Файл: А. Ахматова. Поэма Реквием. История создания и публикации. Смысл названия. Отражение личной трагедии и народного горя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью: Магдалина - мятежное страдание, когда л.г. «выла под кремлёвскими башнями» и «кидалась в ноги палачу», Иоанн - тихое оцепенение человека, пытающегося «убить память», обезумевшего от горя и зовущего смерть. Горе матери беспредельно – в ее сторону даже невозможно смотреть, ее горе невозможно передать словами. Молчание Матери, на которую «так никто взглянуть и не посмел», разрешается плачем-реквиемом. Не только по своему сыну, но и по всем погубленным).
− Почему именно этот сюжет из библии использовала Ахматова? (В поэме Ахматова соединила историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого личное и общечеловеческое сливаются воедино. Страдание матери ассоциируется с горем Богородицы).
8) Эпилог. Ученик читает наизусть.
9) Слово учителя с элементами беседы.
− Вспомните, какой наказ получила Ахматова, стоя в тюремной очереди, описанной в предисловии?
(Безымянная женщина просит от лица всех «Описать это». И поэт обещает: «Могу»)
− Выполнила ли она это? (В Эпилоге она отчитывается перед ними в выполненном обещании. Л.г. в конце своего поэтического повествования снова видит себя в тюремной очереди. В начале поэмы дан конкретный образ тюремной очереди).
Впервые в поэме мы видим портрет, созданный с помощью развернутой метафоры.
− Чей это портрет? Или чьи? (Это портрет измученных женщин, матерей.)
− Это конкретный портрет или обобщенный?
В Эпилоге образ тюремной очереди обобщённый. Л.г. сливается с этой очередью, вбирает в себя мысли и чувства этих измученных женщин. Эпилог написан в жанре поминального плача, поминальной молитвы: «И я молюсь не о себе одной…».
− О ком она молится? (О тех, кто стоял в тюремных очередях с передачами, кто не отрёкся, кто добровольно разделил страдания с близкими, обо всех, кто был с нею в этих испытаниях, для кого она соткала «широкий покров»).
− Какое синтаксическое средства помогают создать эту молитву? (Анафора - повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов)
Как из-под век выглядывает страх…
Как клинописи жёсткие страницы…
Как локоны из пепельных и чёрных …
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой…
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде…
Ни около моря, где я родилась…
Ни в царском саду…
Забыть громыхание чёрных марусь…
Забыть, как постылая хлопала дверь…
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
− Сделайте вывод, какую роль они играют? (Создают особую ритмику стиха. Придают речи трагизм, боль. Помогают выразить скорбь).
− Какая тема звучит во второй части эпилога? В творчестве каких русских поэтов вы встречали эту тему? (У Пушкина есть стихотворение «Памятник», в котором он говорит, о том, что к «нерукотворному» памятнику не зарастёт «народная тропа», потому что, «чувства добрые я лирой пробуждал»; во-вторых, «в мой жестокий век восславил я свободу»; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал»))
− Какой необычный смысл приобретает эта тема под пером Ахматовой? (Этот памятник должен стоять по желанию поэта. Ахматова не описывает сам памятник. А определяет место, где он должен стоять. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она даёт лишь при одном условии: это будет памятник поэту у тюремной стены.)
− Почему просит поставить памятник, там, где стояла 300 часов? (Этот памятник должен стоять не в милых ее сердцу местах, где она была счастлива, потому что памятник не только поэту, но и всем матерям и женам, которые стояли в тюремных очередях в 30гг. Это памятник народному горю:
«Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание чёрных Марусь»).
Учитель: Несколько лет назад (2006) в Петербурге напротив печально известной тюрьмы «Кресты» появился памятник Анне Ахматовой. Место его она указала сама: «Там, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов». Тем самым наконец-то воплощено в жизнь поэтическое завещание: «Если когда-нибудь в этой стране поставить задумают памятник мне…». Трёхметровая скульптура стоит на постаменте из тёмно-красного гранита. Застывшая в бронзе, Ахматова смотрит на «Кресты», где был заключён её сын Лев Гумилёв, с противоположного берега Невы. Внутреннее, скрытое от посторонних глаз страдание выражено в её хрупкой и тонкой фигуре, в напряжённом повороте головы.
А теперь вернемся к эпиграфу, который написан через 20 лет после поэмы.
− Как вы думаете, почему в эпиграфе к поэме о личном горе дважды звучит слово народ? (Ахматова уже в эпиграфе открыто заявляет о своей главной роли в жизни – роли поэта, который разделил со своем народом трагедию страны.
«Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был».
Она не конкретизирует, где, это «там» – в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме; «там» – это значит вместе, в широком смысле слова. Таким образом, Реквием – это не только личная трагедия, но и трагедия народная).
− В чем видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию?
(Выразить и донести скорбь и страдание «стомиллионного» народа).
«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мёртвым и живым. «Реквием» по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осуждённым. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.
III. Закрепление учебного материала.
1. Решение проблемного вопроса.
Вернемся к проблемному вопросу. Какой ответ мы на него можем дать на основе анализа поэмы? Для этого используйте записи в тетради. А.И.Солженицын: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына».
2. Продолжите размышление.
Перечитывая «Реквием», я задумался ...
я понял...
я осознал...
я пересмотрел...
IV. Домашнее задание.
Подготовиться к сочинению по творчеству А. Ахматовой. Предлагаемые темы сочинений:
- «Образ матери в поэме А. Ахматовой «Реквием»».
- «Звёзды смерти стояли над нами...» ( По поэме "Реквием” А.Ахматовой).
- «Средства художественной выразительности в поэме А.Ахматовой "Реквием».
- «Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».
- «Я была тогда с моим народом...» (по поэме А. Ахматовой «Реквием»).
- Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой «Реквием».
- Голос поэта в поэме Ахматовой «Реквием».
- Уроки мужества в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».
− Почему именно этот сюжет из библии использовала Ахматова? (В поэме Ахматова соединила историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого личное и общечеловеческое сливаются воедино. Страдание матери ассоциируется с горем Богородицы).
8) Эпилог. Ученик читает наизусть.
9) Слово учителя с элементами беседы.
− Вспомните, какой наказ получила Ахматова, стоя в тюремной очереди, описанной в предисловии?
(Безымянная женщина просит от лица всех «Описать это». И поэт обещает: «Могу»)
− Выполнила ли она это? (В Эпилоге она отчитывается перед ними в выполненном обещании. Л.г. в конце своего поэтического повествования снова видит себя в тюремной очереди. В начале поэмы дан конкретный образ тюремной очереди).
Впервые в поэме мы видим портрет, созданный с помощью развернутой метафоры.
− Чей это портрет? Или чьи? (Это портрет измученных женщин, матерей.)
− Это конкретный портрет или обобщенный?
В Эпилоге образ тюремной очереди обобщённый. Л.г. сливается с этой очередью, вбирает в себя мысли и чувства этих измученных женщин. Эпилог написан в жанре поминального плача, поминальной молитвы: «И я молюсь не о себе одной…».
− О ком она молится? (О тех, кто стоял в тюремных очередях с передачами, кто не отрёкся, кто добровольно разделил страдания с близкими, обо всех, кто был с нею в этих испытаниях, для кого она соткала «широкий покров»).
− Какое синтаксическое средства помогают создать эту молитву? (Анафора - повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов)
Как из-под век выглядывает страх…
Как клинописи жёсткие страницы…
Как локоны из пепельных и чёрных …
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой…
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде…
Ни около моря, где я родилась…
Ни в царском саду…
Забыть громыхание чёрных марусь…
Забыть, как постылая хлопала дверь…
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
− Сделайте вывод, какую роль они играют? (Создают особую ритмику стиха. Придают речи трагизм, боль. Помогают выразить скорбь).
− Какая тема звучит во второй части эпилога? В творчестве каких русских поэтов вы встречали эту тему? (У Пушкина есть стихотворение «Памятник», в котором он говорит, о том, что к «нерукотворному» памятнику не зарастёт «народная тропа», потому что, «чувства добрые я лирой пробуждал»; во-вторых, «в мой жестокий век восславил я свободу»; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал»))
− Какой необычный смысл приобретает эта тема под пером Ахматовой? (Этот памятник должен стоять по желанию поэта. Ахматова не описывает сам памятник. А определяет место, где он должен стоять. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она даёт лишь при одном условии: это будет памятник поэту у тюремной стены.)
− Почему просит поставить памятник, там, где стояла 300 часов? (Этот памятник должен стоять не в милых ее сердцу местах, где она была счастлива, потому что памятник не только поэту, но и всем матерям и женам, которые стояли в тюремных очередях в 30гг. Это памятник народному горю:
«Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание чёрных Марусь»).
Учитель: Несколько лет назад (2006) в Петербурге напротив печально известной тюрьмы «Кресты» появился памятник Анне Ахматовой. Место его она указала сама: «Там, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов». Тем самым наконец-то воплощено в жизнь поэтическое завещание: «Если когда-нибудь в этой стране поставить задумают памятник мне…». Трёхметровая скульптура стоит на постаменте из тёмно-красного гранита. Застывшая в бронзе, Ахматова смотрит на «Кресты», где был заключён её сын Лев Гумилёв, с противоположного берега Невы. Внутреннее, скрытое от посторонних глаз страдание выражено в её хрупкой и тонкой фигуре, в напряжённом повороте головы.
А теперь вернемся к эпиграфу, который написан через 20 лет после поэмы.
− Как вы думаете, почему в эпиграфе к поэме о личном горе дважды звучит слово народ? (Ахматова уже в эпиграфе открыто заявляет о своей главной роли в жизни – роли поэта, который разделил со своем народом трагедию страны.
«Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был».
Она не конкретизирует, где, это «там» – в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме; «там» – это значит вместе, в широком смысле слова. Таким образом, Реквием – это не только личная трагедия, но и трагедия народная).
− В чем видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию?
(Выразить и донести скорбь и страдание «стомиллионного» народа).
«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мёртвым и живым. «Реквием» по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осуждённым. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.
III. Закрепление учебного материала.
1. Решение проблемного вопроса.
Вернемся к проблемному вопросу. Какой ответ мы на него можем дать на основе анализа поэмы? Для этого используйте записи в тетради. А.И.Солженицын: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына».
2. Продолжите размышление.
Перечитывая «Реквием», я задумался ...
я понял...
я осознал...
я пересмотрел...
IV. Домашнее задание.
Подготовиться к сочинению по творчеству А. Ахматовой. Предлагаемые темы сочинений:
- «Образ матери в поэме А. Ахматовой «Реквием»».
- «Звёзды смерти стояли над нами...» ( По поэме "Реквием” А.Ахматовой).
- «Средства художественной выразительности в поэме А.Ахматовой "Реквием».
- «Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».
- «Я была тогда с моим народом...» (по поэме А. Ахматовой «Реквием»).
- Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой «Реквием».
- Голос поэта в поэме Ахматовой «Реквием».
- Уроки мужества в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».