ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты поразному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному. Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают: увеличение государственных закупок;снижение налогов;увеличение трансфертов. Инструментами сдерживающей фискальной политики являются: сокращение государственных закупок; 5 увеличение налогов; сокращение трансфертов. Анализируя источники литературы, можно прийти к выводу, что главными инструментами фискальной политики являются изменение налогов и трансфертных платежей. Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Налоги выполняют три основные функции: фискальную, заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства; экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности; социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. В современной экономике существуют различные виды налогов. Прямыми являются налоги на доход или имущество налогоплательщиков. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на: реальные, которые получили наибольшее распространение в первой половине XIX в., к которым относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги; личные, включающие подоходный, налоги на прибыль корпораций, на прирост капитала, на сверхприбыль. Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов на добавленную стоимость, с продаж, с оборота, таможенные пошлины. В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В российских условиях это федеральные, налоги субъектов федерации, местные. В зависимости от использования налоги делятся на: общие, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за какимлибо определенным видом расходов; специальные налоги, имеющие целевое назначение В зависимости от характера ставок различают налоги: твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью; регрессивные, при которых процент изъятия
дохода уменьшается при возрастании дохода; пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки; прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода. Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует 6 такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику. Высокие налоговые ставки в российской экономике обусловлены прежде всего бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики. Чтобы как-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы — форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае, освобождение от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватно предоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину, равную сумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставок стоит перед любым государством.Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества. Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики – государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели государства. В условиях действующего законодательства РФ основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков – юридических лиц. Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от
строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка. Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства. Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета. Государственные расходы выступают в форме: государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе; 7 строительства за счет капитальных вложений; расходов на оборону, управление и т.д. Основная часть государственных расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей.Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых
ресурсов отличается от банковского кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения. Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др. Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д. Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия) входят в средний доход, и эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12% .
В 2008 году в США произошел серьезный экономический спад, вызванный крахом рынка жилья и финансовым кризисом. Чтобы помочь бороться с рецессией, правительство проводило экспансионистскую фискальную политику.
Одним из примеров такой политики стал Закон о восстановлении и реинвестировании экономики США (ARRA), в рамках которого было выделено более 800 миллиардов долларов на инфраструктурные проекты, образование и программы социального обеспечения. Правительство также снизило налоги для физических и юридических лиц, чтобы стимулировать расходы и инвестиции.
Такая фискальная политика помогла стимулировать экономический рост и снизить уровень безработицы. К 2010 году экономика начала восстанавливаться
, а к 2012 году уровень безработицы снизился примерно до 8%.
В целом, стимулирующая фискальная политика ARRA сыграла значительную роль в восстановлении США после Великой рецессии.
Задание 4. В силу ряда причин предписанные региональному правительству расходы превышают полученные им доходы. Предметом какого вида фискальной политики является разрешение этой проблемы? Каковы шаги федерального правительства?
Дискредитационная фискальная политика,
Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:
Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.
Задание 5. Приведите примеры встроенных стабилизаторов, которые «работают» в российской экономике.
Одним из видов фискальной политики является недискреционная или автоматическая (встроенная) стабилизационная политика. Ограниченная способность дискреционной налогово-бюджетной политики адаптироваться к потребностям, создаваемым новыми экономическими условиями, заставляет ее дополнять другим видом налогово-бюджетной политики, способным непрерывно корректировать налоговые поступления. Это делается автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.
При инфляционном росте выпуска (подъем, вызванный избыточным спросом) правительство проводит политику ограничения экономической деятельности - сокращения государственных расходов, повышения налогов. Эти стратегии сочетаются таким образом, что эффект мультипликатора от сокращения расходов превышает эффект мультипликатора роста налогов. В результате совокупный спрос снижается, а ВНП соответственно падает.
"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровня занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям в экономической политике государства. Такие стабилизаторы в промышленно развитых странах обычно включают в себя прогрессивную налоговую систему, систему государственных трансфертов (включая страхование по безработице) и систему разделения прибыли.
дохода уменьшается при возрастании дохода; пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки; прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода. Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует 6 такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику. Высокие налоговые ставки в российской экономике обусловлены прежде всего бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики. Чтобы как-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы — форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае, освобождение от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватно предоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину, равную сумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставок стоит перед любым государством.Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества. Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики – государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели государства. В условиях действующего законодательства РФ основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков – юридических лиц. Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от
строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка. Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства. Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета. Государственные расходы выступают в форме: государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе; 7 строительства за счет капитальных вложений; расходов на оборону, управление и т.д. Основная часть государственных расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей.Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых
ресурсов отличается от банковского кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения. Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др. Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д. Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия) входят в средний доход, и эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12% .
В 2008 году в США произошел серьезный экономический спад, вызванный крахом рынка жилья и финансовым кризисом. Чтобы помочь бороться с рецессией, правительство проводило экспансионистскую фискальную политику.
Одним из примеров такой политики стал Закон о восстановлении и реинвестировании экономики США (ARRA), в рамках которого было выделено более 800 миллиардов долларов на инфраструктурные проекты, образование и программы социального обеспечения. Правительство также снизило налоги для физических и юридических лиц, чтобы стимулировать расходы и инвестиции.
Такая фискальная политика помогла стимулировать экономический рост и снизить уровень безработицы. К 2010 году экономика начала восстанавливаться
, а к 2012 году уровень безработицы снизился примерно до 8%.
В целом, стимулирующая фискальная политика ARRA сыграла значительную роль в восстановлении США после Великой рецессии.
Задание 4. В силу ряда причин предписанные региональному правительству расходы превышают полученные им доходы. Предметом какого вида фискальной политики является разрешение этой проблемы? Каковы шаги федерального правительства?
Дискредитационная фискальная политика,
Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:
-
повышение государственных закупок товаров и услуг; -
снижение налогового бремени на предприятия; -
повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).
Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.
Задание 5. Приведите примеры встроенных стабилизаторов, которые «работают» в российской экономике.
Одним из видов фискальной политики является недискреционная или автоматическая (встроенная) стабилизационная политика. Ограниченная способность дискреционной налогово-бюджетной политики адаптироваться к потребностям, создаваемым новыми экономическими условиями, заставляет ее дополнять другим видом налогово-бюджетной политики, способным непрерывно корректировать налоговые поступления. Это делается автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.
При инфляционном росте выпуска (подъем, вызванный избыточным спросом) правительство проводит политику ограничения экономической деятельности - сокращения государственных расходов, повышения налогов. Эти стратегии сочетаются таким образом, что эффект мультипликатора от сокращения расходов превышает эффект мультипликатора роста налогов. В результате совокупный спрос снижается, а ВНП соответственно падает.
"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровня занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям в экономической политике государства. Такие стабилизаторы в промышленно развитых странах обычно включают в себя прогрессивную налоговую систему, систему государственных трансфертов (включая страхование по безработице) и систему разделения прибыли.