Файл: Индивидуальный подход в обучении как средство развития современной школы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Индивидуальный подход в обучении

как средство развития современной школы

В современном российском обществе на протяжении десятилетий происходят изменения, способствующие выявлению новых проблем и формированию ценностей во всех сферах жизни общества, в том числе и в духовной сфере, что находит отображение в образовании. Важнейшими тенденциями на сегодняшний день являются развитие свободной, творческой и ответственной личности. Современное педагогическое мышление ориентируется на необходимость формирования личности, обладающей системой ценностей, имеющей собственные взгляды на события и процессы, способной не только воспринимать различные точки зрения, но и критически мыслить.

Многочисленные научные исследования и опыт современного преподавания показывают, что формированию такой личности способствует в том числе и индивидуальный (дифференцированный) подход к обучению, в ходе реализации которого создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. В каждой школе обучаются ученики с разного уровня способностями, возможностями и интересами, поэтому важнейшей задачей современного образования и является создание условий для успешной реализации и самореализации личности ребенка с учетом его способностей и возможностей. Очевидно, что именно дифференциация в образовательном процессе выступает маркером гуманизации современного образования, являясь важным условием разностороннего и гармоничного развития личности ребенка.

В современных условиях сложно достигать высоких стандартов и качества школьного образования с учетом индивидуальных способностей, особенностей и запросов учащихся без четко продуманной и налаженной системы дифференцированного подхода в обучении. В настоящее время на решение этого вопроса ориентированы все участники образовательного процесса, начиная от образовательных организаций, заканчивая министерством просвещения.

Реализация индивидуального подхода в обучении поможет школе решить проблему необходимости учить всех одинаково, усилит гуманистическую направленность образования, снимет перегрузки, позволит учитывать особенности, возможности и интересы детей.


В контексте индивидуализации обучения понятие «дифферен­циация» исходит из особенностей индивида, его личностных ка­честв. Однако необходимо иметь в виду, что понятие «дифферен­циация» используется и в более широком значении: при формиро­вании содержания образования и организации учебной работы мы сталкиваемся с дифференциацией по возрастному, половому, регионально-экономическому, национальному и другим призна­кам.

С социальной точки зрения дифференциация представляет собой целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом. С дидактической точки зрения – решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.

В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства ее реализации. Однако имеющиеся статьи и пособия не исчерпывают проблемы организации дифференциации процесса обучения школьников.

Применение на практике дифференцированной модели обучения вызывает сложности.

Слово «дифференциация» в переводе с латинского означает «разделение; разложение целого на различные части, формы, ступени».

Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп обучающихся.

В современных исследованиях и учебно-методических пособиях дифференциация обучения обществознанию, как правило, рассматривается с точки зрения обновления содержания предмета и преимущественно в аспекте углубленного изучения предмета. Однако развитие познавательных возможностей и интеллектуальных умений школьников в процессе реализации дифференцированного обучения обществознания не было до настоящего времени предметом специального научного исследования.

Стоит отметить, что формирование активной, творческой, креативной личности, способной к осуществлению различных видов деятельности, возможно лишь при использовании системно-деятельностного подхода в обучении, создающего основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний

, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Данный подход направлен на развитие личности каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории, при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, отражают слова К. Д. Ушинского, утверждавшего, что нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

Сегодня является особенно актуальной проблема реализации индивидуального (дифференцированного) подхода к учащимся, находящимся на ступени основного общего образования, с целью выявления условий и методических путей развития познавательной деятельности в процессе получения обществоведческих знаний в школе.

Исследование процесса реализации дифференцированного обучения на уроках обществознания, выявляет ряд нерешенных в школьной практике проблем. В частности, в современном школьном образовании отсутствует четко сформулированная стратегия индивидуального подхода в обучении в основном звене. Кроме этого, при планировании уроков обществознания и их проведении можно наблюдать: несформированность системы развития умений учащихся, практическую нерешенность проблемы обучения «слабых» детей, недостаток методик определения уровней познавательных возможностей и умений учащихся и их учета при организации обучения обществознанию.

Нерешенность указанных выше проблем является одной из причин низкой результативности обучения, пассивности учащихся в процессе учения, равнодушия и снижения интереса к дисциплине, несмотря на содержание учебного материала, имеющего личностное значение.


Разработка методов индивидуального подхода к обучению, использование на практике конкретных рекомендаций преподавания обществознания дает возможность поставить на новый качественный уровень процесс современного обучения обществознанию. В этом заключается актуальность выбранной темы.

Развивать познавательную активную деятельность учащихся нужно с первых дней обучения обществознанию, когда у обучающихся начинает формироваться интерес к предмету. Однако, как показывает изучение современной практики преподавания, учителя чаще всего поддерживают активность и интерес учащихся к предмету традиционно: практическими ситуациями, увлекательными рассказами, беседами, привлечением современных наглядных средств обучения (в том числе видеороликов, видеофильмов). Однако дети школьного возраста проявляют интерес не только к содержанию теоретического материала, но и к способам его изучения. Наблюдения за учащимися показывают, что эмоции от самостоятельных открытий новых знаний и возможность продемонстрировать их своим одноклассникам, значительно повышают не только интерес большинства учащихся к дисциплине, но и их активность. Вместе с тем, это способствует развитию познавательной деятельности, формированию общих и специальных умений и навыков. В то же время, практические наблюдения на уроках обществознания за деятельностью детей показывают, что в силу различного уровня познавательных возможностей и способностей детей познавательные задания для некоторых учащихся являются либо слишком простыми, и тогда их выполнение становится не особенно интересным, либо-слишком сложными, и тогда учащиеся, не выполнив задачу и, не достигнув цели, теряет веру в собственные возможности и оказывается в ситуации неуспеха. В том и другом случае учащиеся утрачивают познавательную активность и интерес к дисциплине. Поэтому очень важно разработать такие методические рекомендации в обучении обществознанию, чтобы учащиеся могли участвовать в посильной, но и, вместе с тем, развивающей их способности деятельности, что возможно лишь в условиях организации индивидуального подхода (дифференцированного) в обучении.

Объектом исследования является процесс обучения обществознанию в основной школе.

Предметом исследования выбран индивидуальный подход (дифференцированный) в обучение обществознанию в процессе развития интеллектуальных умений учащихся.


При выборе обществоведческого курса исследования я исходила из следующих соображений: курс обществознания в основной школе является достаточно сложным для некоторых учащихся в силу большого объема изучаемого материала, большого количества сложных понятий, разноплановости материала, что и затрудняет у учащихся стимулирувание познавательной активности и интереса к предмету.

Цель данной дипломной работы - произвести комплексный анализ индивидуального подхода (дифференцированного) на уроках обществознания в основной школе.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить проблемы дифференцированного подхода, выявленные в педагогической теории и практике;

  • выявить психолого-педагогические основы дифференциации;

  • изучить существующие методики выявления индивидуальных особенностей учащихся;

  • изучить существующие особенности реализации дифференциации на уроках обществознания;

  • изучить методику оказания дифференцированной помощи учащимся на уроках обществознания.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут использоваться в виде выводов и обобщений, методических рекомендаций по организации индивидуального (дифференцированного) подхода к обучению на уроках обществознания в основной школе, разработок уроков, тестов и заданий в практике преподавания обществознания в школьном курсе.