Файл: Практическая работа 3 Организация обучения продуктивным видам деятельности детей с нарушениями зрения Вопросы для обсуждения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
«Организация обучения продуктивным видам деятельности детей с нарушениями зрения»
Вопросы для обсуждения:
-
Особенности развития изобразительной деятельности детей с нарушениями зрения. -
Задачи и содержание обучения изобразительной деятельности детей с нарушениями зрения. -
Методика формирования изобразительной деятельности детей с нарушениями зрения (по годам обучения): -
Особенности развития конструктивной деятельности детей нарушениями зрения. -
Виды конструирования, осваиваемые детьми с нарушениями зрения. -
Задачи и содержание обучения конструированию детей с нарушением зрения.
Литература:
-
Акопова, А. Ф. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения/ Акопова А. Ф., Руденко Л. А., Сербина Л. Ф.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.- №1. - С.25-27; № 2.- С.18-23; № 3.- С.25- 29; № 4.- С.13-18. -
Бельмер, В. А. Коррекционная направленность уроков изобразительного искусства в школе для слабовидящих детей (I -IV кл.) / Бельмер В. А.// Дефектология. - 1998. - № 6. - С. 32-37. -
Гладких Л.П., Плаксина Л.И. Коррекционная работа на занятиях по рисованию с натуры в детских садах для детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1988. – № 2. – с.66-67. -
Гусева, Г. Б. Незрячие дети рисуют / Гусева Г. Б.// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2011. - № 2-3. - С. 138-141. -
Хазанова, Е. Радость совместной работы: из опыта обучения рисованию слабовидящих дошкольников / Хазанова Е. // Искусство в школе. - 2006. - № 2. - С. 24 - 26. -
Уфимцева, Л. П. Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида / Уфимцева Л. П., Грищенко Т. А.// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - № 2 - С. 11-20.
Учебно-исследовательские задания:
Задание 1. Составить блок-схему «Навыки и способности, развиваемые на занятиях конструированием (на примере оригами)»
Задание 2. Составить блок-схему «Особенности выбора иллюстраций для детей с нарушениями в развитии»
Задание 3. Заполнить таблицу «Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности дошкольников с нарушениями в развитии»
№ | Вид наглядного пособия | Особенности выбора наглядного пособия |
| | |
Задание 4. Составить блок-схему «Организация рабочего места ребенка с нарушениями зрения».
Задание 5. Заполнить таблицу «Коррекционное значение занятий по рисованию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения»
№ | Коррекционная задача | Содержание коррекционной работы |
| | |
Задание 6. Заполнить таблицу «Особенности изобразительной деятельности детей, имеющих нарушения зрения»
Критерии анализа особенностей изобразительной деятельности детей с проблемами развития | Год обучения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Сформированность графических образов (доизобразительное черкания, каракули, фрагментарные изображения, недифференцированная схема, дифференцированная схема) | | | | |
завершенность изображений (замкнутость контуров) | | | | |
пропорции рисунка | | | | |
изображение формы предмета | | | | |
детальность изображения | | | | |
использование цвета | | | | |
отображение движения | | | | |
способность соотносить собственные изображения с реальными предметами | | | | |
особенности сюжетного рисунка | | | | |
эмоциональное отношение к деятельности и результату | | | | |
Задание 7. Подготовить доклад с презентацией на тему: «Особенности овладения продуктивной деятельностью детей с нарушением зрения».
1.Особенности развития изобразительной деятельности детей с нарушениями зрения.
2.Задачи и содержание обучения изобразительной деятельности детей с нарушениями зрения.
3.Методика формирования изобразительной деятельности детей с нарушениями зрения (по годам обучения):
4.Особенности развития конструктивной деятельности детей нарушениями зрения.
5.Виды конструирования, осваиваемые детьми с нарушениями зрения.
6.Задачи и содержание обучения конструированию детей с нарушением зрения.
Критерии оценки практической работы:
3 баллов выставляются студенту, если он выполнил задание в соответствии со всеми представленными требованиями;
2 балла выставляются студенту, если он выполнил задание, которое соответствует 4-м из представленных требований;
1 балла выставляются студенту, если он выполнил задание, которое соответствует 2- м из представленных требований;
0 баллов – пропуск занятия / неготовность к занятию.
Индивидуальное домашнее задание (ИДЗ№3)
Разработать методические рекомендации по вопросу отбора содержания, форм, методов и приемов осуществления коррекционно-педагогической деятельности по развитию изобразительной и конструктивной деятельности у дошкольников с нарушениями зрения в СДОО.
Критерии оценки
4-5 баллов выставляется студенту, если его представленный раздаточный учебный материал проанализирован глубоко и основательно. Методические рекомендации представлены в соответствии с выделенными проблемами, полно и содержательно. Студент свободно владеет материалом, при разработке был использован творческий подход. 2-3 балла выставляется студенту, если его представленный раздаточный учебный материал изучен частично. Методические рекомендации представлены в соответствии с выделенными проблемами, но ее содержание не достаточно. 1 балл выставляется студенту, если его представленный раздаточный учебный материал изучен частично.
Материалы для подготовки
Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей дошкольного возраста зрительного восприятия, являются нарушения поражения, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.
В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и решает образовательные, воспитательные задачи, от успешного решения которых в дошкольном возрасте во многом зависит психическое развитие ребенка с нарушениями зрения. Особое место занимают продуктивные виды деятельности как наиболее эффективные для решения задач коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста.
Конструирование как вид продуктивной деятельности дошкольников способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (форма, цвет, размер), манипулирование материалом для конструирования в большей степени, чем другие виды деятельности, способствует становлению графо-моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.
Конструктивная деятельность открывает ребёнку, что части предмета взаимосвязаны не только внешне, но и по внутренней логике самого предмета. Если предмет высокий и имеет выступающие части, то они должны быть уравновешены тяжёлым основанием.
Так, например, у крана должно быть тяжёлое основание – платформа. Колёса будут устойчивее держать кран, если они будут крепиться как можно дальше друг от друга по краям платформы.
Конструктивная деятельность требует своих способов действия, своих приёмов обследования и построения конструкции.
Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры.
Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги.
Работа с бумагой детям интересна, доставляет им огромное наслаждение.
Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного модуля из бумаги. Это даже не фокус, это чудо! В одном листке бумаги скрыты многие образы и предметы: кораблик, самолетик, домик, шапка, причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. А из простого модуля можно сложить красивые шары, героев любимых мультфильмов, роскошные цветы, животных, птиц и даже машины, корабли и зaмки.
Кроме того, занятия оригами несут в себе огромный коррекционный
потенциал. Какие же навыки и способности развивает оригами у детей с проблемами зрения?
- Развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
- Способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на
процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы изготовить поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания бумаги;
- Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словом(объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод значения слов в действия (самостоятельное выполнение работы);
- Совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
- Имеет огромное значение для развития конструктивного мышления,
творческого воображения, художественного вкуса;
- Составление тематических композиций способствует развитию
композиционных навыков;
- Использование такого приема, как отчет о сделанном, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной картам и по схеме способствует развитию речи, становлению навыков планирования своей работы, умения последовательно ее выполнять.
Продуктивная деятельность с использованием оригами с точки зрения психологии носят характер эмоционально-разгрузочных, но в то же время стимулируют интеллектуальное и эстетическое развитие детей.
Сверх того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, если учитывать психологические особенности детей с нарушением зрения.
Коррекционно-педагогическая работа в НОД по конструированию имеет тесную взаимосвязь с восстановительным лечением зрительной патологии: учитывается состояние зрения каждого ребенка, этап восстановительного лечения, рекомендации врача-офтальмолога относительно зрительных нагрузок и видов упражнений, наиболее эффективных для активизации и стимуляции зрительных функций глаза.
У детей с нарушением зрения трудности овладения изобразительной деятельностью связаны с патологией зрения. Малейшие отклонения в строении и функционировании зрительного анализатора могут влиять на цветоощущение, не обеспечивая восприятия все-то цветового спектра. Нарушение пространственного восприятия не позволяет различать предметы на расстоянии. Поэтому ребенок с 'проблемами зрения не может достичь высших ступеней к развитии изобразительной деятельности, но он способен овладеть умением правильно графически изображать действительность, проявлять творчество в таком виде изобразительного искусства, как скульптура (лепка). Этому способствует сохранное активное осязание,