Файл: Значение социологического воображения для формирования профессиональных компетенций современного специалиста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значение социологического воображения для формирования профессиональных компетенций современного специалиста
Современный специалист должен на высоком профессиональном уровне владеть определенными навыками и умениями, а кроме того, должен эффективно их применять. Например, юрист в своей деятельности должен обладать правовой грамотностью, умением толкования положений законодательства, а также его применением соответственно ситуации и фактам.

Такому алгоритму предшествует процесс формирования профессиональных компетенций специалиста, который происходит непосредственно с момента становления будущего специалиста. В таком процессе важное место отводится социологическому воображению. Социологическое воображение в процессе формирования профессиональных компетенций юриста позволяет применять его знания и умения через призму социума, а также происходящих в обществе социальных процессов., что само по себе немаловажно.

По поводу определения профессиональных компетенций современного специалиста не существует единого мнения, в связи с чем целесообразно рассматривать данную категорию, как совокупность составляющих ее элементов. Как правило, дефиниция «компетенция» определяется следующим образом:

– компетенция как способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения;

– компетенция как способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, приобретаемых во всех типах образовательной практики (формальной и неформальной).

Иными словами, компетенции можно рассматривать как меру образовательного успеха и роста личности, которые проявляются в ее действиях в определенных профессиональных ситуациях. В то же время отметим, что на рынке труда в настоящее время востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста применять их на практике, а также в процессе выполнения определенных профессиональных и социальных функций [2, c. 182].

Социологическое воображение позволяет сделать процесс формирования профессиональных компетенций современного специалиста особенным и неповторимым в своем роде, так как является само по себе многосторонним понятием и категорией. В своем обычном понимании социологическое воображение означает способность исследователей к отвлечению от своего повседневного опыты, а также умение видеть за абстрактными понятиями конкретных людей с их интересами и ценностями, схватывать смысл функционирования того или иного общества в его историческом развитии.


Социологическое воображение в процессе применения и использования профессиональных компетенций юриста позволяет выйти за рамки своего привычного мышления, и используя ряд методов и способов социологического мышления, получить достоверный результат, который в обыденной жизни был бы не столько очевидным.

В то же время социологическое воображение подразумевает под собой способность человека понимать способы жизни и организации, которые в значительной степени отличаются от тех, в которых живет сам исследователь. Социологическое воображение – своеобразная способность «проникнуть» в мысли, способ мышления и анализа другого человека, с целью понятия его действий и тех смыслов, которые он вкладывает в каждое свое действие.

Социологическое воображение – прекрасная возможность путешествовать куда угодно и совершать то, что невозможно проделать в действительности. Воображение, подобно мысли человека, не имеет пределов и не знает преград, перед ним открыты прошлое и будущее, сущее и должное, земное и потустороннее. В любую из реалий оно способно погрузиться на какую угодно глубину. Равным образом социологическое воображение может и подняться над миром этих реалий на любую высоту. Оно способно соединять несоединимые в реальности объекты, создавать из них любые комбинации и ансамбли, синтезировать новые образы из разрозненных частей отдельных представлений, изменять размеры, пропорции, конфигурации всех предметов.

Так, например, исследуя ситуацию совершения преступления, используя социологическое воображение, следователь может спроектировать произошедшее, представить самые различные варианты событий, что поможет быстро расследовать преступление, а также охватить максимально возможный круг причастных к нему.

Социологическое воображение открыто прошлому, настоящему и будущему, сочетает в своих картинах ретроспективность с футуристичностью и может быть религиозным, мифологическим, художественным, философским, историческим, политическим, социологическим.

Социологическое воображение представляет собой многоэлементное явление, что позволяет говорить о формирования профессиональных компетенций современного

специалиста с помощью нескольких составляющих, в качестве которых выступает историческая чувствительность, антропологический инсайт, а также критичность [1, c. 66].

Понять специфику современного общества помогает историческая чувствительность. Такие процессы, как индустриализация, урбанизация, а также формирование национальных государств и доминирование светских ценностей (все то, что отличает современное общество от ранее существовавших и функционирующих), произошло относительно недавно. Ранее же, большую часть исторического развития люди жили совершенно иначе – в небольших, самодостаточных и традиционно мыслящих общинах, которые характеризовались своей особой спецификой и особенностями. Именно для оценки произошедших во времени изменений, необходимо все время сравнивать современное общество с обществами прошлого. Так, каждая временная эпоха характеризуется своими особенностями и новым уровнем своего развития. Для современного общества присуще использование многих информационных технологий, искусственного интеллекта, и данный факт не может не быть использованным при построении юристами логических цепочек поведения, поступков людей, а также в расследовании различных преступлений. Использование воображения в таких ситуациях позволит понять каким образом могли применяться современные инновации для совершения того или иного преступления и т.п.

Оценить разнообразие человеческих обществ позволяет антропологический инсайт. В данном случае будет весьма уместным упомянуть работы социальных антропологов, из которых можно почерпнуть знание и понимание тех обществ, которые в корне рознятся с современным обществом, в котором мы живем, по своим представлениям, верованиям, а также образу жизни и многому другому. Следует понимать, что такого рода знание кроме признания разнообразия культур, предоставляет возможность бороться с этноцентризмом, для которого характерны суждения о других обществах с позиций своего собственного общества. При этом последнее считается превосходящим значительно.

Критичность появляется после овладения первыми двумя составляющими социологического воображения. Благодаря исторической и антропологической чувствительности аналитики и исследователи могут избежать однобокости мышления и обнаружить, что существовали и существуют другие общества со своей организацией жизни, а также устоявшимися институтами и представлениями о различных вещах, процессах и т.п. [3, c. 62].


Все вышеизложенное предоставляет возможность критической оценки нашего собственное общества и рассмотрения альтернативных путей социальной жизни и мышления, а также альтернативных организаций и институтов.

И так, профессиональная деятельность компетентного специалиста определяется, в первую очередь, мобильностью его знаний и способностью к их постоянному обновлению, гибкостью используемых методов деятельности, владением широкой информацией и ориентацией в различных ситуациях, а также умением выбирать оптимальные варианты деятельности. Социологическое же воображение позволяет процесс формирования профессиональных компетенций современного специалиста сделать особенным и соответствующим уровню притязаний и уровню мышления специалиста в роли исследователя, что для юриста само по себе первостепенно и очень важно.


Литература


  1. Асадуллина, Н. Р. Развитие профессиональных компетенций работника в инновационно-образовательной сфере / Н. Р. Асадуллина // Часопис економiчних реформ. – 2018. – № 1 (29). – С. 66–69.

  2. Конобеева, А. Б. Формирование профессиональных компетенций в ВУЗе: сочетание универсальных и профессиональных компетенций / А. Б. Конобеева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2010. – № 1 (33). – С. 182–185.

  3. Смирнов, А. Ю. Формирование профессиональных и социальных компетенций студентов посредством использования практико-ориентированных подходов к процессу обучения профессиональных модулей / А. Ю. Смирнов // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2019. – С. 62–64.