ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
06.04.2020 г. 3 год обучения
Тема занятия: «Красавица матрешка»
Творческий вид занятий - русская народная игрушка
Тип занятия: сообщения(изучения) новых знаний.
Цель: Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному творчеству, создающему красоту на радость людям. Углубить знания о русской народной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешки Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
Задачи:
Образовательные: Обучить умению выделять характерные средства художественной деятельности в работах народных мастеров, анализировать и сравнивать матрешек Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана. Научить расписывать бумажные силуэты в традициях семеновских мастеров.
Развивающие:Развивать образное мышление, воображение, фантазию, наблюдательность, умение высказывать оценочные взгляды в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, точность, аккуратность,эстетический вкус, инициативность, самостоятельность.
Формы организации учебной деятельности обучающихся: дистанционная.
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: презентация «О чем говорят матрешки?», «Угадай-ка», «Технология последовательности изготовления и росписи матрешки»
Пособия: 3 вида матрешек.
Литературный ряд: рассказ-сообщение, стихи о матрешках, физкультминутка и техника безопасности в стихотворной форме .
Музыкальный ряд: русские народные песни
Художественные материалы и принадлежности: силуэты матрешек, гуашевые краски, простой карандаш, ножницы, кисти, баночки для воды.
Технические средства обучения – ПК
План занятия:
1.Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3 Вводная беседа.
4. Сообщение нового материала.
5.Физкультминутка.
6. Самостоятельная практическая работа.
7. Анализ практических работ.
8. Рефлексия.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Добрый день, ребята! Начинаем наше занятие!
Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела,
Все ль на месте, все ль в порядке:
Кисточки, альбом и краски.
Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник наш.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!
Итак, все необходимое для работы вы приготовили. Начнем наше занятие! Сегодня мы снова будем говорить о народном искусстве, о людях создающих своими руками красоту. Много занимательного и интересного вы сегодня узнаете о русской народной игрушке.
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка .(Матрешка)
Правильно, ребята, это матрешка! Поэтому и тема нашего занятия звучит так – «Красавица матрешка». Сегодня вам предстоит придумать свой образ матрешки и поработать над эскизом игрушечной фигурки.
2. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, давайте вспомним, какие вы еще народные игрушки знаете?
–Ответы детей.
- Да, совершенно верно, самые распространенные глиняные, деревянные, тряпичные и соломенные. Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, - игрушечных дел мастер. Мы с вами познакомились уже с древним ремеслом по созданию народной глиняной филимоновской, каргопольской и дымковской игрушки. А сегодня мы поговорим о деревянной игрушке – это яркая самобытная область народного искусства. «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар», как называли ее раньше, создавались для забавы детям. Грубоватые, но выразительные фигурки зверей, птиц, человека были любимы в народе. Игрушки делали из осины, березы, сосны, липы. Игрушечник учился мастерству с детства, постигая мудрую простоту технических приемов. Обобщать, выделяя в изображаемом лишь самое главное, характерное и типичное, находить обобщению художественную декоративную форму – этот основной принцип работы народного мастера в полной мере реализовался в деревянной игрушке, притом с особой смелостью и размахом фантазии. Со временем каждый из вас может стать мастером в их изготовлении, но для начала необходимо понять основы дела.
3. Вводная беседа.
- Ребята, хотите узнать все о русской народной игрушке? Читайте и смотрите внимательно.
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка).
А знаете ли вы, ребята, как появилась матрешка'? Вот сейчас мы с вами об
этом и узнаем.
В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце прошлого века
жили многие русские замечательные художники — Серов, Коровин,
Васнецов. Этим людям были дороги судьбы народного творчества. А тут
попала к ним в Абрамцево Японская деревянная игрушка — японец, а в нем
мал, мала, меньше, вся его семья. Вот тогда и решили художники попросить
знаменитого игрушечных дел мастера из Загорска Василия Звездочкина
выточить похожую на эту игрушку, но только свою, русскую матрешку.
Потом известный художник Сергей Малютин расписал матрешку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались мальчиками, а венчал это семейство спеленутый младенец. Русскую деревянную игрушку назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде.
Кто матрешку создал
Я не знаю,
Вместе с Ванькой - Встанькой,
Как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал,
Искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу.
Создал образ неземной страсти
Истинную русскую красу.
На щеках навел зори румянец.
Неба синь плеснул в ее глаза,
И пустил в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
Ну и пой, гуляй теперь по свету,
Весели себе честной народ
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце!
4. Сообщение нового материала.
Матрешка – символ материнства и обобщенный образ русской красавицы
Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Образ женщины – матери большого семейства близок и понятен. Полное изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, в этом глубокий смысл этой игрушки.
Матрешка предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.
Ребята, как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен немалого мастерства и терпения требует. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала нужно выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается и одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеальна, наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрешке индивидуальность - роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка: намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду, расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть в росписи, свои цвета и формы. После раскраски матрешек лакируют. Под слоем блестящего лака краски приобретают особую яркость.
Так, ребята, появляется на свет красавица матрешка - символ русского народного искусства.
Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет столетнюю историю. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семенове, в селах Полховский Майдан и Крутец.
Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава детям, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через некоторое время, появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих забавных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки - это русские девки и бабы, полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.
По видам росписи матрешки делятся на загорских, полхов – майданских и семеновских.
Сергиевская (загорская) матрешка Плавно, ровно круглится форма и медленно перетекает из одного объёма в другой. Появилась матрёшка в 1920-е годы (г. Загорск, Московская область), наряжена в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках она держит узелок, корзину, гуся. Сам же образ стал иным по характеру - ярким, открытым, броским. И расписывать стали иначе - локальным, чистым и звучным цветом, с черной графической оживкой, быстрыми живыми мазками нехитрого узора, каким украшают традиционные игрушки.
5.Физкультминутка «Веселые художники»
С завязанными глазами под русскую народную мелодию нарисовать матрешку. Непременное условие с завязанными глазами. Можно привлечь родителей, один начинает рисунок, другой продолжает и т. д.
6. Самостоятельная практическая работа.
- Ребята, а теперь мы создадим свою матрешку, непохожую на другие. Для начала сконструируем нужную форму. (Вырезаем форму из бумаги, сложенной вдвое).
Но прежде, чем приступить к работе, давайте повторим правила техники безопасности.
Если хочешь долго жить
И калекою не стать –
Надо правила учить
И всегда их соблюдать.
Ножницы давать не нужно
Острым кончиком вперед,
Может быть конец их острый
В глаз соседу попадет.
Ты, пожалуйста, запомни
Кисть нужна, чтоб рисовать.
Ни пустой, ни краской полной
В рот нельзя ее совать.
Лизать краску, баловаться
Не пытайтесь никогда,
Верьте, может оказаться
Ядовитою она.
- Правила техники безопасности мы повторили и теперь можем смело приступать к практической работе.
(В ходе самостоятельной работы фоном звучат русские народные песни)
Ребята ,во время выполнения задания не забывайте о последовательности выполнения работы:
-
Обведи по контуру матрешку. -
Нарисовать лицо вам поможет круг. -
Нарисуй платок. -
Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа. -
Осторожно нанеси карандашом на лице 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. -
Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки. -
Заполни передний фон сарафана матрешки букетом цветов. -
Раскрась матрешку.