Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ
Тема: Позиция как единица социальной ситуации
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятие социальной ситуации развития…………………………………….4
2.Позиция как единица социальной ситуации развития……………………..9
Заключение……………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………….15
Введение
Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. Эта ситуация может быть изменена человеком подобно тому, как он старается изменить свое место в окружающем мире, осознав, что оно не соответствует его возможностям. Если это не происходит, то возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями.
Личность без социальной ситуации развития личностью стать не сможет. Это понятие было предложено в дискуссии с исследователями, придерживающимися двухфакторных схем развития личности, в частности в ходе критики представлений о "среде" как о "факторе" развития личности. Понятие "социальная ситуация развития", введенное Л. С. Выготским, получило затем право гражданства в детской и социальной психологии благодаря исследованиям. Л. И. Божович и Б, Г. Ананьева. Говоря о "социальной ситуации развития", Л. С. Выготский подчеркивал, что среда не есть "обстановка развития", т. е. некий "фактор", непосредственно детерминирующий поведение личности. Она представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Но это то условие, без которого, как и без индивидных свойств человека, невозможен сложный процесс строительства личности.
Цель работы: изучить позицию как единицу социальной ситуации.
Задачи работы:
1.Дать понятие социальной ситуации развития;
2.Дать характеристику позиции как единице социальной ситуации развития.
Предмет исследования: позиция как единица социальной ситуации в современных исследованиях.
Объект исследования: Позиция как единица социальной ситуации.
1.Понятие социальной ситуации развития
Понятие «социальная ситуация развития» было введено Л.С. Выготским в его учении о структуре и динамике психологического возраста. Социальная ситуация развития как сущностная характеристика возраста, наряду с психологическими новообразованиями сферы сознания и личности, составляет структуру психологического возраста. Л.С. Выготский резко возражал против позиции, характеризующей среду как внешнюю по отношению к ребенку совокупность объективных, существующих и влияющих на него самим фактом своего существования условий [9]. Пониманию среды как фактора развития Л.С. Выготский противопоставил понятие социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития – это «...совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» [9, с. 903].
Такое определение социальной ситуации развития противопоставлялось бихевиористскому подходу, в котором среда понималась как стимульная среда, социальное окружение, фактор развития.
Социальная ситуация развития, согласно взглядам Л.С. Выготского, определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания, представляя собой исходный момент для всех динамических преобразований возраста, основу психического развития ребенка. Не будучи ничем иным, как системой отношений между ребенком и социальной действительностью, социальная ситуация развития, по словам Л.С. Выготского, по мере развития ребенка распадается, отражая в своей трансформации новые достижения ребенка и подготавливая в основных чертах новую социальную ситуацию развития. Коренная перестройка социальной ситуации развития осуществляется в периоды кризисов развития, определяя их основное психологическое содержание, задавая новый импульс и направление психическому развитию ребенка. Исследование среды как детерминанты развития для Л.С. Выготского выступало как исследование роли среды в психиче ском развитии ребенка. Объектом развития для Л.С. Выготского был не ребенок как изолированный индивидуум, а ребенок в единстве его социальных связей и отношений с социальной действительностью. В учении Л.С. Выготского среда и ребенок не противопоставляются друг другу как две изначально различные сущности.
Среда никогда не является для ребенка внешней, ребенок сам есть часть этой социальной среды. Для выявления роли среды в развитии ребенка необходимо изучить значение среды для ребенка, отношение ребенка к отдельным сторонам среды, иными словами, необходимо выявить активно-действенную позицию ребенка в отношении среды. Выступая как отношения между ребенком и его социальным окружением, социальная ситуация развития имманентно предполагает активность самого ребенка в построении этих отношений. «Единицей» отношений личности и среды в развитии, воплощающей активно-действенную позицию ребенка, Л.С. Выготский считал переживание. Под переживанием понималось «внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности» [9, с. 994].
Характер и содержание переживания определяет, какое именно влияние на развитие ребенка оказывает та или иная характеристика среды. Другими словами, «...среда определяет развитие ребенка через переживание среды, ...отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка» [9, с. 995].
Подчеркивая необходимость изучения внутренних переживаний ребенка для определения детерминирующего влияния среды в развитии, Л.С. Выготский указывал на «огромные теоретические трудности» осуществления подобного анализа, обусловленные как необходимостью разработки соответст вующего понятийного аппарата, так и поиском адекватных поставленной задаче методов исследования. Вместе с тем практическая работа детского психолога, анализ трудного детства с целью оказания психологической помощи в развитии ребенка предоставляют, по мнению Л.С. Выготского, неоспоримые доказательства того, что именно характер переживания ребенком своих отношений со средой является «ключом» к пониманию конкретного хода психического развития ребенка. Переживание – как субъективное отражение ребенком своего объективного места в системе социальных отношений – составляет субъективный аспект социальной ситуации развития [3; 4; 5; 9;]. В своих работах, посвященных вопросам детской психологии, Л.С. Выготский дал блестящую характеристику социальной ситуации развития различных возрастных периодов развития, уделив особ внимание кризисам развития. Одна из существенных характеристик социальной ситуации развития состоит в том, что она содержит в себе базовое противоречие, разрешение которого определяет центральную линию развития ребенка и главные новообразования возраста.
Так, социальная ситуация развития младенца определяется противоречием между максимальной социальностью младенца – отношения ребенка к миру всегда оказываются опосредованными другими, т.е. опосредованными социально – и минимальными возможностями его общения.
Особенности отношения ребенка к миру, отражающие его достижения и ограничения в развитии, объективируют для ребенка задачу развития, успешное разрешение которой находит отражение в формировании новых психологических способностей ребенка, качественном преобразовании его сознания.
Другим важнейшим понятием, конкретизирующим механизмы детерминации средой психического развития ребенка
, в концепции Л.С. Выготского стало понятие зоны ближайшего развития.
Зона ближайшего развития есть расхождение между уровнем актуального развития, достигаемым ребенком в самостоятельной деятельности, и уровнем потенциального развития, достигаемым в сотрудничестве со взрослым [8].
Сотрудничество со взрослым, определяющее «завтрашний день развития» ребенка, выступает связующим звеном, посредником (Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин) между социальной средой – источником развития ребенка – и ребенком. Исследование функций, форм и средств такого сотрудничества стало одним из приоритетных направлений изучения закономерностей развития ребенка в культурно-историческом подходе [19; 20;].
В современной зарубежной психологии развития можно видеть значительное изменение представлений о роли социальной среды в развитии ребенка, обусловленное как направленностью на поиск новых теоретических моделей, объясняющих закономерности развития ребенка в онтогенезе, так и влиянием идей культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Можно говорить о двух основных подходах к пониманию психического развития ребенка в современной психологии.
Первый подход – стадиальный – рассматривает развитие как универсальный линейный процесс смены последовательных психологических структур (нативизм, З. Фрейд, А. Гезелл, Н. Хомский и др.). Сторонники этого подхода придерживаются дихотомии «личность – среда», «наследственность – опыт».
Личность и среда рассматриваются как две раздельные сущности или группы факторов вне их динамической взаимосвязи и без должного учета самоорганизующейся активности человек. Возникновение второго подхода отражает неудовлетворенность исследователей решением вопроса о соотношении стабильности развития и разнообразия индивидуальных траекторий развития.
Системно-динамический подход рассматривает развитие как множественный обоюдный и непрерывный процесс взаимодействия всех уровней системы – от молекулярного до культурного, отрицая полярности прошлого – наследственность–среда, индивид–общество, биология–культура. Утверждается, что процесс изменений может быть понят лишь путем исследования отношений между индивидом и контекстом. Разнообразие контекстов порождает множественность траекторий индивидуального развития ребенка.
Предметом исследования становится динамическая система отношений индивид–среда, изменяющаяся со временем.
В системно-динамическом подходе обосновываются два основных положения, в значительной степени сближающие позиции современной зарубежной психологии развития и теории психического развития ребенка Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева – Д.Б. Эльконина: во-первых, о значимости социальной среды, выступающей в форме социальных контекстов, для развития ребенка, в частности усвоения культурного опыта; во-вторых, о значении активности развивающегося ребенка, постановки целей, саморегуляции, самоэффективности [2].
Еще К. Левин в теории «психологического поля» подчеркивал роль активности самого человека в создании своего жизненного пространства. Среда понималась им не только как физический и социальный контекст, но и как восприятие ребенком этого контекста. «Объективная среда» может восприниматься ребенком по-разному в зависимости от его нужд и потребностей. Поэтому поведение человека может в определенной степени не зависеть от среды [16]. Базовый процесс развития в системно-динамическом подходе понимается как изменение связи между индивидом и окружающими его множественными контекстами, в котором происходит интеграция и дифференциация Я и среды. Человек развивается в единстве социокультурного контекста [9].
2.Позиция как единица социальной ситуации развития
Рассмотрим позицию как единицу социальной ситуации развития на примере материнской позиции как важнейшей составляющей социальной ситуации развития ребенка.
В самом общем смысле материнская позиция — это динамическое явление, принадлежащее матери и реализующееся в системе материнско-детского взаимодействия.
В более узком значении «материнская позиция» - это система отношений матери к конкретному ребенку, которая проявляется в качестве выполнения материнских функций и отражает внутренние субъективные переживания женщины, связанные с их выполнением ; это особым образом организованная ценностно-смысловая сфера личности женщины, определяющая ее поведение в отношении ребенка [5].
В качестве единицы анализа «материнской позиции» логично использовать понятие «внутренняя позиция личности», введенное Л.И. Божович [6], поскольку данное понятие имеет большие методологические возможности, так как содержит в себе все свойства, присущие личности в целом. В отечественной психологии и раньше данный конструкт применялся как единица анализа психической реальности человека (А.Е. Лагутина, Е.О. Смирнова) [6].
Понятие «внутренняя позиция личности», на наш взгляд, содержательно близко понятию «материнская позиция». Представляется, что именно «внутренняя позиция личности» позволяет точнее, чем другие понятия, подойти к акцентированию сущности материнской позиции, в которой взаимно переплетены две основные составляющие: пространство развития отношений матери с ребенком во внешней среде и пространство внутреннего мира женщины.
По определению Л.И. Божович «внутренняя позиция личности» - это индивидуальные ценности и смыслы человека, его