Файл: Принципы анализа речевых нарушений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Связь речи с другими сторонами психического развития осу­ществляется дифференцированно и специфично для каждого из компонентов речи. Так, например, развитие правильного звукопроизношения зависит как от сохранности двигательно-кинестетической функции речевого аппарата, слухового восприятия и развития взаимосвязи между ними, так и от аналитико-синтетической деятельности мозга, которая определяет возможность постоянного сравнения своего произношения с эталоном (с пра­вильным произношением) и стремления к этому эталону. При недостаточности аналитико-синтетической деятельности мозга ребенок не сравнивает свое дефектное звукопроизношение с пра­вильным, у него отсутствует самоконтроль за своей речью.

Большую роль аналитико-синтетическая деятельность моз­га играет и в процессе восприятия речи, в звуковом анализе. Благодаря аналитик о-синтетической деятельности ребенок начинает обобщать признаки одних фонем и отличать их от других.

Значительное место занимают мыслительные процессы в развитии лексико-грамматической и смысловой сторон речи. Усвоение словарного запаса и грамматического строя проис­ходит успешно, когда ребенок сопоставляет и связывает ус­лышанное слово со значением предметов и действий.

Таким образом, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Ребенок при по­мощи речи не только получает новую информацию, но и при­обретает возможность ее по-новому усваивать. У детей пер­вых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, на формирование гностических про­цессов. А. А. Люблинской было показано, что даже пассивное овладение речью в первые два года жизни способствует раз­витию у ребенка обобщенного восприятия, придает всем его сенсорным функциям активный поисковый характер.

Речь перестраивает все основные психические процессы ребенка: с ее участием восприятие приобретает обобщенный характер, развиваются представления, совершенствуется мне-стическая деятельность. По мере развития лексико-грамма­тической стороны речи у ребенка становятся возможными также такие интеллектуальные операции, как сравнение, ана­лиз и синтез. Это происходит в силу того, что в значении того или иного слова одновременно отражены общие и отличитель­ные признаки предметов, обозначаемых определенным звуко­вым комплексом, т. е. в этом смысле каждое слово уже явля­ется понятием. Специальное изучение влияния словесной системы на анализаторы показало, что словесные воздействия (в том числе инструкция) ускоряют выработку положитель­ных условных реакций и облегчают их дифференцировку.


Большое значение придается речи в регуляции поведения (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия В. И. Лубовский). Подчеркива­ется онтогенетически раннее влияние речи как регулятора поведения (В. И. Лубовский).

Одним из начальных этапов в развитии регулирующей речи Л. С. Выготский считал период эгоцентрической речи, когда ребенок начинает сопровождать свои действия речью. Чем сложнее выполняемая ребенком деятельность, тем более выраженной оказывается его речь. Таким образом, речь способ­ствует целенаправленной деятельности ребенка.

Формирование регулирующей функции речи тесно связа­но с созреванием лобных отделов коры головного мозга.

Основы речевой регуляции действий устанавливаются уже к концу первого года жизни. Ребенок выполняет простые сло­весные инструкции типа: «Дай ручку», «Покажи глазки», если действия сохраняют свою адекватность и при замене слова, обозначающего предмет, т. е. ребенок по инструкции взросло­го может дать и ручку, и ножку, и куклу, и т. д. (В. И. Лубов­ский). То, что глагол в этих случаях приобретает обобщенное значение раньше существительного, объясняется автором тем, что само действие, им обозначаемое, всегда имеет обобщен­ный характер. Первой формой словесной регуляции является побудительная функция слова. По данным В. И. Лубовского, переход к внутренней словесной регуляции (внутренней речи) начинается тогда, когда ребенок оказывается в состоянии обоб­щить связь сигналов и своих ответных действий. Нарушение словесной регуляции и вербализации рассматривается как общая закономерность аномального развития психики. Это значит, что у детей с различными отклонениями в развитии словесная регуляция действий и поведения оказывается не­достаточной. Деятельность многих из этих детей не всегда целенаправленна, иногда она импульсивна. Дети с трудом и не сразу подчиняются словесным инструкциям, у них часто отмечается двигательная расторможенность.

Речевые нарушения у детей могут проявляться на фоне нормального нервно-психического развития, и все представ­ленные выше особенности могут иметь вторичный характер и быть обусловленными самим речевым дефектом.

Речевые нарушения, связанные с органическим поражени­ем центральной нервной системы, часто сочетаются с различ­ными отклонениями в нервно-психическом развитии ребен­ка, проявляющимися больше в интеллектуальной, иногда в эмоционально-волевой сфере. Так, например, все клинические формы речевых нарушений могут отмечаться как у детей с сохранным интеллектом, так и при задержке психического развития, у детей с олигофренией. Особенности проявления речевого дефекта, динамика его преодоления, пути и методы коррекционной работы определяются не только характером речевого нарушения, но и особенностями общего фона нервно-психического развития ребенка.



Многие виды речевых расстройств наблюдаются у детей с минимальной мозговой дисфункцией, в основе которой лежит нарушение созревания отдельных функциональных систем мозга и недостаточная сформированность межсинаптических связей (Л. О. Бадалян). В результате этих нарушений наблю­даются различные не резко выраженные нарушения нервно-психической деятельности в виде двигательного беспокойства, расстройства памяти, внимания, поведения, различных, рече­вых расстройств.

При анализе речевых нарушений логопеду надо учитывать и особенности общего состояния здоровья ребенка, его двига­тельной сферы, зрения, слуха и интеллекта, темперамента, его конституцию. Многие виды речевых нарушений, особенно невротического характера, возникают у детей с врожденной детской нервностью (невропатией). С раннего возраста эти дети отличаются повышенной чувствительностью ко всем вне­шним раздражителям, эмоциональной возбудимостью, их не­рвная система легко ранима, они обидчивы, плаксивы, склон­ны к страхам, у них наблюдаются сосудисто-вегетативные расстройства в виде внезапного покраснения или побледнения кожных покровов, усиленного потоотделения, в ряде слу­чаев отмечаются нарушения со стороны желудочно-кишечно­го тракта.

При анализе речевых нарушений важно учитывать возраст ребенка, его социальное и семейное окружение, возможные этиологические и патогенетические факторы возникновения речевых расстройств.

Таким образом, для анализа речевых нарушений на осно­ве взаимосвязи речи с другими сторонами психического раз­вития ребенка необходим комплексный подход в изучении детей.

Структурно-системная организация интеграции функции мозга предполагает многоуровневое взаимодействие вертикаль­но-организованных (подкорково-корковых) и горизонтальных (межкорковых) систем. Несмотря на то, что каждая функцио­нальная система имеет собственную программу развития и функционирования, мозг во все периоды жизни работает как единое целое. Эта интегративность определяется тесным вза­имодействием и взаимосвязями как между участками мозго­вой коры (горизонтальными системами), так и взаимосвязя­ми коры с нижележащими мозговыми образованиями и прежде всего подкорковыми отделами мозга (вертикальными

системами). Связь речевой деятельности со структурами моз­га основывается на современных представлениях о динами­ческой локализации мозговых функций. Эти представления нашли свое наиболее полное развитие в исследованиях А. Р. Лурия. Динамическая локализация мозговых функций пред­полагает целостное и одновременно дифференцированное вов­лечение мозга в любую из форм его активности.


Высшие, социально опосредованные психические функции человека, к которым относится и речь, являются результатом работы целого мозга, однако отдельные его отделы, в частно­сти корковые речевые зоны, вносят существенный, специфи­ческий вклад в осуществление речевой деятельности.

В раннем детском возрасте функциональные зоны коры перекрывают друг друга, границы их диффузны, и лишь в про­цессе практической деятельности происходит постепенная концентрация функциональных зон в очерченные, отдален­ные друг от друга центры (Л. О. Бадалян).

При анализе речевых нарушений обращается внимание на диагностику таких операций, как мотивация, регуляция, це­ленаправленность, которые могут избирательно страдать у некоторых категорий детей. Это имеет значение для диагнос­тики речевых расстройств и для определения путей и мето­дов их коррекции.

При оценке речевых нарушений необходимо выделять, с од­ной стороны, сформированность речевых механизмов — действий программирования и речевых операций, с другой — сформиро­ванность речевых умений, т. е. умения ребенка использовать речевые механизмы для различных целей общения.

Таким образом, комплексный всесторонний анализ рече­вых нарушений имеет важнейшее значение для понимания структуры дефекта различных речевых расстройств, их диаг­ностики, научно обоснованной системы преодоления и пре­дупреждения.

Выводы и проблемы

Анализ речевых нарушений строится с учетом: принци­па развития, системного подхода, связи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Дальнейшее развитие комплексного анализа речевых на­рушений на основе достижений логопедии и смежных наук откроет новые возможности для более четкой дифференциальной диагностики, классификации речевых на­рушений, а также для разработки адекватных путей и методов их преодоления.