Файл: 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Психология

Практическое задание 5


Выполнил:

Обучающийся Гольм Евгения Сергеевна

Преподаватель:

Завьялова Дарья Владимировна

Задание 1. Подберите психолого-педагогическую диагностику ребенка младшего школьного возраста для выявления адаптации к школе (необходимо указать название диагностики, автора, на что направлена), аргументировав свой выбор.

Ответ:

Методика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго.

Инструкция: Ребята сейчас мы с вами будем знакомиться и все, чему вы научились приду в школу вы покажите на бланке, которой я вам раздала. Ваша задача внимательно слушать меня и приступать к выполнению задания строго после моей команды. Работать будем все вместе. На выполнение каждого задания будет отведено определенное количество времени. Посмотрите внимательно на лист, который я вам сейчас раздала. Работаем исключительно простым карандашом. Приготовьте пожалуйста его. Пока я не объясню, что надо делать, никто не берет карандаш и не начинает работать. Приготовились.Слушайте внимательно.

Задание «Продолжи узор»

Цель: оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

На бланке приведены образцы двух узоров, которые ребенок должен продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги.


Задание 2. Назовите основные области затруднения в общении, которые могут встретиться в педагогической практике. Напишите рекомендации для педагогов по преодолению трудностей в общении.
Этно-социокультурная область затруднений
Затруднения этой области связаны с особенностями этниче­ского сознания, ценностями, стереотипами, установками со­знания человека, проявляемыми в общении в конкретных условиях его социального и культурного развития. Как правило, затруднения общения, вызываемые этно-социокультурными особенностями его субъектов, принимаются людьми как сами собой разумеющиеся. В то же время очевидно, что каждый субъект деятельности, партнер общения как носитель определенного менталитета, как человек, мышление которого, по меткому выражению Л.В. Щербы,
«отлито» в форме родного языка (эта же мысль высказывалась и В. Гумбольдтом), взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира и мироощущением, присущими народу, представителем ко­торого он является. В этом плане достаточно показателен харак­тер общения российского педагога, его участливое отношение к ученикам. Такое общение часто вызывает у них протест, особенно у подростков и старших школьников, которые в последнее десятилетие начинают ориентироваться на более деловой, сдержанный стиль общения. Здесь возникают затруднения, одной из при­чин которых может быть этно-социокультура самого российского педагога.
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений
Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т.д. Такие затруднения в общении чаще всего; возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенци­ональных ролей. Например, в школе право учителя спрашивать по конвенциональным отношениям предполагает обязанность ученика отвечать. Если же ученик задает вопрос, на который учитель затрудняется ответить, то, пользуясь своим правом спрашивать, учитель может переадресовать вопрос, отложить ответ; т.е. изменить ход общения. Единство статуса учителя как репрезентанта школы, образования, его позиции — передачи, трансляции общественного опыта и его роли — развивающего, воспитывающего и обучающего субъекта выражается в авторитете учителя. Авторитет объединяет в себе как минимум две составляющие: авторитет личности и авторитет роли.
Возрастная область затруднений
Возрастные особенности партнеров общения также могут вы­звать затруднения. Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми; до среднего подросткового возрас­та почти половина детей предпочитает общение со сверстниками. Это предпочтение доминирует у старшеклассников до окончания школы, когда вновь около трети юношей и девушек проявляют интерес к общению со взрослыми. Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку (поэтому обращение педагога в классе

«Дети» или «Мальчики и девочки» может вызвать негативную или скептически сдержанную реакцию). Затруднения общения могут возникнуть, когда педагог в силу занятости или других интересов действительно не знает мира музыки, живописи, танца, кинематографа, языка и ценностей молодежной субкультуры. В этом случае он не имеет общего предмета общения с учениками.
Чтобы преодолеть трудности в общении, вовремя замечайте «сигналы конфликта» у детей:

стычки между воспитанниками;

нарушения дисциплины;

обзывания;

нарушения правил в играх;

отчуждение ребенка от группы детей;

затянувшееся выяснение отношений.

Используйте методы профилактики :

сюжетно-ролевая игра;

обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них;

чтение и обсуждение художественных произведений;

просмотр и анализ фрагментов мультфильмов с последующим моделированием новых версий;

беседы;

коммуникативные игры.
Задание 3. Создайте и запишите алгоритм построения индивидуального образовательного маршрута для детей младшего школьного возраста, используя современные информационные технологии (например, интерактивная работа с компьютером, содержание информации в виде презентации и т. д.).

Ответ:

1этап:

Для начала нужно провести диагностику уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей

Определить цели и задачи, которые буду достигнуты обучающимися по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута

Далее нужно определить роль родителей обучающегося в реализации маршрута. Предусмотреть участие родителей в разработке маршрута, определении целей, совместной практической деятельности со своим ребенком.

Разработать учебно – тематический план (почасовой). Педагог совместно с воспитанником и родителями должен подобрать темы занятий дополнительно к основным темам, ориентируясь на интересы обучающегося.

Дальше нужно определить содержание учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов.

Одна из главных задач начальной школы - формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Одной из базовых компетентностей обучающегося является учебно-познавательная компетенция, включающая в себя компетенции ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности (в общеучебной деятельности, во внеурочной деятельности по предметам, в общественной активности ребёнка). При этом каждый обучающийся получает возможность для формирования индивидуальной образовательной траектории через построение индивидуального образовательного маршрута (Приложение 1) — специально разработанной программы (совместно с обучающимся и его родителями), где учитель оказывает обучающемуся всестороннюю помощь в самоопределении и успешной самореализации. Чтобы обеспечить потребности обучающихся в саморазвитии, требуется создание особых условий, чему предшествуют такие этапы организационной работы:

этап – диагностический. Изучение способностей, интересов, интеллектуальных возможностей обучающихся. Эти данные можно получить в ходе диагностирования. Для получения достоверных данных рекомендуется использовать несколько диагностик. Если диагностику проводят психологи, социальные педагоги или другие специалисты – обязательно прописываются рекомендации. Рекомендуемые диагностики:
Карпова Г.А. «Учебная мотивация»
Климов Е.А. «Карта интересов»
Опросник Г. Айзенка «Личностные особенности (для младших школьников)»
Дж.Морено «Социометрия» и т.д.
2 этап. Определение функциональных возможностей обучающегося. На данном этапе проводится анализ общеучебных умений ученика, его успеваемости, участие и результативность в олимпиадах, конкурсах, акциях, конференциях различного уровня, оговариваются возможные технологии, методы, формы и приемы работы.
3 этап. Разработка индивидуального образовательного маршрута. На данном этапе работы планируется содержание деятельности обучающегося с выбором форм, методов, способов обучения, которые будут способствовать развитию познавательных интересов ребёнка, его самореализации. Их выбор зависит от потребностей, возможностей и интересов ребенка, родительских ожиданий, предметно – пространственной среды школы и т.д. Обязательно оговаривается планируемый результат.


этап. Оценка и самооценка успехов обучающегося. Это этап очень важен. Нужно заранее договориться с обучающимся о периодичности анализа результатов продвижения по маршруту, определения того, что получилось достичь, а чего нет. При необходимости, проводится корректировка маршрута.

В методике реализации данного маршрута используются различные формы учебной деятельности. Основная форма – индивидуальные и групповые занятия, где применяются такие методы обучения:
Беседа
Работа с графическим материалом и символами.
Работа в группе
Оформление результатов работы и ее анализ.
Ситуация успеха.
Интерактивные методы.
Задание 4. Подберите психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей развития детей в группе (необходимо указать название диагностики, автора, для какого возраста предназначена). На основе возможных результатов дайте рекомендации педагогам для дальнейшей успешной работы с группой.

Ответ:

Диагностическая методика В.М. Когана

С детьми в возрасте от 4,5 лет до 8,5 – 9 лет.

Рекомендации по эффективному взаимодействию с обучающимися.

Для мобилизации внутренних сил обучающихся использовать похвалу, поддержку.

Использовать различный опорный материал - опорные конспекты, схемы, таблицы.

Применять индивидуализацию и дифференциацию заданий для самостоятельной работы, вариативность и обеспечение возможности выбора заданий.

Стимулировать познавательный интерес.

Применять групповые формы обучения: взаимообучение, взаимоконтроль.

Содействуйте формированию положительного образа «Я». Обучающийся должен знать, прежде всего, о своих достоинствах, а потом о недостатках.

Помогите обучающемуся почувствовать свою значимость через освоение самостоятельности. Особое внимание уделяйте возлагаемой на него ответственности за самостоятельные действия.

Помогайте понимать обучающую роль ошибок. Важно осмыслить тот позитивный опыт, который был получен: «Поражение - прекрасная возможность научиться чему-то новому», «Благодари каждое препятствие в твоей жизни. Неудачи - это великие учителя, ведущие тебя к успеху!»

Ориентация на отрицательные мотивы (боязни неудачи, страха) всегда менее эффективна, чем на положительные.