ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение............................................................................................... | 3 |
Глава 1. Теоретические аспекты конституционного правосознания в России................................................................................................ | 9 |
1.1. Конституционное право и Конституция РФ.......................... | 9 |
1.2. Исследования понятия правосознания личности................. | 13 |
1.3. Соотношение конституционного правосознания и правовой культуры........................................................................................... | 24 |
Глава 2. Проблемы конституционного правосознания в России.... | 36 |
2.1. Общественное конституционное правосознание как фактор реализации конституционных идей в России............................... | 36 |
2.2. Конституционно-правовые проблемы правосознания в РФ.. | 43 |
2.3.Нормативно-правовая основа формирования конституционного правосознания граждан Российской Федерации......................................................................................... | 51 |
Глава 3. Меры по совершенствованию законодательства в определенной сфере Конституции и практики его применения...... | 57 |
3.1. Российский правовой нигилизм: причины, особенности проявления в правосознании.............................................................. | 57 |
3.2. Пути повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан России............................................................... | 64 |
3.3. Пути преодоления правового нигилизма: правовое воспитание и правовое обучение.................................................... | 69 |
Заключение........................................................................................... | 72 |
Список использованной литературы................................................. | 77 |
Введение
Актуальность темы исследования. Необходимость исследования конституционного правосознания определена, в первую очередь, практической значимостью данной проблемы, что особенно проявляется в новых, современных ситуации конституционного развития российской государственности. Конституцией РФ 1993 года возведены на наивысший нормативный уровень новейшие правовые идеи, позиции, задачи и цели государственного и социального развития, она указала на признание общих демократических ценностей современного конституционализма и на данной основе внесла существенные изменения, как в конституционные институции правового статуса личности, так и в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Актуальность усиливается также ещё и тем, что принципиально новые для российского общества конституционные ценности утверждаются в режиме политического и идеологического плюрализма, что гарантировано самой Конституцией Российской Федерации (ст. 13).
Это способствует росту политической активности граждан Российской Федерации, многообразию политических партий, движений, развитию самоуправленческих начал в обществе.
Тем не менее, стремлению граждан управлять делами в разнообразных сферах общественной, а также государственной жизни противостоит невысокий уровень их конституционного правосознания, отсутствие необходимых правовых знаний.
Конституция Российской Федерации предрешила также необходимость изменения практически всей системы российского законодательства, что обусловлено её высоким нормотворческим потенциалом, что проявляется не только с помощью нормативно-правового, а также формально-юридического влияния на нормотворческий процесс, путём воздействия на сущность принимаемых правовых актов конституционных принципов, идей, которые составляют конституционную идеологию российского общества на современном этапе его развития.
Степень научной разработанности темы. На разных этапах развития общества изучением конституционного правосознания занимались различные авторы. Так, к их числу относятся Венгеров А. Б., Ефремова Г.Х., Ямбушев Ф.Ш., Абдулаев М. И., Ратинов А.Р., Комаров С. А., Авакьян С. А., Байниязов Р.С., Белканов Е.А., Евплова Н.Ю., Иконникова Г.И., Ляшенко В.Ю, Ильин И. А., Лучин В.О., Нерсесянц В.С. и многие другие.
Объектом
исследования являются общественные отношения, воплощающие в себе высшие конституционные ценности российского общества и государства и оказывающие решающее влияние на формирование индивидуального, группового и общественного конституционного правосознания.
Предметом исследования выступают: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, решения Конституционного Суда РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, составляющие нормативно-правовую основу конституционного правосознания; материальные основы формирования конституционного правосознания в российском обществе, представленные реальными общественными отношениями, которые составляют предмет конституционно-правового регулирования; идеологические и социально-психологические компоненты конституционного правосознания в рамках правообразовательного и правореализаторского процессов.
Гипотеза - правосознание не только отражает процессы общественного развития, но и является своего рода «специфическим источником» права.
Цель исследования заключается в разработке концепции конституционного правосознания как относительно самостоятельной и высшей формы правового сознания личности, социальных групп и общества в целом, в научном осмыслении и комплексном анализе конституционного правосознания как неотъемлемого элемента механизма конституционно-правового регулирования, правоприменительной практики (включая практику деятельности правоохранительных органов), а также важнейшего показателя уровня правовой культуры российского общества и его граждан.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть соотношение Конституционное право и Конституция РФ;
2) раскрыть понятие правосознания личности;
3) рассмотреть соотношение конституционного правосознания и правовой культуры;
4) проанализировать общественное конституционное правосознание как фактор реализации конституционных идей в России;
5) изучить Конституционно-правовые проблемы правосознания в РФ;
6) изучить нормативно-правовую основу формирования конституционного правосознания граждан России,
7) обозначить проблемы конституционного нигилизма в современных условиях развития российского общества;
8) найти пути повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан России;
9) найти пути преодоления правового нигилизма: правовое воспитание и правовое обучение.
В качестве методологической основы исследования использовались как общенаучные методы познания объективной реальности, так и специальные способы и приемы, характерные для юридических наук: диалектический, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный методы и другие.
Диалектический метод дал возможность выяснить сущность правовых категорий правосознания личности, конституционного правосознания, правовой культуры, конституционного нигилизма.
Формально-юридический метод использовался для анализа конституционных норм относительно формирования конституционного правосознания граждан РФ, соотношения конституционного правосознания и правовой культуры.
Системно-структурный метод способствовал выяснению содержания соотношение норм Конституции РФ с правосознанием граждан, а также анализу общественного конституционного правосознания как фактора реализации конституционных идей в России.
Научная новизна заключается в том, что в работе раскрывается понятие правосознания личности, рассмотрены соотношение конституционного правосознания и правовой культуры, проведен анализ общественного конституционного правосознания как фактора реализации конституционных идей в России, изучены нормы Конституции РФ как правовой основы формирования конституционного правосознания граждан России, обозначены проблемы конституционного нигилизма в современных условиях развития российского общества.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Представлено определение правосознания. Правосознание – совокупность рациональных и психологических компонентов, которые не только отражают осознание правовой действительности, но и воздействуют на нее, формируя готовность личности к правовому поведению. Таким образом, правосознание не только отражает процессы общественного развития, но и «требует установления определенных общеобязательных масштабов поведения, обосновывает необходимость установления определенного круга юридических прав и обязанностей участников общественных отношений» и, следовательно, является своего рода «специфическим источником» права, то есть правосознание, конечно, не входит в круг традиционных источников права, но оно всегда оказывает влияние не только на создание нормы права, но и на выбор субъектом определенной модели правового поведения.
2) Представлен свой взгляд о соотношении правосознания и правовой культуры. По отношению друг к другу конституционное правосознание и правовая культура являются взаимодополняющими и взаимообуславливающими. С одной стороны, правовая культура общества зависит от уровня правосознания, т.е. от того, насколько этим обществом воспринимаются такие правовые реалии, как признание и уважение основных прав и свобод человека и гражданина, от возможности реализации своих конституционных прав в социальной, правовой, культурной сферах, от того, насколько информировано население о гарантированности его прав и свобод, а также его отношения к законам и их соблюдению, к органам государственной власти, судебным органам, полиции и т.д. С другой стороны, существует объективная необходимость в обеспечении общезначимых интересов, их согласовании и приведении их в соответствие с потребностями общества и тенденциями социального развития.
3) Предложено определение правового нигилизма, которое представляет собой непризнание некоторыми субъектами российского законодательства, как социальную ценность и проявляется в негативном и сугубо отрицательном отношении в целом законам и правопорядку, в неверии в необходимость права, его эффективные возможности и общественную полезность.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что данное исследование представляет собой комплексный теоретико-правовой анализ соотношения норм Конституции и правосознания личности.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что выводы и предложения, сформулированные в данном исследовании, могут быть использованы:
- в научно-исследовательских целях, а именно, в научных исследованиях вопросов нормативно-правового регулирования формирования конституционного правосознания граждан;
-в правотворческой сфере – при усовершенствовании нормативно-правового регулирования формирования конституционного правосознания граждан;
-в правоприменительной практике, с целью обеспечения единства понимания и правильного применения конституционных норм относительно формирования конституционного правосознания граждан;
-в учебном процессе – при преподавании дисциплины «Конституционное право».
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих четыре параграфов, заключения и библиографического списка.