Файл: Формирование образа успешного человека в представлениях подростков.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 7

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА УСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ*

Анализируются особенности формирования образа успешного человека у подростков. Рассматриваются исследования, посвященные изучению представлений подростков об успехе и образе успешного

человека. Исследуются представления подростков об образе успешного человека в современном обществе.

Ключевые слова: образ успешного человека, успех, успешность, подростковый возраст, самореализация подростка, социализация подростка.

Феномен успеха имеет огромное значение для детей подросткового возраста. Он оказывает влия- ние на их самооценку, самоопределение и построение планов на будущее, воздействует на социализа- цию подростков.

Актуальность темы обусловлена значимостью воздействия на подростка и его самоопределение ценностей, диктуемых социумом, в числе которых находится и успех. Понятие об успехе являются гла- венствующим фактором построения у подростка комплексного представления о себе, своих возмож- ностях, определяет его планы на дальнейшую жизнь. В подростковом возрасте осуществляется актив- ное формирование картины мира, построение собственной системы ценностей, основа которой лежит в принятии и понимании подростком ценностей и норм окружающего социума.

Таким образом, сущность наиболее распространённых в среде подростков представлений об успе- хе как основополагающей в современном обществе ценности является важным обстоятельством ста- новления личности подростков.

Целью нашего исследования является изучение особенностей формирования образа успешного человека и представлений об успехе у подростков. Мы провели теоретический анализ феномена успе- ха как важного фактора социализации подростков, а также проанализировали ряд существующих ис- следований, посвященных изучению представлений подростков об успехе и образе успешного челове- ка. Также мы исследовали особенности формирования представлений об образе успешного человека и успехе у подростков. Для разработки данной темы были использованы следующие методы: теорети- ческий анализ научной литературы о понятии успех; обобщение, сравнение, классификация; письмен- ный опрос.


Стремление к достижению успеха в современной психологии толкуется как одна из осново- полагающих потребностей человека, которая отражает желание человека быть замеченным в об- ществе, получить высокую оценку своих действий и результатов. Успешность рассматривается как состояние, являющееся результатом или предвестником достижения успеха, как наиболее бла- гоприятный или исход деятельности. И один, и другой термин отражают исключительно позитив- ные ожидания, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, переживаемых человеком, связанных с достижением желаемого результата. Особенно важно достижение успеха в той или иной сфере на этапе подросткового возраста.

В.А. Лабунская определяет успех как «положительный результат деятельности субъекта по до- стижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества. Он выступает формой самореализации субъекта, обеспечивает его саморазвитие и предполагает оценку со стороны

* Работа выполнена под руководством Симоновой Л.Б., кандидата педагогических наук, доцента кафедры психологии профес- сиональной деятельности ФГБОУ ВО «ВГСПУ».

общества в форме одобрения или признания» [2, с. 257]. Определенно, такое полное представление об успехе кажется исчерпывающим.

Ю.М. Орлов полагает, что потребность в достижении успеха является одной из ключевых соци- альных потребностей человека, особенно на стадии подросткового возраста [4]. Подросток стремится заявить миру о себе, сопоставляя свои представления об успехе с идеями, распространенными в обще- стве. Автор акцентирует внимание на том, что такая потребность не передается из поколения в поко- ление, а образуется под воздействием внешних социальных факторов и определяется как постоянное конкурирование человека с самим собой в стремлении победить ранее достигнутый собственный уро- вень исполнения. Эта потребность заставляет личность ставить перед собой новые цели и стремиться к их скорейшей реализации.

Одной из фундаментальных работ по изучению моделей успеха, существующих в современной России, стало исследование А.Р. Тугушевой [6]. В нем проводился социально-психологический ана- лиз представлений о социальной успешности в подростковом возрасте. Он отразил следующие резуль- таты: в понимании подростков социальная успешность определяется характеристиками жизненного пути, счастьем, судьбой, личными особенностями. Исследователь получила данные о представлениях подростков об успешном человеке (ему присущи целеустремленность, коммуникабельность, он обла- дает любимой работой, семьёй, поддержкой друзей) и неуспешном человеке (он опасается трудностей, замкнут, у него понижен эмоциональный фон).



Работа Н.В. Маркеловой посвящена изучению эволюции представлений об успехе в раннем юно- шеском возрасте [3]. Итог исследования показал, что трансформация личностных свойств юношей и девушек непосредственно воздействует на содержание их представлений об успехе: изменяется со- держание и структура образа успешного человека. Причем замечено, что активность таких характе- ристик личности как образ Я, самооценка, уровень притязаний, мотивация достижений, локализация контроля, ценностные ориентации личности способствует в раннем юношеском возрасте динамике представлений об успехе.

Наше исследование направлено на изучение особенностей формирования образа успешного чело- века в подростковом возрасте. В исследовании приняли участие 50 человек (23 юноши и 27 девушек) в возрасте 15–17 лет (средний возраст – 16 лет), ученики 10-х классов (25 человек) и 11-х классов (25 че- ловек), учащиеся ГБОУ «Волгоградский лицей-интернат «Лидер». При проведении исследования ис- пользовались следующие методики: опросник «Представления об успехе подростков» (ПУП) [1]; опросник с незаконченными предложениями «Я добился успеха в …» [5]. Результаты исследова- ния «Представления об успехе подростов» отражены на рис. 1.

Рис. 1. Значимость характеристик понятия «успех» для подростков

Можно сделать вывод о том, что в представлении современных подростков успех основан на до- стижении поставленных целей, личностном росте, преодолении препятствий и позитивных эмоциях, которые возникают у человека после достигнутых результатов.

В нашем варианте опросника «Методика незаконченных предложений» предложения были сфор- мулированы так, чтобы выяснить представления подростков об успехе. Ниже представлены результа- ты исследования с использованием данной методики.

Главное незавершенное предложение звучало так: «Успех в жизни это…». Продолжение этого суждения подростками представлено на рис. 2.

Рис. 2. Процентное соотношение упоминания категорий, встречающихся в ответах подростков на предложение «Успех в жизни – это...»

Так, представления подростков о жизненном успехе, также, как и просто успех, имеют под собой основание достижения жизненных целей и саморазвития. Жизненный успех подростки часто связы- вают со счастьем и удовлетворением от достигнутого результата, которое, как правило, описывается как ощущение счастья.

Резюмируя анализ результатов применения методик, можно сделать вывод о том, что успех, а вместе с ним и образ успешного человека, в представлениях подростков в значительной степени из- менчив и имеет различный смысл в зависимости от формулировки вопроса о нем. Так, в представ- лениях подростков о жизненном успехе важную позицию занимает понятие счастья. В большинстве ответов подростков личностный успех базируется на целеполагании и достижении этих целей через преодоление препятствий, труд, получение образования. Во всех проанализированных предложениях опросника можно выделить общее: успешный человек в
понимании подростков представляет собой, в первую очередь, того, кто достиг поставленных целей, самореализовался в обществе, а также того, кто обладает счастливой семьёй, друзьями, карьерой и материальным достатком.

В результате исследования мы выяснили, что в представлениях подростков успех довольно часто связан с ощущением счастья. В большинстве ответов подростков личностный успех базируется на це- леполагании и достижении этих целей через преодоление препятствий, труд, получение образования. Образ успешного человека в представлении подростков включает в себя следующие характеристики: успешный человек – достиг поставленных целей; успешный человек – самореализовался в обществе; успешный человек – обладает счастливой семьей и поддержкой близких, друзей; успешный человек – имеет материальное благополучие и сложившуюся карьеру. Подростки склонны оценивать себя в за- висимости от понимания ими успеха. Некоторые считают себя успешными в какой-то определенной

области, другие –, напротив, скромны и считают, что еще не добились успеха в чем-то. Большинство испытуемых подростков считают высокие результаты в учебной деятельности своим успехом.

Анализ представлений подростков об успехе и образе успешного человека показал, что большин- ство подростков имеют собственную модель понимания успеха. Подростки отмечают важность таких критериев успеха, как достижение поставленных целей, счастье в семейной жизни и в дружбе, отде- льные достижения в какой-либо сфере, материальный достаток, но модель успеха, а вместе с ней и об- раз успешного человека, для каждого подростка имеет индивидуальный характер, поэтому педагогу, работающему с подростками, важно отмечать достижения каждого ученика, чтобы создать здоровую атмосферу в коллективе, развить знания, умения и навыки всех детей, помочь им успешно социализи- роваться в обществе и прийти к тому идеалу успешного человека, о котором они мечтают.

Литература

1. Бухаленкова Д.А., Карабанова О.А. Особенности самооценки у подростков с разным пониманием успеха. // Нацио- нальный психологический журнал. 2018. № 3(31). С. 148–157.

2. Лабунская В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 2000.


3. Маркелова Н.В. Развитие представлений об успешности в раннем юношеском возрасте: дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2005.

4. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.

5. Сакс Дж.М., Леви С. Тест незавершенных предложений // Проективная психология / ЭЦП. Л.Э. Абт, Л. Беллак. Нью- Йорк: Кнопф, 1950. С. 357–402.

6. Тугушева А.Р. Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества: дис. … канд. психол. наук. Самара, 2007.