Файл: Практическая работа 3 Организация обучения продуктивным видам деятельности детей с нарушениями зрения Вопросы для обсуждения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принципиально важным вопросом становится организация предварительного этапа работы. К планированию данного вида деятельности необходимо отнестись со всей серьезностью. За основу на данном этапе реабилитации рекомендовано использовать предметно – практические методы: проведение экскурсий, наблюдений, игр с предметами, отражающими выбранную тему рисования в ближайшей перспективе, различные упражнения, действия с предметами.
Предварительная работа включает в себя и использование наглядности. При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог раскрывает детям разнообразные качества и свойства изучаемого материала.
Какую же наглядность следует использовать в работе с детьми, имеющими нарушения зрения:
натуральные наглядные пособия (предметы ближайшего окружения) ;
объемные наглядные пособия (муляжи, модели, макеты) ;
изобразительные, графические, рельефные пособия.
Однако наглядность необходимо адаптировать, потому что пользоваться тем, что предлагает промышленность для нормально видящих людей, мы не можем. При выборе иллюстраций, картин, репродукций необходимо следует учитывать следующие параметры:
• четкое выделение общего контура изображения;
• усиление цветового контраста изображения;
• выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении;
• уменьшение количества второстепенных деталей;
• учитывать остроту зрения - от этого зависит размер изображения;
• учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные.
Цвет стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции. Использование красного, желтого, оранжевого особенно важно при таких заболеваниях как косоглазие, амблиопия, так как растормаживает глаз, способствуя повышению остроты зрения.
Рельефная наглядность рассчитана на восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию. Оказать помощь в сравнении натуры и рисунка может и барельефное изображение предмета. На барельефе хорошо видна та сторона объекта, которую надо изобразить на плоскости. А фрукты, овощи можно разрезать на две половинки, а затем обвести на плоскости рисовального прибора. Работа с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию, имеет кардинальные отличия, много особенностей.
Детям сложно рассмотреть сюжетные изображения целиком, поэтому происходит поэтапное детальное рассматривание объекта. Чем ниже острота зрения, тем больше времени ребенок тратит на рассматривание и осязательное обследование объекта.
использовать сопряженный метод работы (некоторые дети нуждаются в непосредственном контакте, тогда педагог берет руку ребенка в свою, устанавливает фломастер или кисть в пальцах ребенка в правильное положение и, не выпуская его руки из своей, показывает, как выполнять нужное формообразующее движение, что приводит к образованию умения регулировать движения в отношении нажима, скорости, размаха, слитности, плавности.)
Одним из эффективных приемов работы с детьми, имеющими косоглазие, амблиопию является использование различных трафаретов, лекал и контуров, помогающих быстро и качественно осваивать изображение различных форм. Изготавливаются они из прозрачной пластмассы, также можно использовать цветную или плотный картон.
Работая с детьми с нарушением зрения, необходимо помнить, что на начальном этапе надо поупражнять руку. Для этого детям представляют большую площадь стены – рисовальные доски (особенно младшим детям). Все дети по очереди рисуют речку на доске. Следует учить рисовать отдельные линии, тренировать руку, придать ей смелость. Можно закрыть глаза, покрутить карандашом на одном месте. Очень полезно использовать разные изобразительные средства: мел, мелки, карандаши, кисти разных размеров. При обучении рисованию очень важно научить детей правильно держать кисть, карандаш, причем одного показа, как правило, оказывается недостаточно. Приходится вкладывать кисть в пальцы ребенка и следить за тем, как он держит ее, в процессе рисования неоднократно поправлять. Перед началом занятия необходимо предлагать детям правильно взять карандаш, а по ходу рисования контролировать и поправлять детей.
В младшей группе на рисовании допускается использование внутренних трафаретов, т.е. обведение по внутреннему контуру и обучение раскрашиванию предмета. По форме прорисовываются края, затем середина. Трафарет используется на первых этапах, потому что зрительная недостаточность не дает возможности сразу правильно передавать форму. Трафарет помогает приблизить изображение к предмету. Применять трафарет надо до тех пор, пока дети не смогут без него обходиться, но с возрастом следует подходить к этому средству обучения дифференцированно: один детям предлагать внутренний, другим – внешний трафарет, третьим – обводку, сделанную воспитателем. Хорошо помогает в обучении рисованию использование лекал: волнистых, угольных, дорисовывание второй половины образца (елка, яблоко).
В дошкольной методике вопрос цвета не ставится, но в детском саду для плохо видящих в старшем дошкольном возрасте очень полезно давать задания с оттенками, насыщенностью цвета. Приведем пример занятия по рисованию яблока. Вначале задается определенный тон яблоку, на который потом накладываются другие оттенки.
Соблюдается этапность раскрашивания, так как яблоко многоцветное, дается понятие освещенности путем показа разных тонов:
- 1-й тон очень слабый;
- 2-й тон – нужно найти краску чуть темнее первой;
- 3-й тон – нужно высветить самую темную сторону яблока.
С помощью насыщенности тона дается представление об объеме, большое внимание в рисовании уделяется цвету, порядку цветов и смешению, получению из основных цветов промежуточных:
- красный + желтый = оранжевый;
- синий + желтый = зеленый;
- синий + красный = фиолетовый
3) Организация рабочего места ребенка
Организация рабочего места ребенка с нарушением зрения в процессе рисования имеет ряд особенностей. Рекомендуется использовать подкладку по цвету (в зависимости от зрительного диагноза), по размеру (слабовидящим меньше) листа бумаги; размер листа, его фон зависят от остроты зрения (целый лист или его половина); для детей со значительной потерей зрения используется вертикальная подставка для индивидуального образца.
Следует удобно располагать учебный материал на столе для рисования в зависимости от оккюзии.
При обучении детей с нарушением зрения на занятиях по рисованию применяемый образец должен быть крупный, точный по цвету, форме, приближенный к реальности или используется реальный предмет. Необходим лист для крупного, поэтапного (1, 2 или 3 элемента), частичного (1, 2 совмещенных элемента, сложные соединения) показа и показа конкретного элемента (цвет, форма, величина).
Так же следует учитывать организацию рабочего места;
как можно меньше использовать цветные карандаши – приоритет краскам, фломастерам, другим современным изо средствам;
выбирать бумагу матовых оттенков, без бликующей поверхности;
обеспечить наличие дополнительного образца на столе у слабовидящего ребенка;
уделять особое внимание образцу взрослого и выбранной натуры;
поддерживать медленный темп ведения занятия;
Для развития самостоятельности, творчества детей в рисовании используются дополнительные пособия:
- эталоны цвета, формы, величины;
- отдельные изображения к сюжетам: елка, человек, дом и т.д.;
- отдельные изображения для понимания плановости рисунка, перспективы рисунка (дом большой и маленький, дерево большое и среднее, машина большая и средняя);
- натура (2 – 3 одинаковых предмета или одна достаточно крупная, чтобы видели все дети; учитывать яркость натуры, дальность расположения, ее реальность).
При демонстрации образца педагог должен находиться лицом к детям. Следует заранее подготовить место для анализа работ детей. Это может быть выставка, общий пейзаж, 3 – 4 рисунка для сравнения, 1 – для сравнения с образцом и т.д. Педагог должен соблюдать большую тактичность при анализе работ детей, так как ребенок может обидеться, совсем отказаться от рисования, у него может появиться неуверенность в себе и т.п.
2. Рисование как средство коррекции отклонений в развитии детей с нарушением зрения
Изобразительная деятельность находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной деятельностью ребенка с нарушением зрения, с его личностными качествами характера и поведения, а также с тем своеобразием специфических особенностей, которые возникают на фоне зрительной патологии. Рисование оказывает разностороннее влияние на формирование всей личности ребенка. Прежде всего оно, являясь одним из средств отражения предметного мира, способствует развитию познавательной деятельности.
Ребенку необходимо иметь ясное представление о тех качествах и свойствах предметов, которые ему следует передать в рисунке. Образовывать представления надо путем восприятия предмета, т. е. через непосредственное чувственное познание. Процесс рисования включает припоминание зрительно воспринятого предмета, поэтому обучение детей изобразительной деятельности невозможно без целенаправленного совершенствования зрительного восприятия и формирования зрительных образов у детей с нарушением зрения.
При нарушении зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное ,восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положения предметов при нарушенном зрении
Особенно важное значение при обучении рисованию приобретает работа по формированию специальных приемов использования нарушенного зрения При обследовании предмета, изучении его качеств и свойств. Самостоятельное вычленение этих свойств и признаков с помощью зрения детям с нарушением зрения не всегда доступно. Восприятие лее окружающего мира для его реального отображения требует целенаправленности и осознанности. Для овладения анализирующими способностями необходимо наличие у детей умений видеть и понимать окружающее. Для формирования таких умений надо дать детям возможность всесторонне пронаблюдать, обследовать предмет с помощью всех анализаторов, так как это помогает уточнить образ. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта дает более полное представление о форме контура и объема предмета, цвета и структуры поверхности, размера предмета и его составных деталей и др. Так воспитывается способность видеть отдельные свойства в предмете и объединять их в целостный образ.