Файл: Конституционное право и Конституция рф.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Заключение

Результатом проведенного исследования соотношения Конституции и правосознания личности стали следующие выводы и предложения.

Одним из важнейших условий обеспечения Конституции и реализации ее положений продолжают оставаться вопросы правового сознания общества как фундаментальной основы, отражающей состояние зрелости правовой культуры и фактора реализации прав и свобод граждан.

Известно, что правосознание, являясь сложным духовным явлением современного общества, не сводится к простому усвоению юридических знаний и категорий. Оно, по своему содержанию, намного сложнее и многограннее, и наряду с восприятием правовых ценностей, отношением людей к праву и закону, включает также политико-правовые, культурно-исторические, морально-нравственные и национально-этнические аспекты.

Обобщая представления различных авторов о сущности понятия правосознания в целом, можно сделать следующие выводы: во-первых, понятие «правосознание» неразрывно связано с личностью человека; во-вторых, отражает личные качества, интересы человека, а также его отношения в обществе (общественные отношения); в-третьих, как правило, правосознание регулируется нормами права, ввиду выполнения последними регулятивной, организационной, охранительной функций в отношениях людей и социальных групп, в том числе общества в целом.

Правосознание как система понятий, взглядов, представлений и чувств по поводу действующего или желаемого юридического права, а также деятельности, связанной с этим правом, требует всяческого развития и совершенствования, что в значительной мере зависит от действий и содействия этому как со стороны органов государственной власти, так и негосударственных образований (общественных организаций, политических партий и тому подобное).

Важнейшим признаком правового государства, а также показателем его становления, выступает правовая культура общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан.

Термин «правовая культура» означает оценку «качества» правового состояния общества и государства. По отношению друг к другу конституционное правосознание и правовая культура являются взаимодополняющими и взаимообуславливающими.

Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правового сознания и правовой культуры.


Конституционное правосознание представляет собой высшую форму правосознания, специфическое проявление общественного и правового сознания, как социальный фактор, позволяющий выявить отношение к конституционным нормам, признание обществом и его институтами социальной ценности Конституции.

Будучи разновидностью правового сознания, оно отражает знания и представления граждан о Конституции, их отношение к конституционно-правовым нормам, институтам и конституционно-правовым ситуациям.

Конституция Российской Федерации является основой формирования и совершенствования конституционного правосознания, оказывая на граждан в процессе своей реализации воспитательное воздействие, являющееся не менее значимым аспектом функционирования Основного закона, чем его роль в упорядочивании общественных отношений.

Конституционное правосознание является самостоятельным элементом механизма эффективной реализации прав личности, основанного на познании и сознании необходимости прямого действия норм Конституции РФ в формировании правового пространства России и активного участия граждан в правоприменительном процессе.

В то же время конституционное правосознание как самостоятельное явление подвергается различного рода деформациям, которые являются преградой для практического воплощения идей Конституции РФ.

Основным препятствием на пути претворения в жизнь положений Конституции РФ, как представляется, выступает конституционный нигилизм – наиболее распространённая и опасная форма деформации конституционного правосознания.

Неуважение к Конституции, её игнорирование ведёт к аналогичному отношению к другим законам и к праву вообще. Необходимо отметить, что отрицаются либо игнорируются как отдельные конституционные положения, так и в целом Основной закон РФ.

Конституционно-правовой нигилизм - неотъемлемая часть субъективного мироощущения правовой действительности (правоотношения), а его преодоление – это изменение определенной формы общественного состояния, отражающей политические и национально-исторические особенности общества.

Конституционный нигилизм является достаточно устойчивым явлением, обладающим способностью к саморазвитию и переходу от менее опасных к более опасным своим проявлениям (от правовой некомпетентности к отрицанию социальной значимости права, а затем и к проявлениям навыков неправового или даже противоправного поведения).



Катализатором конституционного нигилизма и низкого уровня конституционного сознания продолжает оставаться социальная пассивность общества, разрушающего ценностные идеи конституционализма.

Неверие граждан в силу закона, (или напротив, завышенные ожидания, что Конституция это средство получения определенных благ и привилегий), формируют антиконституционную направленность мышления, не позволяют адекватно оценить ее значение и социальную ценность.

Опасность деформаций конституционного правосознания вызывает необходимость его совершенствования. К числу таких способов можно отнести обеспечение верховенства федеральной конституции и законов, соответствия издаваемых актов конституционным принципам и нормам, баланса взаимодействия правовых актов центра и субъектов федерации, что, несомненно, является важнейшей задачей федеральной власти, ликвидация пробелов и противоречий в конституционно-правовом регулировании, конституционном законодательстве и другое.

Таким образом, конституционное правосознание рассматривается в качестве одного из структурных элементов механизма реализации прав личности, которое опирается на демократические ценности и идеалы прав человека, признание необходимости широкого политического участия граждан в управлении делами государства.

Считаю, что цель диссертационного исследования достигнута: разработана концепция конституционного правосознания как относительно самостоятельной и высшей формы правового сознания личности, социальных групп и общества в целом, в научном осмыслении и комплексном анализе конституционного правосознания как неотъемлемого элемента механизма конституционно-правового регулирования, правоприменительной практики (включая практику деятельности правоохранительных органов), а также важнейшего показателя уровня правовой культуры российского общества и его граждан.

А так же решены поставленые задачи:

1) рассмотрено соотношение Конституционного права и Конституциия РФ;

2) раскрыто понятие правосознания личности;

3) рассмотрено соотношение конституционного правосознания и правовой культуры;

4) проанализировано общественное конституционное правосознание как фактор реализации конституционных идей в России;

5) изучены Конституционно-правовые проблемы правосознания в РФ;

6) изучена нормативно-правовая основа формирования конституционного правосознания граждан России,


7) обозначены проблемы конституционного нигилизма в современных условиях развития российского общества;

8) найдены пути повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан России;

9) найдены пути преодоления правового нигилизма: правовое воспитание и правовое обучение.

Тема является очень актуальной на современном этапе.

Список использованной литературы

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 № 2-ФКЗ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст.4398.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета. 05.04.1995. № 67.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976 г. № 17. Ст. 291.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976 г. № 17(1831).

5. Европейская Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 14 ноября 1950 г. // Бюллетень международных договоров. 2001. 30 марта. №3.

6. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //СЗ РФ. 05.12.2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020; 06.08.2018. № 32 (часть I). Ст. 5100.

7. Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 (ред. от 10.01.2003) «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Сборник актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 39.Ст. 3597; СЗ РФ. 20.01.2003. № 3. Ст. 206.

8. Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // Сборник актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5086.

9. Указ Президента Российской Федерации от 10.03.1997 г. № 193 «О мерах по реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.1997 г. «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17.04.1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1130.

10. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // Российская газета. 2011. 14 июля. № 17.


11. Постановление Президиума Верховного Совета РФ № 5779-1 «О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 39/40. Ст. 1662. П

12. Заключение Конституционного Суда РФ от 21 сентября 1993 г. № 2-3 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с его Указом «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г. № 1400 и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 г.» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1994. № 6

13. Указ Президента РФ от 07.10.1993 г. № 1597 «О порядке назначения и освобождения от должности глав администраций, автономной области, автономных округов, городов федерального значения» // Сборник актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 41.Ст. 3918 (Утратил силу).

14. Указ Президента Российской Федерации от 05.10.1995 г. № 1007 «О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 41. Ст. 3875. (Утратил силу).

15. Приказ Генпрокуратуры РФ от 10.09.2008 № 182 (ред. от 22.04.2011, с изм. от 17.05.2018) «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» // Законность.№ 10. 2008. (Утратил силу).

Научная и учебная литература

16. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права. СПб. 2003. 436 с.

17. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.1997. 123 с.

18. Акопов Л.В. Конституция России как национальная идея и наивысший закон для общества // Государство и право. 2017. № 5. С. 34-38.

19. Алексеев С. С., Архипов С. И. и др. Теория государства и права. М.: Норма, 2015. — с. 277.

20. Арутюнян В.С. Правовой нигилизм в современной России.М.2015.- 63 с.

21. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути из решения // Мониторинг правоприменения. 2015. № 1 (14). С. 64-68.

22. Бабаев В.К. и др. Теория права и государства: Учебник. — М.: Право и закон, 2017.-с.360.

23. Байниязов Р.С. Проблемы правосознания в современном российском обществе: автореф. дис… канд. юр. наук. Саратов. 1999.

24. Баранов П.П. Конституция российской федерации и перспективы формирования конституционно-правовой культуры общества // Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. № 4. С. 59-66.