Файл: Господь просвещение мое муз. А. В. Никольского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7 Услы́ши, Го́споди, глас мой, и́мже воззва́х: поми́луй мя и услы́ши мя. 8 Тебе́ рече́ се́рдце мое́, Го́спода взыщу́. Взыска́ Тебе́ лице́ мое́, лица́ Твоего́, Го́споди, взыщу́. 9 Не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́ и не уклони́ся гне́вом от раба́ Твоего́: помо́щник мой бу́ди, не отри́ни мене́, и не оста́ви мене́, Бо́же Спаси́телю мой. 10 Яко отец мой и ма́ти моя́ оста́виста мя, Госпо́дь же восприя́т мя. 11 Законоположи́ ми, Го́споди, в пути́ Твое́м и наста́ви мя на стезю́ пра́вую враг мои́х ра́ди. 12 Не преда́ждь мене́ в ду́шы стужа́ющих ми, я́ко воста́ша на мя свиде́теле непра́веднии и солга́ непра́вда себе́. 13 Ве́рую ви́дети блага́я Госпо́дня на земли́ живы́х. 14 Потерпи́ Го́спода, мужа́йся и да крепи́тся се́рдце твое́, и потерпи́ Го́спода.

Перевод: 1 Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? 2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. 3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться. 4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его, 5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу. 6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом. 7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне. 8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи. 9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! 10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня. 11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих; 12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою. 13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых. 14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.

2. Музыкально – теоретический раздел

2.1 Анализ жанра и формы

Жанр произведения – молитвенное песнопение


Произведение имеет 3- частную безрепризную форму

Первая часть 1-19 такты

Вторая часть 20 – 37 такты

Третья часть 38-51 такты

Смена частей характеризуется сменой динамики, темпа и характера произведения.


2.2 Анализ мелодии

Мелодия – это главный элемент музыкальной речи, как средства музыкальной выразительности. Мелодия складывается в последовательности звуков различной силы и тембра, а также разной высоты, длительности и метроритмического рисунка.

Мелодическая линия волнообразная, главная тема находится в партии 1 сопрано. Следует отметить наличие скачков на такие интервалы, как кварта, квинта, октава.



Поступенное движение мелодической линии



Статичное движение мелодии(на одном звуке)



А так же часто встречаются распевы.
2.3 Анализ метра и ритма

Метр?

Размер произведения переменный:2/4, ¾, 4/4.

2/4 – это простой музыкальный размер, тактирующийся по двухдольной дирижерской схеме

¾ - простой музыкальный размер, тактирующийся по трехдольной дирижерской схеме.

4/4 – сложный музыкальный размер, состоящий из сложения простых: 2/4+2/4, и тактирующийся по 4-хдольной дирижерской схеме.

Ритмический рисунок разнообразный, встречаются как мелкие, так и крупные длительности.



Трудности с ритмом при разучивании данного музыкального произведения может вызвать частая смена размера.

Для того, чтобы во время исполнения данного произведения не нарушался ритмический ансамбль, хористам полезно будет просчитывать доли, по возможности тактировать, и следить за руками дирижера.

В заключительном такте композитор применил фермату. Фермата – это остановка звука. Хористы должны внимательно следить за руками дирижера, а дирижер в свою очередь должен давать все ауфтакты и снятия предельно четко.

2.4 Анализ лада и тональности

Основная тональность g-moll. Ярко выраженных отклонений нет, в гармонии используются T, S, D и их обращения. Так же следует отметить, что в партитуре неоднократно встречается фа диез, в тональности соль минор - это повышенная 7 ступень (признак гармонического минора)



В партитупе встречаются аккорда араллельной тональности (B-dur)




2.5 Анализ фактуры

Фактура— совокупность всех средств музыкальной выразительности, состав изложения музыки.

Элемен­тами фактуры являются: мелодия, аккорды, полифоничес­кие голоса, фигурация, противосложения и т. д.

Основные типы фактуры: гомофоническая, аккордово-гармоническая, полифоническая.

В данном произведении гармонический склад изложения.
2.6 Анализ темпа и динамики

Начинает звучать данное произведение, по замыслу композитора, не спеша



С 20 такта темп меняется на meno mosso, что в преводе означает спокойнее, не так быстро



В 33 такте произведение начинает исполняться в первоначальном темпе, с движением. Кроме того, композитор в партитуре неоднократно применяет замедления



Динамика. практически на всем своем протяжении произведение исполняется в динамике mf и f. исключение составляет вторая часть. Она исполняется mpи f достигает лишь к концу части.



Динамическому развитию произведения способствуют крещендо и диминуэндо, неоднократно используемуе на протяжении всего музыкального произведения.

Заканчивается произведение в нюансе р



3. Вокально – хоровой анализ

3.1 Общий вокально – хоровой анализ

Тип хора. Произведение написано для смешанного хора a’cappella.

Вид хора 4-хголосный, с элементами divisi

Диапазон хоровых партий:

Сопрано1: ре 1 ок – соль 2 ок.

Сопрано 2: си б.о - соль 2 ок.

Тенора: ре б.о - ми 1 ок.

Басы: си м.о – соль б.о

Общий диапазон: си м.о – соль 2 ок.

Тесситура удобная для исполнения.

3.2 Хоровой ансамбль

Ансамбль в хоровом пении складывается из различных компонентов, каждый из которых отражает ту или иную сторону слаженного исполнения.

Поскольку хоровое пение – творчество коллективное, то и тренировка вокально-хоровых навыков предполагает прежде всего коллективную основу – элементы хоровой звучности совершенствуются только в результате коллективной работы.

Рассмотрим основные виды ансамблей, касающиеся нашего произведения.


Динамический ансамбль – уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованность громкости звучания хоровых партий в общем ансамбле.

Для улучшения динамического ансамбля важно воспитывать навык контроля за собственным пением и пением товарищей. Такой контроль поможет каждому исполнителю одновременно переходить к усилению или ослаблению звучности, к достижению полного равновесия в силе тона и так далее.

Следует учесть, что исполнение р всегда сложнее, нежели f. Важно следить за тем, чтобы звук не был вялым, бездыханным. Также большое значение нужно уделить дикции во время исполнения р. Текст должен быть предельно четким. Во время исполнения f и ff, нужно уделить особое внимание звукоизвлечению, следить за тем, чтобы хористы не переходили на крик.

Ритмический ансамбль включает все моменты, связанные с темпом, метром и ритмом хорового исполнения. Умение петь вместе, ритмически чётко, гибко изменять темп, владеть чувством темпа, искусно пользоваться агогикой, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения.

В достижении ритмического ансамбля в хоре, пожалуй, самым важным является воспитание в каждом певце постоянного ощущения основной метрической, «пульсирующей» доли.

В произведении «Господь просвещение мое» наблюдается небольшое отклонение от основного темпа. Новый темп необходимо организовать с самого начала нового фрагмента, не допускать постепенного вхождения в темп.

Определенную ритмическую сложность при разучивании и исполнении данного музыкального произведения может вызвать смена размера. Хористам необходимо постоянно следить за руками дирижера и по возможности тактировать самим.

В тембровом ансамбле наиболее важным является самое внимательное отношение певцов к общему звучанию соответствующей партии хора, к той окраске тона, которая наиболее полно отвечает данной художественно-исполнительской задаче. Опираясь на единую, общую для всех певцов манеру звукообразования, каждый исполнитель сознательно сливает свой тембр с данной палитрой звучания хора.

Дикционный ансамбль определяется общими правилами и манерой формирования гласных и согласных звуков, особенностями произношения тех или иных букв, слов, исходя из принятых законов орфоэпии.

Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом.


В песнопениях ударения в словах ставятся в определенных местах. Перед разучиванием музыкального материала полезно проговорить текст молитвы отдельно.

3.3 Хоровой строй

Хоровой строй – это чистое, стройное, согласовонное звучание, как отдельных партий, так и всего хора в целом. А для преодоления возможных трудностей, необходимо сначала

добиться точного исполнения внутри одной партии, а затем уже соединять все голоса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Разбираемое мной произведение рекомендуется исполнять профессиональным хоровым коллективом, оно может и использоваться как учебный материал в СУЗах и ВУЗах на таких дисциплинах как хор и дирижрование.

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Чесноков «Хор и управление им»

  2. Википедия Биографические сведения об А. В. Никольского

  3. Радько Н. А. Основы комплексного анализа хоровых произведений

  4. https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razumovskij/objasnenie-svjashennoj-knigi-psalmov/26 Псалом 26 объяснение

  5. https://azbyka.ru/molitvoslov/psalom-26.html молитва и ее перевод

  6. https://yandex.ru/video/preview/5913991342185609529 видеозапись Никольский «Господь просвещение мое»\

  7. Партитура