Файл: Практическое задание 3 Что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенкадошкольника.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1902
Скачиваний: 74
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание № 3
1. Что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенка-дошкольника?
2. Почему учебная деятельность признается ведущей именно в младшем школьном возрасте, а не на всем протяжении школьного обучения?
3. Являются ли ориентиры в интеллектуальном и личностном развитии подростка типичными, нормативными достижениями или выступают как «возможности», «идеалы»?
4. Выскажите вашу точку зрения по поводу ведущей деятельности в период зрелости. Сравните ее с известными вам позициями психологов.
1. Что такое сенсорные эталоны и какова их роль в познавательном развитии ребенка-дошкольника?
Данный термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем, и в последующем нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают 7 цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – различные геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (к нему относится феномен родного языка, звуковые отношения, свой во вкусовом, обонятельном восприятии). Усвоение сенсорных эталонов — это длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон это не значит научиться правильно называть то или иное свойств. Необходимо чтобы были сформированы четкие представления о разновидностях каждого свойства и главное уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
2. Почему учебная деятельность признается ведущей именно в младшем школьном возрасте, а не на всем протяжении школьного обучения?
Когда ребенок начинает ходить в школу, на начальном этапе учебной деятельности как таковой еще нет, и она должна быть сформирована в виде умения учиться. Именно это и является специфической задачей младшего школьного возраста. Основная трудность, которая находиться на пути данного формирования, это то, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе, во время учебного процесса. Он хочет выполнять социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация.
Основой специфики учения это присвоение научных знаний. Основную часть содержания учебной деятельности составляют различные научные понятия, законы, общие способы решения практических задач. Именно поэтому условия формирования и осуществления учебной деятельности создаться только в рамках школы, а в других видах деятельности усвоение знаний выступает как побочный продукт в виде житейских понятий. Как пример рассматривая игру, в ней ребенок обычно стремиться как можно лучше выполнять какую-нибудь роль, и усвоение правил ее выполнения лишь сопутствует основному стремлению. И только в моменты учебной деятельности усвоение научных знаний и умений, навыков выступает как ключевая цель и главный результат деятельности. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать различными научными понятиями. Учебная деятельность будет осуществляться на протяжении всех лет обучения в школе, но только сейчас, когда она складывается и формируется, она является ведущей.
3. Являются ли ориентиры в интеллектуальном и личностном развитии подростка типичными, нормативными достижениями или выступают как «возможности», «идеалы»?
Л.С. Выготский считал проблему интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка «. Он выделял несколько групп интересов («доминант») подростка:
— «эгоцентрическая доминанта» (интерес к собственной личности);
— «доминанта дали» (большая субъективная значимость отдаленных событий, чем текущих и ближайших);
— «доминанта усилия» (тяга к сопротивлению, к преодолению, к волевому усилию, которые могут проявляться в негативных формах: в упрямстве, хулиганстве и т.п.);
— «доминанта романтики» (стремление к неизведанному, рискованному, приключениям).
Не слабость воли, а отсутствие или слабость целей дезорганизуют поведение подростка: для них необходимы важные жизненные цели, выходящие за пределы сиюминутных дел и развлечений. Возникновение избирательных или, по определению Л.И. Божович, постоянных (стержневых) личностных интересов, которые характеризуются «ненасыщаемостью», подталкивает подростков к постановке отдаленных целей, делает их целеустремленнее, организованнее, гармоничнее. Основное стремление занять иную жизненную позицию, более самостоятельную (в отличие от потерявшей объективную ценность позиций школьника), оно вызвано желанием воспитать в себе и проявить особенные качества личности.
Опираясь на «доминант романтики» в таком возрасте у подростков превалируют идеалы, далекие от реальности: поп-звезды, известные личности, супергерои и т.д. Подросткам не очень характерно стремление к «реальным» целям – покупка квартиры, машины, получение высокой должности. Им кажется, что, имея возможности, можно достичь многого, но не всегда есть понимание, а зачем вообще совершать тот или иной поступок. Именно поэтому рациональные комментарии взрослых в таком возрасте кажутся им чем-то навязанным и ограничивающим свободу.
4. Выскажите вашу точку зрения по поводу ведущей деятельности в период зрелости. Сравните ее с известными вам позициями психологов.
Ведущей деятельностью в период зрелости является наставничества. В первом периоде эпохи зрелости человек реализует свою потребность в передаче опыта своим последователям, он становится наставником на жизненном или же профессиональном пути своего ученика. Во втором периоде эпохи зрелости ведущая деятельность занимает новую форму, приобретает коллективное творчество. Зрелость является самым длительным периодом жизни человека. Н. Эриксон считал, что зрелость человека захватывает время от 25 до 65 лет, т.е. около 40 лет жизни. В свою очередь американский психолог Р. Кесслер считал: «все говорит о том, что средний возраст – это самое лучшее время жизни. Вас ещё не беспокоят
болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучаетесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в своей работе?». Многие исследователи поддерживают его точку мнения и считают что кризис середины жизни является скорее исключением, чем правилом. Американский ученый К. Рифф говорил: «Чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют почувствовать вас не полноценным».
По моему мнению, чем старше человек, тем больше в его арсенале приобретённого жизненного опыта, профессионального опыта, знаний, которые позволяют реализовать себя в различных сферах деятельности. Если за основу брать профессиональную деятельность психолога и рассматривать его навыки с точки зрения психоанализа, то именно взрослый зрелый человек в состоянии качественно и профессионально обладать психоаналитическими навыками, которые будут спрятаться с жизненным опытом, знаниями, тем самым такой специалист будет намного продуктивнее, и качественнее для своих клиентов, нежели чем когда психоаналитическими навыками обладают молодые, не опытные специалисты, у которых за плечами недостаточной багаж жизненного опыта.