Файл: 50 вопросов по бухгалтерскому учету в чем заключается сущность и назначение бухгалтерских отчетов в рыночной экономике.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В состав оборотных активов входит имущество, которое потребляется в течение года или нормального производственного цикла, который может превышать этот срок. Оборотные активы требуют постоянного восполнения. Они сформированы в отдельные группы: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства. Причем сумма дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты и свыше 12 месяцев после отчетной даты, показаны по каждой статье раздельно.
Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса оказывают влияние на порядок расположения статей пассива баланса. Например, основные средства приобретаются за счет источников собственных средств или долгосрочных обязательств, а текущие обязательства используются в основном для накопления текущих активов экономического субъекта. Таким образом, вертикальные взаимосвязи балансовых статей пассива предполагают последовательность: источники собственных средств (собственный капитал), долгосрочные обязательства и текущие обязательства, что позволяют выделить три раздела пассива:
3) капитал и резервы;
4) долгосрочные обязательства;
5) краткосрочные обязательства.
Для третьего раздела определяющим является уставный капитал, характерный для тех экономических субъектов, где отсутствует один собственник (АО, ООО и др.). В государственных и муниципальных предприятиях эта часть имущества представлена уставным фондом.
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года и прошлых лет, фонд социальной сферы имеют место в 3 разделе как вариант учетной политики в случае распределения прибыли.
В четвертом разделе раскрывается содержание долгосрочных обязательств банков и долгосрочных займов, прочих долгосрочных обязательств.
В пятом разделе баланса отражаются земные средства в виде ссуд банков и займов со срочным погашением в течение 12 месяцев после отчетной даты и различные виды кредиторской задолженности. Особенное место в данном разделе занимают источники собственных средств, не вошедшие в предыдущие разделы баланса. Они называются в разделе статей «Доходы будущих периодов», (резервы предстоящих расходов) и др.
Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что обеспечивает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи.
Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы: «На начало отчетного периода» и «На конец отчетного периода». Такова принципиальная схема и содержание бухгалтерского баланса.
16. Определите состав и проведите классификацию статей актива баланса.
Актив баланса — это отражение того имущества и обязательств, которые находятся под контролем предприятия, используются в его финансово-хозяйственной деятельности и могут принести ему выгоду в будущем. Актив делят на 2 раздела:
- внеоборотные активы (в данном разделе отражено имущество, используемое организацией в течение длительного времени, стоимость которого, как правило, учитывают в финансовом результате по частям):
- нематериальные активы,
- результаты исследований и разработок,
- нематериальные поисковые активы,
- материальные поисковые активы,
- основные средства,
- доходные вложения в материальные ценности,
- финансовые вложения,
- отложенные налоговые активы,
- прочие внеоборотные активы.
- оборотные активы, данные по наличию которых находятся в постоянной динамике, учет их стоимости в финансовом результате, как правило, осуществляется разово.
- запасы,
- НДС по приобретенным ценностям,
- дебиторская задолженность,
- финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов),
- денежные средства и денежные эквиваленты,
- прочие оборотные активы.
17. Определите состав и проведите классификацию статей пассива баланса.
Пассив баланса характеризует источники тех средств, за счет которых сформирован актив баланса. Он состоит из трех разделов:
- капитал и резервы, где отражаются собственные средства организации (ее чистые активы):
- уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей),
- собственные акции, выкупленные у акционеров,
- переоценка внеоборотных активов,
- добавочный капитал (без переоценки),
- резервный капитал,
- нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
-долгосрочные обязательства, которые характеризуют задолженность предприятия, существующую в течение длительного времени:
- заемные средства,
- отложенные налоговые обязательства,
- оценочные обязательства,
- прочие обязательства.
- краткосрочные обязательства, показывающие активно меняющуюся часть задолженности организации:
- заемные средства,
- кредиторская задолженность,
- доходы будущих периодов,
- оценочные обязательства,
- прочие обязательства.
18. Почему основной актив бухгалтерского баланса ее работники не находят отражения в балансе. Этот вопрос мне кажется, составлен некорректно.
19. Что такое техника составления промежуточного (месячного, квартального) и годового бухгалтерского баланса. Перечислите этапы составления бухгалтерского баланса.
В конце каждого отчетного периода составляется бухгалтерский баланс. Поскольку баланс формируется результатом финансово-хозяйственных процессов, отдельных операций и экономических явлений, основой его составления служат данные учетных регистров: главной книги, оборотной ведомости, журналов- ордеров, вспомогательных ведомостей. На основании этих регистров заполняется Главная книга, где оборот по кредиту счета показан общей суммой и взят из данных соответствующего журнала-ордера, а оборот по дебету дан в разрезе ряда счетов и может быть собран из ряда журналов-ордеров. На основании этих оборотов и остатков предыдущего периода подсчитываются остатки на конец периода. Эти остатки (сальдо) после сверки с данными регистров аналитического и синтетического учета, используются для формирования данных формы №1. Учетные регистры могут существовать в виде базы данных ЭВМ, причем программы обработки бухгалтерской информации соответствующие правилам ведения учета, позволяют избежать рутинной работы и данные баланса формируются по мере введения корреспонденции счетов и сумм в типовые формы первичных документов.
Важным этапом подготовительной работы для составления бухгалтерского баланса является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно - распределительных, сопоставляющих, финансово - результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.
Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством встречных затрат.
В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации и закрываются счета 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" и сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 99 "Прибыли и убытки" определяется конечный финансовый результат отчетного периода.
Можно выделить шесть основных правил, которые нужно соблюдать, составляя баланс:
1) Показатели должны быть в тысячах (миллионах) рублей. При этом суммы берутся без десятичных знаков после запятой;
2) Основные средства, доходные вложения в материальные ценности и нематериальные активы показывают по остаточной стоимости;
3) Зачет между статьями активов и пассивов недопустим;
4) Несущественные активы и обязательства обособленно не приводят. Уровень существенности устанавливается в учетной политике организации и в течении года не меняется;
5) Отрицательные значения приводят в круглых скобках.
Помимо всех этапов составления баланса промежуточного, процесс формирования данных годового баланса включает в себя большое количество учетных работ самого разнообразного характера:
- проводят инвентаризацию всех видов имущества, обязательств и расчетов и ее результаты отражают на счетах главной книги и аналитических счетах;
- осуществляют уточнение оценки всех видов имущественных статей баланса;
- создают оценочные резервы (по сомнительным долгам, на снижение стоимости материальных ценностей и финансовых вложений), заключительными записями декабря;
- проверяют правильность распределения доходов, расходов, прибыли и убытков между смежными отчетными периодами;
- осуществляют закрытие счетов бухгалтерского учета, 90, 91, 99 "Прибыли и убытки" (заключительной записью декабря);
- вносят уточнения в главную книгу или отражают эти уточнения в пояснительной записке к годовому отчету с учетом событий после отчетной даты (ПБУ 7/98) или условных фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 8/01);
- в соответствии с ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" и ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности" вносятся уточнения в Главную книгу или раскрываются в пояснительной записке;
- составляют приложение к годовому бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснения к отчетному бухгалтерскому балансу.
20. В чем заключаются особенности оценки статей бухгалтерского баланса в условиях гиперинфляции.
МСФО 29 «Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции» требует проводить пересчёт основных отчётных данных с учётом инфляции. Финансовые отчёты организации (предприятия) должны содержать данные: о пересчёте отчётной информации с поправкой на изменение общей покупательной способности денег; о системе оценки имущества по первоначальной, текущей стоимости; об индексе цен на дату составления отчётного бухгалтерского баланса и показателях динамики этого индекса в течение отчётного периода; о чистой денежной прибыли или убытках за отчётный период.
21. В чем заключается значение и целевая направленность отчета о финансовых результатах.
Согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» отчет о финансовых результатах характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Наряду с бухгалтерским балансом он является обязательной составной частью годовой и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Поскольку главной целью предпринимательства является получение максимально возможной прибыли, то раскрытие информации о формировании финансового результата приобретает важнейшее значение для эффективного управления любой организации современного бизнеса.
Информация о финансовых результатах деятельности организации необходима, чтобы оценить потенциальное изменение в ресурсах, которые, возможно, будет контролировать организация в будущем. Собственники, потенциальные инвесторы как никакие другие пользователи нуждаются в получении полной и ясной картины об основных слагаемых формирования финансовых результатов организации, степени эффективности ее работы. Полная и четкая информация о доходах и расходах позволяет акционерам (участникам) оценивать свои риски, принимать взвешенные инвестиционные решения.
Качественный и правильно структурированный отчет о финансовых результатах служит гарантией защиты прав акционеров, позволяет собственникам строить стратегические планы в отношении объема и структуры капитала, а потенциальным инвесторам принимать аргументированное решение об участии в капитале данного экономического субъекта.
Как известно, финансовый результат хозяйственной деятельности экономического субъекта исчисляется как в бухгалтерском балансе, так и в отчете о финансовых результатах.
По балансу собственники, инвесторы, кредиторы, управленческий персонал могут определить только так называемую экономическую прибыль, которая представляет собой увеличение собственного капитала за отчетный период.