Файл: Античная цивилизация величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Очень сложно переоценить роль и значение античной цивилизации, ее заслуги перед всемирноисторическим процессом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Что общего и в чём специфика социального и политического устройства древних Афин и Спарты?
Ответ: Афины и Спарта имели много общего в истории их формирования и много особенного. Эти общие и особенные черты, разумеется, отразились и на их политическом устройстве, которое имело множество черт, типичных для целого ряда греческих полисов, ориентировавшихся в своей внешней политике либо на Спарту, либо на Афины (Спарта и Афины оказались в V в. до н.э. во главе двух политических союзов - Пелопонесского и Афинского морского, в которые вошли почти все греческие полисы).
5. В чём причина установления гегемонии Македонии в Древней Греции?
Ответ: Филипп II был дальновидным политиком. Сначала он укрепил свои северные границы, затем вступил в Священную войну в роли защитника храма Аполлона. В результате войны Филипп II стал хозяйничать на Халкидике и Южной Фракии, возглавил Фессалию, вошёл в Дельфийскую амфиктионию и получил законное право вмешиваться в дела греческих полисов. Среди греков сложилось противоречивое отношение к деятельности Филиппа II. Одни поддерживали его и считали благодетелем для Греции, который сможет остановить распри и защитить от Персидского порабощения. Некоторые полисы даже добровольно подчинились Филиппу, например в Фессалии. Лидером сторонников Филиппа II стал оратор из Афин Исократ. Его поддерживали Эвбул, Эсхин и Фокион. Другие доказывали, что Филипп II – это завоеватель, он уничтожит демократию, и поэтому должен получить сопротивление со стороны греческих полисов. Вдохновителем выступал Демосфен, его сторонниками были Гиперид и Ликург. В 338 г. до н. э. возле города Херонея произошла битва между греками и македонянами. Греки были разгромлены. На следующий год Филипп II созвал в Коринфе общегреческий конгресс. На конгрессе решено создать Эллинский Союз, законодательно закрепивший гегемонию Македонии над Грецией. Вместо раздробленных полисов появилось сильное объединение греков. Конгресс решил начать войну против Персидского царства. Филипп II отправил свою армию в Малую Азию, но сам был убит. Царём и преемником стал его сын Александр.
6. Что такое эллинизм и какое значение в развитии Древнего мира он сыграл?

Ответ: В истории античного мира период со времени завоеваний Александра Македонского до конца I в. до н. э. называется периодом эллинизма. В результате завоеваний Александра Македонского рухнули вековые политические преграды между Западом и Востоком и возникли новые государства, в которых македоняне и греки составили большую часть господствующего класса. Конец этому периоду положило завоевание Римом всех эллинистических государств. Оно совершалось постепенно, растянулось более чем на 150 лет и получило завершение с завоеванием последнего эллинистического государства – Египта.

Эллинизм - это время бурных политических событий, в ходе которых многократно менялась политическая карта. Как правило, эллинистический мир ограничивают территорией Балканской Греции, Македонии, Египта и странами Востока от Малой Азии и Палестины до северо-западной Индии. В государствах эллинистического мира сложилось пестрое в этническом отношении население, в состав которого вошли представители многочисленных восточных народов (персов, мидян, египтян, вавилонян, лидийцев, фригийцев и многих других), македоняне и греки. Исключением явились территории Балканского полуострова – собственно Греция, Македония и Эпир, сохранившие первоначальную этническую однородность населения. Господствующее положение во всех государствах заняли македоняне и греки, восточным народам была отведена роль эксплуатируемого большинства, на которое налагались налоги, повинности и другие обязанности.

В новых государствах большую роль играли города – как греческие полисы, так и поселения восточного происхождения. В полисах сохранялись греческие принципы организации общественно-политической и экономической жизни, развивалась греческая культура. Определенная часть восточных городов подверглась эллинизации, многие из них были реорганизованы в полисы, частично изменился состав их населения и формы городской жизни. Вместе с тем многие местные города были слабо затронуты эллинским влиянием и сохранили традиционную организацию и стиль жизни.

Политическая история эллинистического мира наполнена войнами, борьбой царств за передел территорий. Внутренняя жизнь царств осложнялась придворной борьбой за власть и периодически вспыхивавшими восстаниями местного населения. Бесконечными войнами между собой эллинистические государства истощали себя, разоряя население, подрывая экономическую и социальную стабильность. Это было особенно опасно в связи с возвышением Рима, для которого слабеющие восточные царства и Балканская Греция стали объектом агрессии. Постепенно, поэтапно Рим поглотил эллинистический мир, превратив независимые прежде страны в свои провинции.



Термин «эллинизм» вошел в научный обиход со времени появления в XIX в. труда немецкого историка И. Дройзена «История эллинизма». Дройзен понимал под эллинизмом эпоху распространения греческого господства и образованности 5 среди народов Востока. В последующих работах исследователи по-разному трактовали этот термин. Эллинизм рассматривали как «мировое господство» греков (Ю. Белох) или как возникновение смешанной греко-восточной культуры и ее распространение во всем Древнем мире (В. Тарн). Значительные изменения в понимании эллинизма происходят в исследованиях ученых второй трети XX в. Это связано с расширением круга источников, углублением их анализа, влиянием общеисторической ситуации, в рамках которой создавались новые концепции. Но среди многообразия отдельных точек зрения наиболее обоснованным до сих пор является определение К.К. Зельина: эллинизм представлял собой сочетание и взаимодействие эллинских и местных элементов экономического строя, социальных и политических отношений, обычаев, представлений и верований.

Можно сказать, что история эллинизма – это всемирная история того времени. В нем зародились идеи – научные, философские, этические, религиозные, которые веками владели миром. Произошли значительные сдвиги в экономике, в политических формах, в общественном сознании, в культуре. Многочисленные исследователи как отечественные, так и зарубежные неоднократно обращались к истории эллинизма, изучая различные её аспекты, а также поднимая вопросы в области теоретических построений.

7. В чём причина поражения греческих полисов в борьбе с Римом?
Ответ: Главной причиной поражения Греции стала разобщенность и вражда между греческими полюсами. В 4 в. до н. э. в Греции шли постоянные войны; греческие полисы были ослаблены, и сопротивляться внешней опасности было уже некому.
Задача 1. Прочитайте отрывок из произведения Аристотеля "Политика. Афинская полития" о законодательстве Солона:

«Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен, —

Не сократил его прав, не дал и лишних зато.

Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством

Славился, — чтоб никаких им не чинилось обид.

Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,

И никому побеждать не дал неправо других».

Действительно ли Солон заложил основы демократии в Афинах?
Ответ: В первую очередь он уничтожил все долговые обязательства крестьян перед знатью и приказал убрать долговые камни с их участков. Таким образом, крестьяне перестали зависеть от высшего сословия. Солон освободил всех, кто находился в долгом рабстве, и
даже попытался освободить тех афинян, которые были перенаправлены на другие территории. С тех пор было запрещено брать кого-то в рабство за долг. Также Солон провел ряд реформ, касающихся назначения должностей серди афинян. Высшие должности, как и прежде, оставались более богатым и знатным людям, но отныне все остальные тоже имели возможность занимать какую-то должность – соответственно количеству продуктов, которые гражданин получал со своей земли, афиняне делились на четыре ранга. Представитель каждого разряда мог служить для государства, и занимать определенную для его разряда должность.

Важным изменением стала нововведенная система народного собрания, на заседаниях которого стали приниматься законы и решаться государственные дела. В собрании мог принять участие каждый афинянин. Также нельзя не отметить важность возникновения народного суда, определяющим условием которого было то, что афиняне всех разрядов были равны перед законом. Именно реформы Солона заложили основы демократического строя в Афинах, ведь основой демократии, в первую очередь, является власть народа.
Задача 2. Прочитайте отрывок: «Раскопки начались в апреле 1870 г….

В самой высокой части города стоял храм Афины, вокруг него Посейдон и Аполлон построили стену Пергама – так говорил Гомер. Следовательно, храм нужно было искать н середине холма; там же должна была находиться возведенная богами стена. Разрыв вершину холма, … обнаружил стену. Здесь он нашел оружие и домашнюю утварь, украшения и вазы – неоспоримое свидетельство того, что на этом месте был богатый город. Но он нашел и кое-что другое, и тогда впервые имя … прогремело по всему свету: под развалинами Нового Илиона он обнаружил другие развалины, под этими – еще одни: холм походил на какую-то чудовищную луковицу, с которой надо было снимать слой за слоем. Как можно было предположить, каждый из слоев относился к определенной эпохе. Жили и умирали целые народы, расцветали и гибли города, неистовствовал меч и бушевал огонь, одна цивилизация сменяла другую – и каждый раз на месте города мертвых вырастал город живых».

Карам К. Боги, гробницы, ученые. – М., 1964.

О каких раскопках и каких цивилизациях идет речь в отрывке? Кто руководил раскопками?
Ответ: Речь идет о раскопках Древней Трои руководимой археологом-самоучкой Генрихом Шлиманом. Генрих Шлиман испытывал страсть к греческим мифам и к великой «Илиаде» Гомера. Для Шлимана «Илиада» Гомера это не поэтическое описание древних легенд, а таинственный ребус, содержащий подсказки, которые нужно только распознать и расшифровать, чтобы найти путь к настоящей Трое. Географические описания, данные в Илиаде, заставляли подозревать, что руины Трои могут быть сокрыты под холмом Гиссарлык на северо-западе современной Турции. В апреле 1870 года он, заручившись разрешением османских властей, начинает раскопки под холмом Гиссарлык. Наконец 31 мая 1873 года Шлиман находит то, что считает решающим подтверждением своей теории: огромный клад, более 8000 предметов, в том числе и из драгоценных металлов. До открытия Генриха Шлимана, общество считало Древнюю Трою вымышленным городом и просто легендой.