Файл: Курсовая работа на тему Формы проявления и физиологические механизмы выносливости. Физиологические основы тренировки и резервы выносливости.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается.
Формула для вычислений: В = (Р – НВП): НВП
Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.
Тест 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине
Методика проведения. Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполняемых упражнений в одной попытке за 30 с.
Формула для вычислений: С = (Р – НВП): НВП
Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.
Принятые обозначения:
Р – результат в соответствующих тестах;
НВП – норматив из таблицы 2, соответствующий данному тесту, возрасту и полу.
Возраст в таблице 2: 7 лет – возраст от 6,5 до 7,5 лет;
8 лет – возраст от 7,5 до 8,5 лет и т.д.
Таблица 2
Возрастные оценочные нормативы
При любых физических упражнениях внешним показателем выносливости человека являются величина и характер изменений различных биомеханических параметров двигательного действия (длина, частота шагов, время отталкивания, точность движений и др.) в начале, середине и в конце работы. Сравнивая их значения в разные периоды времени, определяют степень различия и дают заключение об уровне выносливости. Как правило, чем меньше изменяются эти показатели к концу упражнения, тем выше уровень выносливости.
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости.
При прямом способе, испытуемому предлагают выполнить какое-либо задание (например, бежать с заданной интенсивностью, т.е. с той или иной скоростью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости)) и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Прямой способ измерения выносливости практически не всегда удобен. Поэтому чаще используют в практике физического воспитания для измерения выносливости косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600-800 м; средних классов – 1000-1500 м; старших классов – 2000-3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега – 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время. Содержание 6-минутного теста представлено в таблице 3.
Таблица 3
Оценка выносливости по 6-минутному бегу (по Г.П. Богданову)
Указанная в таблице 3, дистанция оценивается по времени бега следующим образом: отлично – 5 мин 20 с; хорошо – 6 мин; удовлетворительно – 6 мин 40 с [17].
Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге (по К. Куперу)
Тест К. Купера позволяет определить уровень физической работоспособности (уровень развития выносливости) человека по результатам 12-минутного бега. Надёжность и информативность данного теста достаточно высоки и статистически достоверны. Содержание теста представлено в таблице 4. 12-минутный тест Купера предусматривает преодоление максимально возможного расстояния бегом за 12 мин (по ровной местности, без подъемов и спусков, как правило на стадионе). Тест прекращается, если у испытуемого возникли признаки перегрузки (резкая отдышка, головокружение, боль в области сердца и др.). По команде со старта спортсмены начинают бег. В конце каждого круга бегущим объявляют оставшиеся для бега время. По истечении 12 минут, по сигналу бег останавливается и пройденное спортсменом расстояние фиксируется [8].
Таблица 4
Оценка физической работоспособности разных возрастных групп по результатам 12-минутного теста в беге (К. Купер)
Определение физической работоспособности по величине МПК (по К. Куперу)
Служит для оценки физической работоспособности занимающихся и не занимающихся по максимальному потреблению кислорода (МПК). МПК – единый показатель, характеризующий физические возможности человека, которые лимитируются производительностью кардиореспираторной системы (дыхательная система и система кровообращения тесно связаны в единую систему, называемую кардиореспираторной), роль которой сводится к обеспечению работающих мышц кислородом и выведению углекислоты из организма. И при всём при этом максимальное потребление кислорода (МПК) – основной показатель аэробной выносливости.
Как известно, величина потребляемого мышцами кислорода эквивалентна производимой ими работе. Следовательно, потребление организмом кислорода возрастает пропорционально мощности выполняемой работы. МПК характеризует собой то предельное количество кислорода, которое может быть использовано организмом в единицу времени. Чем выше МПК, тем больше (при прочих равных условиях) абсолютная мощность максимальной аэробной нагрузки.
МПК может быть определено с помощью максимальных проб (прямой метод) и субмаксимальных проб (непрямой метод). Для определения МПК прямым методом используются чаще всего велоэргометр или тредбан и газоанализаторы. При применении прямого метода от испытуемого требуется желание выполнить работу до отказа, что не всегда достижимо. Поэтому было разработано несколько методов непрямого определения МПК, основанных на линейной зависимости МПК и ЧСС при работе определенной мощности. Эта зависимость выражается графически на соответствующих номограммах. В дальнейшем обнаруженная взаимосвязь была описана простым линейным уравнением, широко используемым с научно-прикладными целями для нетренированных лиц и спортсменов скоростно-силовых видов спорта:
МПК = 1,7PWC170 + 1240
Для определения МПК у высококвалифицированных спортсменов циклических видов спорта используют следующую формулу:
МПК = 2,2PWC170 + 1070
В зависимости от величины МПК с учетом возраста, К. Купер выделяет пять категорий физического состояния (очень плохое, плохое, удовлетворительное, хорошее, отличное). Градация отвечает практическим требованиям и позволяет учитывать динамику физического состояния при обследовании здоровых лиц с незначительными функциональными нарушениями. Критерии К. Купера для различных категорий физического состояния мужчин по величине МПК приведены в таблице 5 [10].
Формула для вычислений: В = (Р – НВП): НВП
Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.
Тест 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине
Методика проведения. Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполняемых упражнений в одной попытке за 30 с.
Формула для вычислений: С = (Р – НВП): НВП
Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.
Принятые обозначения:
Р – результат в соответствующих тестах;
НВП – норматив из таблицы 2, соответствующий данному тесту, возрасту и полу.
Возраст в таблице 2: 7 лет – возраст от 6,5 до 7,5 лет;
8 лет – возраст от 7,5 до 8,5 лет и т.д.
Таблица 2
Возрастные оценочные нормативы
Возраст Тест | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
Мужчины | |||||||||||||||
Отжимание в упоре лежа (раз) | 13 | 15 | 17 | 19 | 21 | 23 | 25 | 28 | 32 | 37 | 40 | 42 | 43 | 44 | 44 |
Поднимание туловища (раз) | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 25 | 25 |
Вис на Перекладине (с) | 9 | 11 | 14 | 18 | 22 | 26 | 30 | 35 | 40 | 46 | 51 | 55 | 58 | 60 | 61 |
Женщины | |||||||||||||||
Отжимание в упоре лежа (раз) | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 14 | 15 | 15 | 16 | 16 | 16 | 15 | 15 |
Поднимание туловища (раз) | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 21 | 21 | 20 | 19 | 18 |
Вис на перекладине (с) | 6 | 9 | 12 | 15 | 19 | 23 | 27 | 31 | 35 | 39 | 41 | 42 | 41 | 39 | 35 |
При любых физических упражнениях внешним показателем выносливости человека являются величина и характер изменений различных биомеханических параметров двигательного действия (длина, частота шагов, время отталкивания, точность движений и др.) в начале, середине и в конце работы. Сравнивая их значения в разные периоды времени, определяют степень различия и дают заключение об уровне выносливости. Как правило, чем меньше изменяются эти показатели к концу упражнения, тем выше уровень выносливости.
Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости.
При прямом способе, испытуемому предлагают выполнить какое-либо задание (например, бежать с заданной интенсивностью, т.е. с той или иной скоростью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости)) и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Прямой способ измерения выносливости практически не всегда удобен. Поэтому чаще используют в практике физического воспитания для измерения выносливости косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600-800 м; средних классов – 1000-1500 м; старших классов – 2000-3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега – 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время. Содержание 6-минутного теста представлено в таблице 3.
Таблица 3
Оценка выносливости по 6-минутному бегу (по Г.П. Богданову)
Классы | По пробегаемой дистанции, м | По времени бега, с | ||||||||
Мальчики | Девочки | Дистанция, м | ||||||||
Удовлетворительно | Хорошо | Отлично | Удовлетворительно | Хорошо | Отлично | М | Д | |||
I | 830 | 930 | 1030 | 800 | 890 | 980 | 900 | 900 | ||
II | 1000 | 1100 | 1290 | 850 | 950 | 1050 | 1100 | 950 | ||
III | 1070 | 1160 | 1250 | 970 | 1070 | 1160 | 1150 | 1050 | ||
IV | 1070 | 1200 | 1320 | 900 | 1040 | 1170 | 1200 | 1050 | ||
V | 960 | 1100 | 1230 | 920 | 1020 | 1120 | 1100 | 1050 | ||
VI | 1090 | 1200 | 1310 | 1000 | 1110 | 1200 | 1200 | 1100 | ||
VII | 1170 | 1290 | 1400 | 980 | 1080 | 1180 | 1300 | 1100 | ||
VIII | 1150 | 1260 | 1370 | 910 | 1010 | 1120 | 1300 | 1100 | ||
IX | 1330 | 1430 | 1530 | 960 | 1050 | 1140 | 1400 | 1050 | ||
X | 1330 | 1430 | 1530 | 1120 | 1180 | 1240 | 1450 | 1150 |
Указанная в таблице 3, дистанция оценивается по времени бега следующим образом: отлично – 5 мин 20 с; хорошо – 6 мин; удовлетворительно – 6 мин 40 с [17].
Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге (по К. Куперу)
Тест К. Купера позволяет определить уровень физической работоспособности (уровень развития выносливости) человека по результатам 12-минутного бега. Надёжность и информативность данного теста достаточно высоки и статистически достоверны. Содержание теста представлено в таблице 4. 12-минутный тест Купера предусматривает преодоление максимально возможного расстояния бегом за 12 мин (по ровной местности, без подъемов и спусков, как правило на стадионе). Тест прекращается, если у испытуемого возникли признаки перегрузки (резкая отдышка, головокружение, боль в области сердца и др.). По команде со старта спортсмены начинают бег. В конце каждого круга бегущим объявляют оставшиеся для бега время. По истечении 12 минут, по сигналу бег останавливается и пройденное спортсменом расстояние фиксируется [8].
Таблица 4
Оценка физической работоспособности разных возрастных групп по результатам 12-минутного теста в беге (К. Купер)
Оценка физической подготовленности | Расстояние (км), преодолеваемое за 12мин | |||||
Возраст (лет) | ||||||
13–19 | 20–29 | 30–39 | 40–49 | 50–59 | 60 и старше | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Мужчины | ||||||
Очень плохо | Менее 2,1 | Менее 1,95 | Менее 1,9 | Менее 1,8 | Менее 1,65 | Менее 1,4 |
Плохо | 2,1–2,2 | 1,95–2,1 | 1,9–2,1 | 1,8–2,0 | 1,65–1,85 | 1,4–1,6 |
Удовлетворительно | 2,2–2,5 | 2,1–2,4 | 2,1–2,3 | 2,0–2,2 | 1,85–2,1 | 1,6–1,9 |
Хорошо | 2,5–2,75 | 2,4–2,6 | 2,3–2,5 | 2,2–2,45 | 2,1–2,3 | 1,9–2,1 |
Отлично | 2,75–3,0 | 2,6–2,8 | 2,5–2,7 | 2,45–2,6 | 2,3–2,5 | 2,1–2,4 |
Женщины | ||||||
Очень плохо | Менее 1,6 | Менее 1,55 | Менее 1,5 | Менее 1,4 | Менее 1,35 | Менее 1,25 |
Плохо | 1,6–1,9 | 1,55–1,8 | 1,5–1,7 | 1,4–1,6 | 1,35–1,5 | 1,25–1,35 |
Удовлетворительно | 1,9–2,1 | 1,8–1,9 | 1,7–1,9 | 1,6–1,8 | 1,5–1,7 | 1,4–1,55 |
Хорошо | 2,1–2,3 | 1,9–2,1 | 1,9–2,0 | 1,8–2,0 | 1,7–1,9 | 1,6–1,7 |
Отлично | 2,3–2,4 | 2,15–2,3 | 2,0–2,2 | 2,0–2,1 | 1,9–2,0 | 1,75–1,9 |
Определение физической работоспособности по величине МПК (по К. Куперу)
Служит для оценки физической работоспособности занимающихся и не занимающихся по максимальному потреблению кислорода (МПК). МПК – единый показатель, характеризующий физические возможности человека, которые лимитируются производительностью кардиореспираторной системы (дыхательная система и система кровообращения тесно связаны в единую систему, называемую кардиореспираторной), роль которой сводится к обеспечению работающих мышц кислородом и выведению углекислоты из организма. И при всём при этом максимальное потребление кислорода (МПК) – основной показатель аэробной выносливости.
Как известно, величина потребляемого мышцами кислорода эквивалентна производимой ими работе. Следовательно, потребление организмом кислорода возрастает пропорционально мощности выполняемой работы. МПК характеризует собой то предельное количество кислорода, которое может быть использовано организмом в единицу времени. Чем выше МПК, тем больше (при прочих равных условиях) абсолютная мощность максимальной аэробной нагрузки.
МПК может быть определено с помощью максимальных проб (прямой метод) и субмаксимальных проб (непрямой метод). Для определения МПК прямым методом используются чаще всего велоэргометр или тредбан и газоанализаторы. При применении прямого метода от испытуемого требуется желание выполнить работу до отказа, что не всегда достижимо. Поэтому было разработано несколько методов непрямого определения МПК, основанных на линейной зависимости МПК и ЧСС при работе определенной мощности. Эта зависимость выражается графически на соответствующих номограммах. В дальнейшем обнаруженная взаимосвязь была описана простым линейным уравнением, широко используемым с научно-прикладными целями для нетренированных лиц и спортсменов скоростно-силовых видов спорта:
МПК = 1,7PWC170 + 1240
Для определения МПК у высококвалифицированных спортсменов циклических видов спорта используют следующую формулу:
МПК = 2,2PWC170 + 1070
В зависимости от величины МПК с учетом возраста, К. Купер выделяет пять категорий физического состояния (очень плохое, плохое, удовлетворительное, хорошее, отличное). Градация отвечает практическим требованиям и позволяет учитывать динамику физического состояния при обследовании здоровых лиц с незначительными функциональными нарушениями. Критерии К. Купера для различных категорий физического состояния мужчин по величине МПК приведены в таблице 5 [10].