Файл: Педагогический совет Внутришкольная система оценки качества образования проблемы и перспективы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Педагогический совет
-
«Внутришкольная система оценки качества образования: проблемы и перспективы»
Участники
Администрация образовательной организации, педагогические работники
Цель
Выработать единую программу организации внутренней системы оценки качества образования
Задачи
Обеспечить функционирование внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; провести организационно-деятельностную игру, сформулировать требования разных групп участников образовательных отношений к качеству образования; внести изменения в нормативную основу ВСОКО на локальном уровне
Материалы
Карточки с заданиями (четыре набора)
Примерное время
80 мин
Руководитель образовательной организации (ОО) проводит педагогический совет, который посвящен ВСОКО, чтобы помочь педагогам систематизировать представления о качестве образования и его оценивании, корректировать локальные нормативные акты ОО или начать работу над образовательным проектом по созданию ВСОКО.
Педагогический совет служит для систематического совместного обсуждения текущего положения дел, обмена мнениями по дискуссионным вопросам и выработки путей совместного их разрешения. Также он помогает каждому педагогу определиться со своей точкой зрения относительно ВСОКО и обсудить ее с коллегами.
-
Часть 1. Выступление руководителя ОО
15 мин
-
Тезисы выступления руководителя ОО
Каждый субъект образовательных отношений (педагоги, обучающиеся, родители обучающихся, администрация ОО и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования. Следует заметить, что качество образования трактуется сегодня достаточно произвольно, и это связано прежде всего с тем, что само слово «качество» многозначно.
1. Что вкладывают в понятие «качество» участники образовательных отношений.
Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые значения:
-
родители обучающихся, например, могут соотносить качество образования с развитием способностей и индивидуальности их детей; -
качество для учителей может означать наличие качественной образовательной программы и учебно-методических материалов; -
для обучающихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом и уровнем организации жизнедеятельности детско-взрослого коллектива; -
для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, компетентностью, знаниями, умениями и навыками выпускников ОО; -
для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко – ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции и профессиональной деятельности.
2. Системный подход к качеству образования.
С точки зрения системного подхода качество образования как интегративный системный объект – это качество не только конечных результатов, но и качество всех процессов, которые влияют на конечный результат.
Эксперты Международного института планирования образования (ЮНЕСКО, Париж (Франция) и Буэнос-Айрес (Аргентина)) считают, что качество образования включает в себя:
-
качество преподавания; -
научно-педагогических кадров; -
образовательных программ; -
материально-технической базы; -
информационно-образовательной среды; -
управления; -
исследований.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в чьих интересах осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (ч. 29 ст. 2).
Система качества образования в ОО синтезируется из следующих качеств: качество целей, качество условий, качество процесса и качество конечного результата.
3. Компетентностный подход к качеству образования.
Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда. Это подход, который акцентирует внимание на качестве результата образования, причем результат рассматривается не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных ситуациях.
Компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, он является гуманитарным в своей основе. Цель гуманитарного образования – не только передача ученику совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, способности к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей. Все это составляет специфику и компетентностного подхода.
Компетентностный подход реализуется:
-
В осознанном создании ситуаций, которые имитируют жизненные ситуации. Это позволяет обучающимся осваивать разные виды деятельности (учебную, познавательную, трудовую, проектную и др.) и содействует формированию ключевых компетентностей, приобретению социального опыта. -
Во введении технологий компетентностного обучения, требующих демонстрации уровней ключевых компетентностей. -
В обеспечении общественно-государственного управления ОО для реализации запросов потребителей образовательных услуг и ответственности ОО за результаты деятельности. -
В обеспечении социального партнерства ОО. -
Во внедрении новой системы оплаты труда педагогам за «точки прироста», а не абсолютные показатели. -
В привлечении общественной экспертизы для оценки качества образовательной деятельности. -
В совершенствовании управления ОО с учетом провозглашенных приоритетных направлений в образовательной политике и т. д.
В этой связи для реализации основной миссии ОО – подготовки обучающегося к жизни – необходимо принципиальное изменение отношений ОО с внешней средой. Такие отношения должны обеспечивать открытость ОО, ориентацию на потребности местного сообщества и активный поиск социальных партнеров и источников дополнительного ресурсного обеспечения (финансового, информационного и т. п.).
Также необходимо уделять внимание качественным изменениям «внутренней среды» ОО: реализации современных образовательных технологий, уровню профессионализма учителей, организационной культуре. Качественные изменения внутренней среды ОО обеспечивают адаптивность, комфортность и успешность обучения; освоение педагогами продуктивных образовательных технологий; оптимальное соотношение видов деятельности обучающихся, их интеллектуальной, эмоциональной и физической активности; развитие толерантности и реализации субъектной позиции всех участников образовательных отношений.
В данном контексте развитие ОО связано с моделированием целостной социальной системы, в состав которой входят три подсистемы. Эти подсистемы подчиняются единой стратегии, но требуют разной тактики в управлении их развитием (рис.).
Рис. Модель управления качеством образовательной организации
Организационно-деятельностная игра на педагогическом совете позволит нам определить пути развития ВСОКО и ответить на вопрос: «Как эффективно управлять качеством образовательной деятельности?».
-
Часть 2. Организационно-деятельностная игра
45 мин
Педагогический коллектив разбивается на четыре команды: “администрация”, “педагоги”, “родители”, “обучающиеся”.
Команды получают задание на заранее заготовленных карточках и вопросы с позиций четырех социальных групп. Игрокам дается 15 минут на обдумывание.
-
Задания для группы «Администрация»: сформулируйте ваше представление о ВСОКО и ее структуре; предложите изменения в локальный нормативный акт о ВСОКО; расскажите о возможных формах взаимодействия с учителями и помощи им в обеспечении качества образования. -
Задание для группы «Педагоги»: перечислите трудности в обеспечении качества образования в ОО; подготовьте предложения по преодолению этих трудностей (конкретные формы и методы работы). -
Задание для группы «Родители»: какие образовательные запросы вы адресуете школе; как вы взаимодействуете с учителями в организации образовательной деятельности своего ребенка. -
Задание для группы «Обучающиеся»: как и чему вас должны учить в школе каждый день; каким должен быть выпускник школы; какую роль играет учитель в вашем образовании.
До педагогического совета «Внутришкольная система оценки качества образования: проблемы и перспективы» классные руководители проводят организационно-деятельностную игру на родительских собраниях с родителями обучающихся.
В старших классах организован тематический классный час с учащимися.
Итоги проведенных игр обсуждаются на педагогическом совете.
После выполнения задания команды переходят в следующую социальную группу, выполняют все задания. В конце игры директор подводит итоги работы команд и коллектива в целом.
-
Часть 3. Представление результатов педагогического совета
20 мин
Результат работы – решение педагогического совета, (проект):
-
Администрации ОО скорректировать Положение о ВСОКО и обеспечить организационно-педагогические условия для повышения качества образовательной деятельности. -
С целью овладения педагогами современными образовательными технологиями руководителям профильных кафедр (методических объединений) представить план теоретических и практических занятий с учителями. -
Обобщить опыт педагогов, которые используют интерактивные образовательные технологии в работе с обучающимися. -
Создать в ОО новую организационную структуру управления для реализации ВСОКО. -
Рассмотреть на заседаниях методических объединений способы совершенствования качества образования.