывая физически. Мама тоже позволяет по отношению к сыну грубое общение, когда нетрезва. У Артёма есть старший брат, Иван Р. 21 год, который старается помочь семье, младшему брату. В беседе Иван так же признаёт факт злоупотребления родителями алкоголя. На правах старшего брата он заботится об Артёме и пытается «контролировать» родителей, однако проживает отдельно и в воспитании Артёма участвует эпизодически. Забрать ребёнка под свою опеку не рассматривает.



Таблица 1. Анализ показателей неблагополучия Артёма Р.

Внешний вид

Опрятный, сонливость, вялость.

Образовательные способности

Низкие, неудовлетворительные оценки.

Здоровье и безопасность

Психосамотические расстройства (головные боли, боли «в животе»).

Эмоциональное состояние

Подавленное.

Социальное развитие

Частое употребление ненормативной лексики. Отчуждённость, холодность в общении с родителями.

Нарушения поведения.

Зависимость от компьютерных игр.


Анализ жилищно-бытовых условий по матрице (приложение) М.В. Сафроновой и Л.А. Осьмук показал, что условия удовлетворительные (равны 25 баллам, что соответствует благополучию). В квартире чисто, у ребёнка есть спальное и рабочее место, чистая одежда и еда. На данный момент опасности жизни и здоровью ребёнка ничего не угрожает по мнению органов опеки. Изымать из семьи Артёма не планируется.

Основываясь на результатах анализа литературных источников можно однако предположить, что психологическое состояние Артёма Р. может быть дезадаптивным и болезненным. С целью диагностики родительско-детских отношений применялась методика РАКТ Е.С. Шефер, Р.К. Бел, адаптированая Т.Н. Нещерет. Это тест-методика, позволяющая определить направленность детско-родительских отношений в семье. Опросник состоит из 22 двух вопросов, ответы ранжируются согласно ключу (приложение).

В результате диагностики удалось установить, что со стороны матери по отношению к ребёнку наблюдаются высокие оценки по следующим признакам: раздражительность (20), вспыльчивость(18). Со стороны отца – уклонение от контакта(19). Со стороны ребёнка ярко выражены негативные эмоции (Рис.1).


Рисунок 1 – Соотношение оценок по диагностируемым признакам у ребёнка из семьи алкозависимых.
Итак, из результатов социальной диагностики семьи алкозависимых видно, что даже если жилищно-бытовые условия удовлетворительные и за ребёнком осуществляется необходимый уход, алкоголизм родителей сказывается на развитии ребёнка, уровне тревожности и эмоциональном состоянии. Все эти факторы, согласно результатам теоретического исследования негативно сказываются и на процессе социализации детей из алкогольных семей.


Таким образом, испытуемый нуждается в помощи со стороны социального педагога и социального психолога. Традиционные методы, такие как беседы с родителями, патронаж в решении проблем ребёнка в психо-эмоциональной сфере и в дальнейшем в социализации, как показало социальное исследование малоэффективны. Несмотря на то, что семья находится уже 3 года под контролем социальной службы, ребёнок продолжает пребывать в условиях повышенной тревожности, о чём свидетельствуют результаты тестирования. Итак, для оказания помощи в социализации детей алкозависимыхна ряду с традиционными средствами необходимо внедрять и психокорректирующие технологии.

была составлена программа социальной помощи с использованием технологии игровой психокоррекции наряду с традиционными методами (патронаж, консультирование, беседы).

Программа реализуется в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Программа может быть реализована социальным педагогом в школе с детьми группы риска, на базе реабилитационного центра, семейного клуба, в многодетной семье. Игровые технологии предполагают групповую форму работы.

Целью психокоррекции с использованием игр является обучение и развитие социальных навыков, навыков поведения в проигрываемых ситуациях, формирование адекватной самооценки.

Содержание программы:

I этап работы — ориентировочный.

1-е занятие.

Ребёнок помещается в группу. Дети знакомятся друг с другом. Каждый называет своё имя и имя предыдущего участника и так по-цепочке, покругу. Можно предложить придумать для себя псевдоним (что имеет и коррекционный и диагностический смысл). Выбирая для себя псевдоним, ребёнок как бы «отходит от себя», дистанцируется от проблем, представляет себя новым персонажем. В то же время, желание назваться чужим именем показывает, что ребёнок себя не принимает. Так же по псевдониму можно понять с кем идентифицирует себя ребёнок. Однако, на первом занятии причина выбора не выясняется.

Педагог также называет себя.

После знакомства ведущий группы сразу предлагает игру «в жмурки». Данная игра очень нравится детям, она весёлая, подвижная и позволяет педагогу оценить степень самостоятельности группы. Игра так же помогает создать стихийную группу, сплотить её.

Игра «Паровозик»

Цель игры: создание положительного настроя, комфортного эмоционального фона, уверенности в себе, мотивации к занятиям.

Ход игры: это простая играя довольно хорошо знакомая детям. Нужно встать в ряд. взявшись за плечи друг другу и изображая паровозик,
перемещаться по комнате, преодолевая препятствия. При этом, после игры педагог предлагает детям организовать круг. В последствие это должно стать традицией на каждом занятии.

2-е занятие.

В том случае, когда группа проявляет активность и самостоятельность, стоит продолжить серию спонтанных игр. В игре наблюдается определённая иерархия у детей и выявляются слабые стороны ученика. Если иерархия сложилась стихийно, она покажет все дизадаптивные поведенческие особенности ребёнка. Именно этот опыт общения станет основой, тем от чего на последующих занятиях можно отталкиваться, сравнивая положительные и отрицательные стороны и динамику. Для того, чтобы игры были действительно стихийными, педагог находится в комнате, но никак при этом не вмешивается в происходящее.

«Буквально спустя 3 занятия уже можно наблюдать некоторую иерархию в группе:

1) лидер (приветствуемый всеми);

2) товарищ лидера (прихвостень);

3) неприсоединившийся (оппозиционер);

4) покорный конформист (баран);

5) «козел отпущения» (изгой)»1.

На этом заканчивается 1 уровень, 1го этапа психокоррекции. Об окончании этапа свидетельствуют укрепившиеся роли, типичное поведение и реакция на ведущего и педагога.

Второй уровень I этапа — это целенаправленно подобранные, управляемые игры и «свободное время».

3-е занятие.

1. Игра «Жмурки».

Цель игры: повышение уверенности в себе, снижение уровня тревожности, страха.

Ход игры: ребёнку надевают повязку, группа ведёт его к двери, напевая песни, пританцовывая, затем просит дотронуться до дверной ручки и постепенно отходит.

Затем по команде дети разбегаются, а Артём их ловит. При этом участники игры дразнят, похлопывают, зовут.

2. Игра «Жучок».

Цель игры: раскрытие групповых отношений.

Ход игры: дети встают в шеренгу за водящим. Артём стоит спиной к детям с вытянутой вверх ладонью рукой, завязанными глазами. Дети подходят по одному и касаются ладони. Артём должен угадать, кто его коснулся.

3. Свободное время.

Предложить детям сюжетно-ролевые и настольные игры.

4. «Хоровод».

Ход игры: Ведущий просит встать в хоровод, смотреть друг на друга и улыбаться. Местоположение Артёма при этом меняется.

II этап работы — реконструктивный

К началу II этапа уже отчётливо видны все трудности ребёнка в общении с группой. Тогда ребёнок готов приобрести новый опыт. Главное, чтобы фрустрированные потребности ребёнка на данном этапе уже были удовлетворены. В частности это потребность в безопасности. Как правило данная потребность удовлетворяется к концу первого этапа.