Файл: Лекция 14 Русская философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция №14

Русская философия

Большинство исследователей считают, что русская философия возникает в двадцатые-тридцатые годы 19 века, хотя некоторые историки отечественной философии говорят о том, что о русской философии можно говорить уже с 18 века.

Василь Васильевич Зеньковский - автор работы «История русской философии», которую он выпускает в Париже в условиях эмиграции в 1948 пятидесятых годах, называет 18 век - веком пред философским, когда формируются основные культурные предпосылки для самостоятельного философского творчества.

В ней можно выделить определенные этапы в развитии.

Первый этап можно обозначить как этап становления - это первая половина 19 века.

Второй этап - этап расцвета, вторая половина 19 века и начала 20 века.

Третий этап - о разделении ветвей 1922 год, когда отечественная философия делится на две ветви - это советская марксистская философия и философия русской эмиграции из 90-х годов двадцатого века.

Можно говорить о современном развитии философии в России, что касается периодов с 10 по 17 век, то здесь следует сказать, что духовная культура Руси и мозг московского царства имел религиозный характер и здесь можно говорить только о определенных фрагментах философствования, которые были представлены сочинениями митрополита Илариона «Слово о законе и благодати», размышлениями старца Филофея, формирование концепции и Идеологемы Москва третий Рим, а также можно здесь выделить вольнодумцев Матвея Башкина и Ивана Пересветова, князя Андрея Курбского, который бежал от Ивана Грозного в Польшу и вступил в переписку с самодержавцем в этих письмах, он как бы, выражает озабоченность.

Развитие светской культуры и распространение образования следует отметить 1755 год – это открытие московского университета, и мы видим, что начинают первым курсом философии и он читается на русском языке.

Что касается философского мышления в России 18 века, то мы видим, что здесь отсутствовал терминологический аппарат и по сути дела встал вопрос о необходимости знакомства с философскими понятиями, которые были уже выработаны в западной Европе. Здесь хотелось бы отметить следующий факт, что императрица Екатерина Вторая как бы способствовала распространению философии, прежде всего французской философии в России.
Екатерина Вторая состояла в переписке с Вальтером, она называла его в письмах своим учителем.

К началу 19 века наконец то происходит достаточно близкое знакомство значительной прослойки образованных русских людей современными для них западноевропейскими интеллектуальными течениями. Речь идет об английской юридической философской экономической мысли о социально политической и философской французской мысли, а также о немецкой философии, которая была представлена начиная от Кристиана Вульфа и Иммануила Канта и заканчивая философией Шеллинга. Естественно, такое знакомство с передовой философией западной Европы не могло не послужить мощным толчком для ее развития.

Вслед за передовой философской мыслью в Россию начинает проникать и атеистические определенные настроения, и очень скоро философский атеизм начинает принимать у нас радикальные формы. Следует сказать, об определенных исторических условиях, которые способствовали или же наоборот не способствовали зарождению и развитию философского мышления. Необходимо говорить о тех степенях свободы, которые отразились на содержании формы и национальных особенностях русской философии. Речь идет об отношении власти государства к философским занятиям. Настороженно государство относилось и к преподаванию философии в учебных заведениях, постоянно контролируя процесс преподавания, а порой и запрещая. Попытка заменить философию на богословие.

Мы видим, что существовали достаточно длительные периоды, когда философия не преподавалась. Так в Московском университете в 1826 году был наложен запрет на лекции по философии истории и логики профессора Давыдова, и философия в Московском университете не преподавалась до 1865 года. «Польза философии не доказана, а вред от нее возможен» - это афоризм министра по просвещению Российской Империи. Эта фраза была произнесена в связи с планами исключения курса философии из числа преподаваемых дисциплин и с 1850 по 1862 год, во всех учебных заведениях философия не преподавалась.

Столь неприязненное отношение властей к философии привело к дефициту профессиональной университетской философии, в отличие, например, от Германии и других европейских стран.

Василий Васильевич Зеньковский в своей работе выделяет период в развитии русской философии, называя его

«Периодом Систем» и начинает достаточно серьезный анализ философии Владимира Соловьёва.

Это тот мыслитель, который предпринял попытку такого системного осмысления вопросов бытия, познание человека, вопросов этического характера. Соловьев представил целостное этическое учение, его теория, которая в философской литературе, называется, как: «Концепция положительного всеединства» Соловьев стремился к синтезу и этот синтез он рассматривал в различных сферах бытия, он говорил о том, что необходимо такое цельное знание, тем самым он говорил о синтезе чувственного опыта разума и веры. Он исходил из понимания того, что должен быть соответственно и синтез философии, религии и науки. Говоря о историческом развитии, он рассматривал человечество как нечто цельное, единое, состоящее из различных культур. Говоря о христианстве, он даже выступил с идеей синтеза различных конфессий православия и католицизма, протестантизма, то есть, вот это стремление к пониманию того, что каждый предмет, каждый человек выступает частью единого целого и формирует по сути дела систему.

Важный и интересный феномен в развитие русской культуры и русской философии это русский религиозный философский ренессанс, который связан с философией Владимира Соловьёва, но религиозно-философский ренессанс состоит из двух формаций, двух частей, которые связаны с деятельностью профессиональных философов. С другой стороны, речь идет о литературных деятелях, о русских символистов. Русский религиозный философский ренессанс - имеет нечто общее с ренессансом, который пришёл в Европе и ориентация на античную культуру.