Файл: Кафедра прикладной математики и высокопроизводительных вычислений утвержден на заседании кафедры 15.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 3116

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

B. меньшая посылка
C. вывод
Правильный ответ: A
5.
Вывод предыдущего силлогизма - большая посылка последующего
A. в регрессивном полисиллогизме
B. в прогрессивном полисиллогизме
C. в сорите
Правильный ответ: B
6.
Сделайте вывод:
Предмет А имеет признаки a, b, c, d.
Предмет В имеет признаки a, b, c.
A. Следовательно, предмет В имеет признак d
B. Вероятно, предмет В имеет признак d
C. Вероятно, предмет В не может иметь признак d
Правильный ответ: B
7.
Противоречие, к которому приводит парадокс
A. является ошибкой дедуктивного рассуждения
B. дает толчок развитию науки
C. лежит за гранью научного
Правильный ответ: B
8.
Название термина происходит от латинского слова, которое в переводе означает "Следствие", "Вывод"
A. консеквент
B. антецедент
C. силлогизм
Правильный ответ: A
9.
Рассмотрим пример:
Древние греки внесли большой вклад в развитие философии; а
спартанцы – древние греки. Следовательно, спартанцы – внесли
большой вклад в развитие философии
Выберите верное пояснение по составу простого силлогизма

A.
Р ______ М
S ______ M
__________
S ______ P
B.
M ______ P
S ______ M
__________
S ______ P
C.
M ______ P
M ______ S
__________
S ______ P
D.
Р ______ М
M ______ S
__________
S ______ P
Правильный ответ: B
10.
К какой фигуре относится силлогизм:
Все тигры – это млекопитающие.
Все тигры – это хищники.
Некоторые хищники – это млекопитающие
A. к первой
B. ко второй
C. к третьей
D. к четвертой
Правильный ответ: C
Вставить новый вопрос
11.
Рассмотрим пример:
Архангельск является населённым пунктом, так как все города –
населённые пункты, а Архангельск – город.
Выберите верное пояснение по составу простого силлогизма
A.
Р ______ М
S ______ M

__________
S ______ P
B.
M ______ P
S ______ M
__________
S ______ P
C.
M ______ P
M ______ S
__________
S ______ P
D.
Р ______ М
M ______ S
__________
S ______ P
Правильный ответ: B
12.
Петров учится плохо.
Иванов учится плохо.
Сидоров учится плохо.
Петров, Иванов, Сидоров – это студенты 1 курса.
Вывод: Все студенты 1 курса учатся плохо.
Какая допущена ошибка?
A. Поспешное обобщение
B. После этого, значит, по причине этого
C. Подмена условного безусловным
Правильный ответ: A
13.
Если Иванов работает, то он получает зарплату.
Если же Иванов учится, то получает стипендию.
Но Иванов не получает зарплату или не получает стипендию
_________________
Следовательно, он не учится или не работает.
Выберите, что правильно характеризует умозаключение:
A. условные суждения имеют одно основание
B. в условных суждениях разные следствия
C. условные суждения имеют одно следствие
Правильный ответ: B
14.
Строгая (математическая) индукция является
A. достоверной


B. исключающей
C. обобщающей
Правильный ответ: C
15.
К силлогизмам относятся
A. условные умозаключения
B. категорические умозаключения
C. все дедуктивные умозаключения
Правильный ответ: C
16.
В утверждающем условно-категорическом силлогизме есть правило: утверждать можно только от основания к следствию. Это значит, что
A. во второй посылке должно утверждаться основание импликации (первой посылки)
B. в выводе должно утверждаться основание импликации (первой посылки)
C. во второй посылке должно утверждаться следствие импликации (первой посылки)
Правильный ответ: A
17.
Вывод одного из силлогизмов является посылкой следующего
A. в полисиллогизме
B. в эпихейреме
C. в энтимеме
D. в дилемме
Правильный ответ: A
18.
АВС вызывает abc.
А вызывает a.
В вызывает b.
Вероятно, С вызывает e
Укажите название метода
A. метод сопутствующих изменений
B. метод остатков
C. метод различия
Правильный ответ: B
19.
Определите, какое пояснение соответствует термину
A. то, о чем идет речь в суждении
B. то, что говорится о субъекте
C. «все», «некоторые», «ни один» и т. п.

D. то, что соединяет субъект и предикат («есть», «является», «это» и т. п.)
1. Субъект
2. Предикат
3. Кванторы
4. Связка
Правильный ответ: A:1, B:2, C:3, D:4
20.
К основным логическим законам не относятся
A. закон противоречия
B. закон исключенного третьего
C. закон достаточного основания
D. тождества
Правильный ответ: A
Критерии оценки:
Каждый правильный ответ оценивается в 0,3 балл.
Максимум за тест раздела обучающийся может получить 6 баллов.
Минимальное количество баллов, которые должен получить обучающийся по тесту
4 баллов.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Кафедра прикладной математики и высокопроизводительных вычислений
Примерные темы эссе
по дисциплине «Логика»
Варианты тем
Темы
1. Математическая логика и ее вклад в развитие логики как науки
2. Исчисление высказываний. Обзор раздела
3. Логика предикатов. Обзор раздела
4. Логические парадоксы
5. Нарушение основных законов логики в софизмах
6. Логические отношения между понятиями изучаемой дисциплины
7. Логические операции между понятиями изучаемой дисциплины
8. Отношения между совместимыми суждениями изучаемой дисциплины
9. Формализация сложных суждений и проверка истинности формул методами алгебры высказываний
10. Проверка выполнимости правил простого силлогизма
11. Сокращенный категорический силлогизм. Полисиллогизмы и сориты
12. Условно-категорические и чисто условные умозаключения
13. Разделительно-категорические и чисто разделительные умозаключения
14. Условно-разделительные умозаключения
15. Дилеммы, трилеммы, полилеммы
16. Индуктивные методы логики
17. Вывод по аналогии
18. Выполнение требований к элементам доказательства


Критерии оценки эссе:
Критерии
Баллы
Полнота содержания ответов
3-6
Индивидуальный взгляд на проблематику
4-8
Последовательность и аргументированность изложения
3-6
Минимальное количество баллов для написания эссе – 10 балл, максимальное- 20

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Кафедра прикладной математики и высокопроизводительных вычислений
Типовые практические работы
по дисциплине «Логика»
Сложное суждение
1. Соедините термины и их определения
Термин
Определение
Конъюнктивное суждение(конъюнкция) это сложное суждение с разделительным союзом «ИЛИ»
Дизъюнктивное суждение
(дизъюнкция) это сложное суждение с союзом
«если ... то» или «тогда и только тогда» в тождественном значении.
Обозначается условным знаком «↔»
Импликативное суждение
(импликация) это сложное суждение с союзом
«неверно, что...», который обозначается условным знаком «¬».
Эквивалентное суждение
(эквиваленция) это сложное суждение с соединительным союзом «И»
Отрицательное суждение (отрицание)то сложное суждение с условным союзом «если... то», который обозначается условным знаком «→».
2. Заполните пропуски
Дизъюнктивные суждения делятся на два вида: ….….. дизъюнкция и
…………. дизъюнкция.
……………….. дизъюнкция - это сложное суждение с разделительным союзом «или» в его нестрогом (неисключающем) значении, который обозначается условным знаком «V».
……………. дизъюнкция – это сложное суждение с разделительным союзом
«или» в его строгом (исключающем) значении, который обозначается условным знаком «V».

В импликации из первой части, которая называется основанием, вытекает вторая часть, которая называется ………………..
3. Заполните таблицу истинности
а b
а /\ b а V b а V b а → b а ↔ b a̅
И
И
И
Л
Л
И
Л
Л
4. Определите, к какому виду относятся следующие сложные
суждения:
1. Живое существо является человеком только тогда, когда оно обладает мышлением.
2. Человечество может погибнуть то ли от истощения земных ресурсов, то ли от экологической катастрофы, то ли в результате третьей мировой войны.
3. Вчера он получил двойку не только по математике, но еще и по русскому.
4. Проводник нагревается, когда через него проходит электрический ток.
5. Окружающий нас мир либо познаваем, либо нет.
6. Или же он совершенно бездарен, или же полный лентяй.
7. Когда человек льстит, он лжет.
8. Вода превращается в лед лишь при температуре от 0 °С и ниже.
5. Определите истинность сложных суждений, приведенных в
задании 4.
6. Формализуйте следующие рассуждения. Составьте таблицы
истинности для полученных формул:
1. Если какое-либо вещество является металлом, то оно электропроводно.
Медь является металлом. Следовательно, медь электропроводна.
2. Известный английский философ Фрэнсис Бэкон жил в XVII в., или в
XV в., или в XIII в. Фрэнсис Бэкон жил в XVII в. Следовательно, он не жил ни в XV в., ни в XIII в.
3. Если ты не упрям, то ты можешь изменить свое мнение. Если же ты можешь изменить свое мнение, то ты способен признать данное суждение ложным. Следовательно, если ты не упрям, то ты способен признать данное суждение ложным.


4. Если сумма внутренних углов геометрической фигуры равна 180°, то такая фигура является треугольником. Сумма внутренних углов данной геометрической фигуры не равна
180°.
Следовательно, данная геометрическая фигура не является треугольником.
5. Леса бывают хвойными, или лиственными, или смешанными. Этот лес не лиственный и не хвойный. Следовательно, этот лес смешанный.
Критерии оценки практической работы:
Количест во баллов
Характеристика выполненной работы
14 все задания (6) выполнены правильно
10 выполнены правильно 4-5 заданий выполнены правильно
8 выполнены правильно 3 задания выполнены правильно
0 выполнены правильно менее 3 заданий выполнены правильно
Минимальное
количество
баллов
Максимальное
количество
баллов
Практические работы
УК-1, УК-6 24 42

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Кафедра прикладной математики и высокопроизводительных вычислений
Примерные вопросы к итоговому тесту
по дисциплине «Логика»
Выполните тестовые задания
1. Понятие, большее по объему, называется:
1) видовым;
2) родовым;
3) нулевым;
4) общим;
5) широким.
2. Понятия «звезда» и «созвездие» находятся в отношениях:
1) подчинения;
2) пересечения;
3) определения;
4) деления;
5) исключения;
6) соподчинения.
3. Отношения между понятиями изображаются:
1) круговыми схемами Эйлера;
2) круговыми схемами Бойлера;
3) круговыми схемами Пейджера;
4) круговыми схемами Аристотеля.
4. Отношения между понятиями «точка», «прямая», «плоскость»,
«пространство» изображаются следующей схемой (рис. 1):
Рис. 1 5. Изобразите схему, которой соответствуют следующие группы понятий:
1) известный футболист, футболист, бразилец, китаец;

2) известный футболист, известный хоккеист, молодой человек,
3) старый человек;
4) футболист, баскетболист, спортсмен, человек;
5) известный спортсмен, человек, известный человек, спортсмен.
6. Отношения между понятиями «дочка» (А), «внучка» (В), «женщина (лицо женского пола)» (С), изображаются следующей схемой (рис. 2):
Рис. 2 7. Данной схеме не соответствует следующая группа понятий:
1) рыба, хищник, акула;
2) млекопитающее, хищник, тигр;
3) представитель древней истории, самодержец,
Александр
Македонский;
4) растение, дерево, сосна;
5) русский писатель, знаменитый человек, Лев Николаевич Толстой;
6) высшее учебное заведение, московское учебное заведение, МГУ.
8. Отношения между понятиями: «равносторонний треугольник» (А),
«равнобедренный треугольник» (В), «прямоугольный треугольник» (С),
«тупоугольный треугольник» (D) – изображаются следующей схемой (рис. 3)
(Необходимо выбрать из 6 рисунков один правильный.):
Рис. 3


9. Определение: «Экзистенциализм – это философское направление ХХ в., в котором рассматриваются различные экзистенциальные вопросы и проблемы», – является:
1) двусмысленным;
2) круговым;
3) узким;
4) широким;
5) философским.
10. Определение: «Энтропия – это термодинамическая функция, характеризующая часть внутренней энергии замкнутой системы, которая не может быть преобразована в механическую работу», – является:
1) логически и коммуникативно безупречным;
2) широким;
3) узким;
4) тавтологичным;
5) двусмысленным;
6) непонятным для большей части людей.
11. Возможным результатом обобщения для понятия «колесо автомобиля» будет понятие:
1) автомобиль;
2) средство передвижения;
3) огромное колесо;
4) изделие человека.
12. Возможным результатом ограничения для понятия «карандаш» будет понятие:
1) письменная принадлежность;
2) канцелярский товар;
3) деревянный предмет;
4) сломанный карандаш;
5) изделие человека.
13. Пределом логической цепочки ограничения любого понятия всегда будет какое-либо:
1) нулевое понятие;
2) конкретное понятие;
3) несобирательное понятие;
4) единичное понятие;
5) родовое понятие.
14. Возможным результатом ограничения для понятия «уровень преступности» является понятие:
1) преступление;
2) тяжкое преступление;

3) квартирная кража;
4) высокий уровень преступности;
5) преступное сообщество;
6) криминалитет.
15. Суждение – это:
1) предложение;
2) незаконченная мысль;
3) обобщенное понятие;
4) форма мышления;
5) закон мышления.
16. Суждение выражается в форме:
1) повествовательного предложения;
2) вопросительного предложения;
3) побудительного предложения;
4) словосочетания.
17. Истинным или ложным может быть:
1) понятие;
2) суждение;
3) термин;
4) квантор.
18. Предмет суждения называется:
1) сущностью;
2) смыслом;
3) субъектом;
4) силлогизмом;
5) связкой;
6) предикатом.
19. Субъект и предикат в суждении: «Все сосны – не березы», –
1) находятся в отношениях:
2) пересечения;
3) равнозначности;
4) совместимости;
5) несовместимости;
6) противоположности;
7) противоречия.
20. Атрибутивным является суждение:
1) Москва основана раньше Санкт-Петербурга.
2) Существуют вечные законы мира.
3) Аристотель жил задолго до Лейбница.
4) Чудес не бывает.

5) Человек – это разумное живое существо.
6) Счастье есть, его не может не быть.
Критерии оценки:
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Максимум за тест раздела обучающийся может получить 20 баллов.
Минимальное количество баллов, которые должен получить обучающийся по тесту
14 баллов.
Порядок формирования результирующей отметки по учебной дисциплине
Элементы результирующей
отметки
Код
контролируемой
компетенции
Минимальное
количество
баллов
Максимальное
количество
баллов
Эссе
УК-1, УК-6 10 20
Зачет
Контрольные тесты
Практические работы
Итоговое тестирование
УК-1, УК-6 12 24 14 18 42 20
Итоговое количество баллов по учебной дисциплине
60 100
Шкала перевода баллов в отметки
Отметка
Количество баллов не зачтено
0-59 баллов
Зачтено
От 60 баллов
Составители: Н.В. Кошуняева, Л.И. Зеленина